Файл: Литература 19 Немецкая классическая философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оглавление


1.Немецкая классическая философия 3

2.Философия природы 11

3.Философское учение о познании. 16

Список литература 19

1.Немецкая классическая философия



Немецкая классическая философия относится к началу XVIII века, когда ее представители в своем творчестве отразили мысли об окружающем мире и связи человека с ним. Рассматриваемая мыслительная наука стала основой для развития философии Просвещения, которая получила начало во французских революционных лозунгах 1789–1794 гг.

К классикам немецкой философской науки относятся учения:

Иммануила Канта;

Иогана Фихте;

Фридриха Шеллинга;

Георга Гегеля;

Людвига Фейербаха.

Немецкая философия представляет собой творчество мыслителей Нового времени. Влиятельное течение мыслей того периода послужило началом анализа человека, который пришел на замену исследованию природы. Философы рассматриваемого периода сделали вывод о том, что люди живут в культуре, а не мире природы.

Характерные особенности немецкой философии:

акцент на значимости науки в сфере проблем гуманизма, научные попытки переосмысления человеческого жизненного пути;

исследование человеческой сущности наравне с историей человечества;

рассмотрение философии как голоса культуры всего человечества;

представление философской науки как системы;

понимание роли философской мысли в истории развития человечества и культуры.

Представители

Иммануил Кант (1724–1804)

Основоположником классической немецкой философии считается Иммануил Кант. Авторству ученого принадлежит революционный переворот в развитии философской мысли. По Канту, познание рассматривается как деятельность, существующая по своим правилам и законам. Наиболее значимыми трудами Иммануила Канта являются «Критика чистого разума», «Критика Практического разума», «Критика способности суждения».

Кантовское творчество принято делить на два периода:

Докритический период (1746–1770 гг.), когда философ уделял внимание вопросам возникновения Вселенной и ее развития. К этому периоду относится учение «Всеобщая естественная история и теория неба», где Кант говорит об образовании Вселенной из так называемой «первоначальной туманности». На основе законов Ньютона Кант объяснил происхождение солнечной системы. По мнению ученого Космос — это движущаяся и развивающаяся система. Данное утверждение известно как «гипотеза Канта–Лапласа», поскольку французский астроном Пьер-Симон Лаплас развил космогоническую концепцию немецкого философа.


Критический период(1770–1804 гг.) характеризуется работой над этическими и гносеологическими вопросами. Название данного временного промежутка в творчестве Канта обусловлено характером его трудов, в которых он подвергает критике те или иные явления. В учении «Критика чистого разума» философ подверг сомнению человеческие возможности познания. Работа «Критика практического разума» посвящена анализу природы нравственности человека. В данных трудах немецкого ученого сформировалась суть его философских учений, которая заключается в ответах на главные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».

Теория познания Канта

«Критика чистого разума» известна также как теория познания Канта. Философ считает, что знания складываются из опыта и чувственного восприятия. Ученый сомневается в истинности знаний человека о мире, поскольку человек в попытках познания сути вещей искажает знания из-за органов чувств. Кант считал, что сначала необходимо определить границы человеческих способностей к познанию. Он полагал, что знания о предметах — это лишь знание о том, как вещи являют нам себя, но не знания о сущности этих вещей. В этой связи Иммануил Кант ввел термин «вещь в себе», обозначающий знание о сущности предмета. Рассматриваемое понятие описывается как непознаваемое. Гносеологическая теория Канта называется агностицизмом.

В основе теории познания Канта стоит признание существования априорного (доопытного) знания, которое является врожденным. К первым из таких форм относятся время и пространство. Познание человека чего-либо происходит в условиях времени и пространства, однако данные формы не присущи «вещам в себе». Познавательный процесс проходит путь от чувств к рассудку, от рассудка к разуму. Рассудок вне границ опыта считается разумом. По Канту, разум стоит выше других возможностей человека к познанию. Врожденная способность человека к ориентировке в пространстве и времени, то есть к сверхчувственному познанию, немецкий философ обозначил как трансцендентальная апперация. Благодаря этому умению в сознании человека накапливаются знания, а затем переходят от врожденных мыслей к идеям познания разумом.

Философскую концепцию Иммануила Канта также принято называть критическим или трансцендентальным идеализмом. Трансценденталии — это интуитивно познаваемые понятия.

Как полагает немецкий мыслитель, человек познает мир посредством практического разума с применением знаний, которые получены с помощью «чистого» или теоретического разума. Практический разум используется для формирования жизненного и общественного поведения человека, которое основано на «автономной воле» и принятых в социуме правилах. Автономная воля отвечает за побуждение человека к добрым или злым поступкам. Поведение человека наиболее существенно регулирует закон морали или категорический императив, который способен ограничивать волю человека.



Значение морали в философии Канта

Максимумы (правила), на которых должно основываться человеческое поведение (по Канту):

При совершении поступков следуй правилам, которые могут стать законом, общим для всех.

Человек — это наивысшая ценность. Поступай, исходя из этого утверждения.

Совершай поступки на благо обществу.

Этическое учение Иммануила Канта является значимым теоретически и практически. По Канту, мораль и следование ей имеют огромную ценность для человека и социума. Недопустимо пренебрежение нормами морали ради своего эгоизма. Общественная мораль должна опираться на следование чувству долга: люди должны проявлять себя по отношению друг к другу как разумное, ответственное и беспрекословно следующее моральным правилам существо.

Иммануил Канту принадлежит идея создания нового «этического общественного строя», который основывался бы на категорическом императиве и изменил жизнь людей в социуме.

Философ полагал, что человек живет в двух измерениях:

в государстве с его регламентом;

в обществе с его нормами морали.

Кант считал, что государственная жизнь не является истинным человеческим миром, поскольку в ней царят обман, предрассудки, пережитки животных влечений в человеке.

По-настоящему свободным человек может стать только при условии добровольного соблюдения законов морали, в первую очередь, категорического императива. Сформулированный Кантом нравственный императив звучит так: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».

Кроме того, классик немецкой философии выдвинул идею о «вечном мире», в основе которого лежит невыгодность войны с точки зрения экономики и ее правовой запрет.

Иоган Готлиб Фихте (1762–1814)

Фихте является продолжателем идей Иммануила Канта. Его теория носила название «Наукоучение». По мнению Фихте, философская наука является основополагающей и помогает в создании единого способа познания. Основой философского познания ученый считал интуицию интеллекта. Познание происходит следующим образом: сознание познающего при взаимодействии с познаваемым объектом выступает в качестве активного творческого начала.

По Фихте, познавательный процесс состоит из трех этапов:

«Я» создает само себя.

«Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту.

«Я» и «Не-Я» ограничивают друг друга, тем самым образуя синтез.

На вопрос «Существует ли объект без субъекта?» философская концепция Фихте однозначно отвечает: если нет субъекта, то и объекта не существует. Таким образом, лишь активное «Я» или воля познающего через взаимодействие с объектом, могут изменить мир и утвердиться в нем.


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831)

Творчество Георга Гегеля считается одним из наиболее значимых среди учений классиков немецкой мыслительной науки. Концепция этого философа является вершиной развития западной философии Нового времени. Среди лавных произведений Гегеля «Философия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Ученый рассматривал вопрос равенства мышления и бытия. По мнению Гегеля, в процессе эволюции человеческое сознание проходит этапы, аналогичные тем, через которые прошло человечество за всю историю существования. Следовательно, человек способен дать оценку своей жизни через призму завершившейся истории или «абсолютного духа». Таким образом, мышление и бытие уравниваются.

Эволюция сознания отдельного индивида реализуется с помощью движения от абстрактного к конкретному. Неотъемлемой частью каждой новой стадии этого движения является воспроизведение накопленного на предыдущих этапах опыта на более высоком уровне.

Существует три этапа развития сознания:

На первой ступени созерцающее сознание противоположно человеческому «Я».

Для второго этапа характерно превращение сознания в самосознание, то есть человек осознает себя как личность.

На третьей стадии окружающий мир осознается как духовный, и человек ощущает себя частью этого мира.

В своем учении Гегель объединяет все проявления бытия в одно понятие — «абсолютную идею». Это явление также развивается через движение с помощью природы, созданной Богом для появления человека и его духа.

Георг Гегель является автором трех основных философских законов:

Закон перехода количественных изменений в качественные, который гласит, что любое развитие осуществляется путем накопления некоторых количественных изменений. В какой-то момент эти изменения выходят за пределы нормы и преобразуются в качественные.

Закон о взаимопроникновении противоположностей предполагает следующее. Постоянно движущиеся противоположности переходят друг в друга, начиная определять и предполагать себя, одновременно отрицая.

Закон отрицания описывает эволюцию, проходящую в три этапа: приобретение тезиса, антитезис (то есть отрицание тезиса) и снятие отрицания или противоречия.

Философские мысли Гегеля способствовали развитию социологии. Его творчество оказало влияние на взгляды Карла Маркса и определили возникновение социологии конфликта. Авторству немецкого философа принадлежит концепция гражданского общества, в которой происходит разделение социума на гражданскую и государственную сферу. Классик мыслительной науки своими трудами повлиял на становление многих философских направлений.


Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775–1854)

В своем творчестве немецкий философ Фридрих Шеллинг стремился к созданию единой системы знаний посредством исследования познаний истины в отдельных сферах. Позже этот подход получил название «натурфилософия». Данное понятие описывало попытку объединить научные достижения под наблюдением ученого.

Основной идеей обобщенной системы является образ «идеальной природы», основой которой служит мысль о духовности активности природы. Итогом творчества философа в натурфилософском направлении стало доказательство того, что любая сущность является единством противоположных сил. Шеллинг ввел для обозначения явления целостности термин «популярность». В произведениях немецкого мыслителя дается объяснение таким сложным природным процессам как жизнь и организм.

Книга Фридриха Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» описывает разницу между теоретической и практической философией. По мнению философа теория — это объяснение высших принципов знания. Практическая часть философской науки применяется в поисках решения проблем свободы человека.

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872)

Концепция Людвига Фейербаха основывается на борьбе несовместимых мировоззрений — религии и философии. Мыслитель стремился к объяснению материалистической формы духа и критиковал христианскую религию. В своих произведениях философ утверждал, что бог является только образом, а не божественным существом. Этот образ появился в сознании людей как отражение сущности человека.

По Фейербаху, возникновение религии обусловлено страхом людей перед явлениями природы. Именно это служит причиной появления могучих образов в людском сознании. Таким образом, бог — это всего лишь творение разума человека, приобретающее форму творца, контролирующего человеческую волю и судьбу. Фейербах считает, что религия античеловечна, так как лишает человека стремления совершенствовать реальную жизнь, призывая его ждать будущего вознаграждения от божественного существа.

2.Философия природы



Понятие природы является одним из важнейших философских понятий, осмыслению которого придавалось особое значение на протяжении всей истории науки. Задолго до появления науки как самостоятельной отрасли знания создавались натурфилософские системы, в которых понятие природы занимало центральное место, однако недостаток знаний о законах развития природы приводил к ее пониманию на основе умозрительных посылок без опоры на достижения о ее строении и свойствах. Поэтому теоретические представления о природе основывались не на обобщении данных науки, а непосредственно выводились из общефилософских положений, что приводило к утрате предметной области науки.