Файл: Основы бухгалтерского учета.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основы бухгалтерского учета

Отличительными чертами бухгалтерского учета являются:

Пользователи бухгалтерской информации

Объекты бухгалтерского учета

Состав активов организации

Обязательства организации

Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Оценка активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на их покупку:

1. активов, полученных безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования;

2. активов, произведенных в самой организации, - по стоимости их изготовления;

3. Полученных в обмен на другие активы – по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Документирование хозяйственных операций

Хозяйственные операции отражаются на бумажных и технических носителях.

Документ - это любой носитель информации, с помощью которого хозяйственные операции подвергаются первичной регистрации.

Расценка, или таксировка, документов – это денежная оценка указанных в документе материальных ценностей.

Группировка – это подбор однородных документов в пачки, что позволяет делать записи общими итогами. На основе групп первичных документов часто составляют сводные документы.

Разметка, или контировка – это определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах

! Путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив, называется документооборотом.

Счета и двойная запись

Счет_________________________

(наименование счета)

Дебет Кредит

Схема строения активных и пассивных счетов

Активный счет Пассивный счет

Дебет Кредит Дебет Кредит

Начальное сальдо Начальное сальдо

Увеличение (+) Уменьшение (-) Уменьшение (-) Увеличение (+)

Конечное сальдо Конечное сальдо

Счет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (наименование)

Баланс (начальный)

Баланс (конечный)

Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи.

Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой.

Различают простые бухгалтерские проводки, в которых корреспондируются только два счета и сложные, в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

Пример

От подотчетного лица поступили на склад материалы на сумму 2000 руб., остаток подотчетной суммы (100 руб.) он сдал в кассу.

Дебет счета «Материалы» 2000 руб.

Дебет счета «Касса» 100 руб.

Кредит счета «Расчеты с подопечными лицами» 2100 руб.

Мемориальный ордер – это документ бухгалтерского оформления, содержащий указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Мемориальный ордер № 1

запись за январь 20__г.

3 января 20__г.

В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие регистры.

Регистрационный журнал

за январь 20___г.

Синтетический и аналитический учет

Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду активов, обязательств организаций и процессов, аналитичекими.

Прямая связь между синтетическими и аналитическими счетами рассмотрим:

Пример

В течение месяца произошли следующие операции.

Синтетические счета

Аналитические счета

Оборотная ведомость по синтетическим счетам за январь 20___г.

Учетные регистры

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1 наименование регистра;

2 наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3 дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4 хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5 величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6 наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7 подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Способы исправления в учетных записях

Формы бухгалтерского учета

Упрощенная форма бухгалтерского учета «Журнал – главная»

Организация ведения бухгалтерского учета

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

1 учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2 ввести в штат должность бухгалтера;

3 передать на договорных началах введение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру – специалисту;

4 вести бухгалтерский учет лично (только на малых и средних предприятиях).

План организации бухгалтерского учета

Состоит из следующих элементов:

Централизация и децентрализация учета

В средних по размеру организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

Графики учетных работ

1 Индивидуальные;

2 Структурные;

3 Сводные.

Инвентаризация активов и обязательств

Основные цели инвентаризации:

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Законом «О бухгалтерском учете» установлены следующие принципы регулирования бухгалтерского учета:

В соответствии с указанным выше законом к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

Основные правила бухгалтерского учета

8. Формирование учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования»

Учетная политика организации

Учетная политика – стандарт экономического субъекта, в котором отражены выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Изменения учетной политики производится при следующих условиях:

1. Изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете федеральными и/или отраслевыми стандартами;

2. Разработка и выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3. Существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Понятие о GAAP, МСФО и директивах ЕС

! Особо важными директивами в области финансового учета и отчетности являются 4 – я и 7-я.

В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1 наименование регистра;

2 наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3 дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4 хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5 величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6 наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7 подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Способы исправления в учетных записях

  • Корректурный способ;
  • Способ дополнительных проводок;
  • Способ «красное сторно».

Формы бухгалтерского учета

Упрощенная форма бухгалтерского учета «Журнал – главная»

Организация ведения бухгалтерского учета

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

1 учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2 ввести в штат должность бухгалтера;

3 передать на договорных началах введение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру – специалисту;

4 вести бухгалтерский учет лично (только на малых и средних предприятиях).

План организации бухгалтерского учета

Состоит из следующих элементов:

  • План документации и график документооборота;
  • План инвентаризации;
  • План счетов и их корреспонденции;
  • План отчетности;
  • План технического оформления учета;
  • План организации труда работников бухгалтерии.

Централизация и децентрализация учета

При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации. В самих подразделениях осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций. При
децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации.

В средних по размеру организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

  • Материальная. В этой группе, как правило, ведется учет основных средств;
  • Учета оплаты труда;
  • Производственно-калькуляционная;
  • Учета готовой продукции;
  • Общая группа.

Графики учетных работ

1 Индивидуальные;

2 Структурные;

3 Сводные.

Инвентаризация активов и обязательств

Инвентаризация – это проверка активов и обязательств организации путем подсчета, обмера взвешивания. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью активов организации.

Основные цели инвентаризации:

  • Выявление фактического наличия активов и их состояния;
  • Сопоставление фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета;
  • Проверка полноты отражения в учете обязательств.
  • ! Инвентаризации подлежат все активы организации независимо от и местонахождения и все виды обязательств.

    В зависимости от степени охвата проверкой активов и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Законом «О бухгалтерском учете» установлены следующие принципы регулирования бухгалтерского учета:

  • Соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • Единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • Упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
  • Применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • Обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • Недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с указанным выше законом к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • Федеральные стандарты;
  • Отраслевые стандарты;
  • Рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • Стандарты экономического субъекта.
Основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях установлены Законом РФ «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами.
  • Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином России.
  • Учет объектов учета в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык.
  • Осуществление в бухгалтерском учете текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг раздельно от затрат, связанные с капитальными и финансовыми вложениями
  • Обязательность документирования хозяйственных операций Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель утверждает также правила также правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. 6. Оценка объектов учета в денежном выражении. Оценка, активов, приобретенных за плату осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; активов, полученных безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; активов, произведенных в самой организации, - по стоимости изготовления. Применения других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами Минфина России и органов, которым представлено право регулирования бухгалтерского учета.

Основные правила бухгалтерского учета

7. Обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Формирование учетной политики для ведения бухгалтерского учета в организации с установленными допущениями и требованиями.

Понятия «допущения» и «требования»

  • Положением по учетной политике установлены следующие допущения: имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
  • Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Учетная политика организации

Учетная политика – стандарт экономического субъекта, в котором отражены выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета; рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, учетных регистров, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики производится при следующих условиях:

1. Изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете федеральными и/или отраслевыми стандартами;

2. Разработка и выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3. Существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.


Понятие о GAAP, МСФО и директивах ЕС

GAAP - Общепринятые принципы бухгалтерского учёта (англ. Generally Accepted Accounting PrinciplesGAAP) — национальные стандарты бухгалтерского учёта, применяемые в каждой стране, в соответствии с национальным законодательством (например, существует термин Russian GAAP). Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Директива ЕС - это законодательным акт, выпущенный Европейским Союзом. Европейский Союз (ЕС) разработал и внедрил систему директив и правил с целью защиты здоровье потребителей продукции и рабочих на производстве.

! Особо важными директивами в области финансового учета и отчетности являются 4 – я и 7-я.