Файл: Контрольная работа по дисциплине Основы философии Специальность 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В IV веке между восточным и западным христианством на­метился раскол, который официально оформился в 1054 году. После разделения церкви каждая конфессия (православие и католицизм) определяют свою догматику. Католическая церковь приняла догматику первого, второго и четвертого собо­ров, воплощенную в Символе веры (триединство Бога, богочеловечество Иисуса Христа и единослущие Богу–Отцу, о спасительной миссии церкви, воскресении из мертвых и Страшном Суде). В отличие от православия, католичество при­знает качественное и количественное изменение догматов. Формальные догматические отличия католичества: филиокве (добавление к восьмому члену Символа Веры, провозглаша­ющему исхождение Святого Духа от Отца, слова «и от Сына»), догмат о догмате и непогрешимости Папы в делах веры и нрав­ственности, догмат о непорочном зачатии Божьей матери и ее телесном вознесении на небо, чистилище.
В XVI веке широкое антикатолинеское движение в Евро­пе – Реформация – приводит к появлению третьего главного направления христианства. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, исключительный ав­торитет Библии, священство всех верующих. В свою очередь каждая конфессия содержит различные течения, направле­ния, группы, секты.
Наиболее поздняя монотеистическая религия – ислам – возник в начале VII века на Аравийском полуострове. Основное положение догматики: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухам­мед — посланник Аллаха». Величие Бога — Аллаха — выраже­но во многих формулах и часто повторяется в речи, молитвах, быту, постоянно встречается в изящной вязи арабского каллиг­рафического письма на памятниках мусульманской архитекту­ры в Азии, Африке, Европе и Америке. В мусульманской традиции среди людей, не исповедующих ислам, особо выделяются иудеи и хри­стиане – «люди Писания». Согласно догматике ислама, эти люди верят в того же Бога, что и мусульмане. Главные обязанности верующего: пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотво­рительность (занят), паломничество в Мекку (хаджж). Несмот­ря на множество различных течений в исламе, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди мусульман суще­ствует стойкое убеждение в принадлежности к единой общнос­ти людей, объединенных общей верой, традициями, начальной историей и общими интересами в мире. Идея превращения ре­лигиозной общности мусульман в единство политического по­рядка неоднократно выдвигалась и поддерживалась крупными мусульманскими государствами и религиозными центрами.

Древнейшая из мировых религий – буддизм. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама родился в мае 623 г. До н.э. Разочаровавшись в жизни, размышляя над закона­ми бытия, Гаутама понял, что все беды человека проистекают от ложных представлений, которые порождают мнимые ценности, такие, как привязанность, антипатии, иллюзии, тщеславие, лож­ные взгляды, сомнения, лень, неугомонность, бесстыдство, от­сутствие морали. Затем Гаутама вошел в иное состояние созна­ния и стал Буддой. Будучи Буддой, он сформулировал законы бытия, которые проповедовал 45 лет до своей физической смер­ти. Согласно традиции, Будда в процессе медитации также уви­дел, каким образом перерождаются существа в прошлом, насто­ящем и будущем, и в результате сформулировал четыре истины: существует дукха (неудовлетворенность, страдание); существу­ет причина дукхи (страх перед временем); исчезновение дукхи есть нирвана; существует путь к прекращению дукхи. Все про­поведи Будды (согласно традиции, их 80 тысяч) посвящены объяснению этих четырех истин и законов бытия.
К I веку до н.э. в буддизме появилось два направления – хина­яна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). Соглас­но хинаяне («узкий круг спасения») нирваны может достигнуть лишь узкий круг людей – монашество. В хинаяне Будда еще не выступает в роли Бога, но является великим учителем, че­ловеком великой нравственной чистоты, указывающим другим путь к спасению. Махаяна обещает «широкий путь спасения» не только монахам, но и мирянам. Более того, последователь махаяны должен в первую очередь беспокоиться не о своем спа­сении, а о спасении других. Будда в этом учении уже не чело­век, а Бог.
В двадцатом веке возрос интерес к изучению буддизма с философской точки зрения, что в определенной мере связано с большим кругом проблем (космологических, гносеологичес­ких, нравственных, эстетических), содержащихся в нем.






























3. Сознание и бессознательное.


Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание человека опосредованно общественно-исторической деятельностью человека. Развитие сознания в филогенезе связано с включением человека в контекст социальных взаимоотношений.

Сознание – это интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относится к ним и делать их предметом практического преобразования.

Философское рассмотрение проблемы сознания связано с анализом соотношения категорий сознания и бытия. Именно сознание составляет специфическое отличие человека, определяет его уникальное положение в мире, конструирует его особый онтологический статус, способ бытия. Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность. Сознание: 1) рождается в бытии; 2) отражает бытие; 3) творит бытие.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Функции сознания: 1) отражательная; 2) порождающая (креативная); 3) регулятивно-оценочная; 4) рефлексивная функция. Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности. Объектами рефлексии могут выступать: отражение мира, мышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения, сами процессы рефлексии, личное сознание.

В структуре сознания выделяют два слоя (по В. П. Зинченко):

1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий (наблюдаемая и регистрируемая внешне форма поведения) и чувственные образы;


2) рефлексивное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации, информации).

Однако область психического гораздо шире области осознанного. Далеко не все эмоции и мотивы осознаются человеком, они и составляют содержание бессознательной сферы человеческой психики. Сознание и бессознательное не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где сознание выступает как рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания. Впервые целостная концепция бессознательного была сформулирована в работах З. Фрейда, хотя задолго до него проявления бессознательного описывались учеными, врачами, философами, священниками и т.д. Но ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «Оно» насыщено энергией – «либидо», являясь иррациональным, подчиняется принципу удовольствия. «Я» находится в конфликте с «Оно». На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести, подавляет сексуальные влечения. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх=Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, страха, укоров совести, тревоги. «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для человека и общества (творчество, искусство, общественная активность, производство и т.д.). Бессознательное проявляется также в снах, ошибочных действиях (описки, оговорки), шутках, ассоциациях и пр. Для устранения конфликта между «Оно» и «Я» применяются механизмы психологической защиты.


Недостатком фрейдизма является преувеличение сексуальной сферы в жизни человека, трактовка человека как в основном как биологическое существо, движимое инстинктами, находящееся в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому его последователи, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое из поколения в поколение (К. Г. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Вывод:

сознание – это высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности и общения с помощью языка. Сознание человека не остается на одном уровне, оно меняется в зависимости от эпохи (строй государства, экономика, политика), т.е. в ходе своего исторического развития.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Список используемой литературы.


  1. https://ru.wikipedia.org/wiki

  2. http://studentik.net/lekcii/lekcii_filosofia/120-postklassicheskaja-filosofija-19-20-vek-lekcija-7.html

  3. https://refdb.ru/look/1240311-p12.html

  4. https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/tema-1-6-soznanie-i-bessoznatelnoe

  5. http://eos.ibi.spb.ru/umk/1_6/6/6_P1_R1_T2.html