Файл: Содержание Введение 3 1 Предмет экономической науки 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание

Введение 3

1.1 Предмет экономической науки 5

1.2 Экономика и экономическая теория 7

Глава 2. Методы изучения экономической науки 9

2.1 Методы изучения экономических явлений 9

2.2 Функции экономической теории 11

Заключение 13

Список литературы 14



Введение


Современное нелинейное развитие человеческой цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, влияющим на все сферы жизни человека. Наука в целом и результаты инновационной деятельности изменяют коренным образом материальный мир, в котором живут люди. С одной стороны они помогают решить им свои проблемы, с другой - порождают новые. Как раз в таких условиях огромное значение приобретают знания человека о процессе познания, о процессе получения научных результатов.

Значение дисциплины «Научные основы экономических исследований» для профессионального становления экономиста-менеджера, инженера-экономиста и менеджера заключается в двух моментах. Во-первых, изучение данной дисциплины прививает навыки и умения в области научно-исследовательской работы (НИР), т.к. специалист с высшим образованием должен быть, в первую очередь, творческим работником, а не простым исполнителем. Он должен «загораться как факел», а не только «заполняться знаниями, как сосуд жидкостью». Во-вторых, данная дисциплина способствует воспитанию специалиста, уважающего науку и ее выводы (мировоззренческая сущность дисциплины).

Экономист-менеджер, инженер-экономист, менеджер должен владеть основами научного познания и видеть ее возможности и ограничения. Наука в целом отвечает на вопросы, на которых сегодня нет ответов, но, в основном, на этапе вскрытия пласта проблем и противоречий. Основная задача науки - указать путь к совершенствованию, что-то выявить, установить, открыть и лишь потом, что-то разработать и предложить.1

Цели работы: определить функции и методы изучения экономической науки.

Задачи данной работы:

  • Раскрыть понятие экономической науки;

  • Изучить функции экономической науки;

  • Освоить методы изучения;

  • Подвести итог о проделанной работе.

Глава 1. Предмет и методы экономической науки


Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, переводном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом следует иметь в виду, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода подразумевалась не как народное хозяйство страны, а как домоводство. Поэтому и термин «экономика» в его изначальной трактовке определяется как «искусствоведения домашнего хозяйства». Автором этого термина всемирно считается греческий философ-мыслитель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.). Ныне произнося, применяя слово «экономика», следует иметь в виду, что оно понимается в трех разных значениях.

Прежде всего, экономика - это само хозяйство в широком смысле слова, т.е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей.2

Во-вторых, экономика - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества.

В-третьих, экономика – это отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров.

1.1 Предмет экономической науки


Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий экономической истории люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами научной экономики были философия и социология, а взросла она на ниве многолетней практики.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался гораздо позже, около 300 лет тому назад, когда зародилась политическая экономия - предвестник будущей экономической теории. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты, дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формированию предмета экономики. Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А. Смита и отражены в определение выдающегося английского экономиста А. Маршалла: "Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которые теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния". В данном определении из сферы экономической деятельности исключено «нематериальное производство» в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же сфера обращения, обмена товара остаются вне поля зрения экономической науки.
3

В этом смысле более комплексным выглядит определение экономической науки как изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

В последние годы получен широкое распространение подход к формированию предмета экономической науки, основанной на использовании понятий «ограниченность ресурсов», «редкость». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных способов использования ограниченных (редких) экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей в условиях, когда им приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств. Американский профессор Пол Самуэльсон, автор получившего мировую известность учебника "Экономика" характеризует предмет экономической теории различными определениями и тем самым подчеркивает, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной. Соединяя разные подходы можно сделать следующее определение. Экономическая теория - это наука о том, как общества, используя ограниченные ресурсы, производят, распределяют, обменивают и потребляют материальные, нематериальные блага, услуги и ценности.

1.2 Экономика и экономическая теория


История свидетельствует, что впервые понятие «экономика» употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным от двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее другой знаменитый представитель Древней Греции Аристотель под экономикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономики как науки.4

Двоякий смысл данного понятия сохранился до сих пор. Хотя под экономикой как хозяйством понимается не только домашнее, но и региональное, национальное и мировое хозяйство. Соответственно, экономика как наука, отражая происшедшую в ней специализацию, может быть и региональной экономикой, и экономикой природопользования, и мировой экономикой и т.д. По существу, экономическая
наука предстает как совокупность наук, изучающих как экономику в целом, так и ее отдельные и составные части. Любую науку формируют две составляющие: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга – теория без практики мертва, практика без теории слепа. Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком-то объекте или явлении. Экономическая теория – это система знаний об экономике как хозяйстве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. Поэтому, приступая к изучению экономической теории, студент тем самым ставит перед собой задачу: освоить экономическую теорию как основу всей экономической науки, дающую общее представление об экономике как сфере деятельности человека. Общая экономическая теория является фундаментом конкретных экономических теорий. Важной особенностью конкретных экономических дисциплин является их тесная связь с практикой, так как главное их назначение состоит в том, чтобы научить работать в определенной сфере экономики: в области управления, бухгалтерского учета, банковского дела и т.д. Вот почему эти науки называются прикладными. Общая экономическая теория тоже связана с практикой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через конкретные экономические дисциплины, так как в их основании лежит общая экономическая теория. Кроме того, она дает знания, которые могут пригодиться в жизни любому человеку. Экономическая теория особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микро-уровне – уровне отдельного предприятия или на макроуровне – уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.5

Глава 2. Методы изучения экономической науки

2.1 Методы изучения экономических явлений


Каждая наука изучает свой предмет при помощи определенных методов. Метод – это способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта.

Первым методом, с которым начинается любая наука, есть метод наблюдения. Он предполагает слежение за происходящими явлениями
, их регистрацию, систематизацию, выявление каких-то закономерностей.

В экономической науке развитие данного метода привело к возникновению статистики и статистического метода, позволяющего изучать экономические явления и процессы, выражая их через количественные определенности и соотношения.

Однако одного наблюдения недостаточно, так как сущность обычно скрывается за внешними формами проявления. Вот почему экономическая наука широко использует метод абстракции – отвлечения от конкретных форм проявления сущности изучаемого явления, которые могут быть нетипичными, случайными, второстепенными и несущественными, и выделение типичного, главного и существенного.6

На основе абстрагирования строится категориальный аппарат науки. Категории – это абстракции или понятия, отражающие наиболее существенные характеристики вещей или явлений. Особенностью экономической категории является то, что она отражает соответствующие экономические отношения. Например, категория «товар» отражает отношения купли-продажи. Этим категория отличается от понятия как такового, за которым не стоят экономические отношения. Это означает, что именно категории раскрывают предмет экономической теории. В целом, экономическая теория оперирует множеством самых различных категорий, понимание которых означает знание самой науки. Так что изучающему экономическую теорию предстоит узнать содержание многих категорий и понятий и научиться оперировать ими.

Абстрагирование, предполагающее абстрактное, или отвлеченное, мышление, отнюдь не означает уход от конкретной жизни. Наоборот, оно предстает как способ ее лучшего понимания. Без абстрагирования можно утонуть в огромном многообразии мира, второстепенное принять за главное и в результате прийти к неверным выводам.

Абстрактное мышление в свою очередь предполагает использование методов индукции и дедукции.

Метод индукции представляет собой движение мысли от частного к общему, в ходе которого на основе выделения отдельных, внешне разрозненных фактов делается объединяющий эти факты общий вывод.

Метод дедукции предполагает движение мысли от общего к частному, нередко через цепь умозаключений. Например, с помощью данного метода из общего понятия «товар» выделены факторные товары, а среди последних такие товары, как труд, земля и капитал.

Отмеченные методы тесно связаны с методами анализа и синтеза. Анализ представляет метод научного познания, требующий расчленения изучаемого объекта на составные части, тогда как синтез требует обратного – соединения родственных элементов как объектов изучения в единое целое.