Файл: Основатель первых образовательных учреждении для слепых во Франции и в России.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Основатель первых образовательных
учреждении для слепых во Франции и в России.
Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое
обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение
к ним как к полноценным членам общества,
нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации
Наиболее часто встречающиеся диагнозы
Парциальная слепота Слабовидение
Время возникновения зрительного дефекта
1. Первичное нарушение: отсутствие или снижение зрения (зрительных ощущений).
Для детей типичной становится пассивность, снижение мотивации, желаний, интересов и стремлений
Особенности развития в раннем возрасте детей со слепотой
Семьи очень тяжело переживают слепоту ребёнка.
Отчаяние, страх , тревога за будущее ребёнка накладывают отпечаток на воспитание ребёнка
Отсутствие или дефектность зрения препятствует
Педагогические (специальное обучение, шрифт Брайля, наглядные пособия).
Психологические – развитие самопознания
Условия, необходимые для формирования компенсаторных процессов
Основатель первых образовательных
учреждении для слепых во Франции и в России.
Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое
обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение
к ним как к полноценным членам общества,
нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации
Валентин
Гаюи
(1745
-
1822)
Нервные волокна от клеток сетчатки, собранные в зрительный нерв через средний мозг (таламус) проецируются на поле 17 затылочной коры Нарушение зрительных функций при поражении различных звеньев зрительной системы
.
Наиболее часто встречающиеся диагнозы
При слабовидении
Нарушения рефракции:
• гиперметропия
(дальнозоркость),
• миопия (близорукость),
• астигматизм.
При слепоте
- атрофия зрительного нерва,
- поражениях сетчатки (ретинопатия недоношенных, диабетическая ретинопатия),
- катаракта, глаукома.
Парциальная слепота Слабовидение
Время возникновения зрительного дефекта
• При врожденной слепоте: затруднения в возникновении вертикального положения тела, развивается боязнь пространства, новых предметов, что, в свою очередь, приводит к задержке в освоении пространства, недоразвитию походки, пространственной ориентации, с опозданием развивается восприятие и понимание схемы тела.• При нарушениях зрения в раннем возрасте происходит недоразвитие психомоторной сферы, наблюдается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений.
• При потере зрения в более старшем возрасте имеющийся опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.
Структура дефекта
1. Первичное нарушение: отсутствие или снижение зрения (зрительных ощущений).
2.Вторичное нарушение как результат развития ребенка в условиях первичного нарушения: вторичные нарушения разного порядка тех психических функций, для реализации которых необходимо зрение, замедление или недоразвитие тех функций, которые прямо или опосредованно связаны со зрением: -нарушения первого порядка: нарушение зрительного восприятия, образов и представлений: формирование образов мира, образов другого человека напрямую связано с состоянием зрительной сенсорной системы; нарушение зрительно-моторных координаций приводит к недоразвитию действий с предметами; - нарушения второго порядка: нарушения продуктивных видов деятельности и письма, недоразвитие наглядно-образного мышления, вербализм в речи (отсутствие связи слов со зрительными образами), нарушения эмоционального развития
Структура дефекта
Третичное нарушение: нарушения развития личности детей. Дети развиваются в условиях недостатка общения, их контакты с другими людьми ограничены как из-за нежелания зрячих людей общаться с незрячими, так и из-за неуверенности незрячего ребенка и страха перед неудачей контакта.Результатом этого является уход ребенка в себя, который обозначается как аутизация, погружение в себя, замкнутость. Для детей с нарушениями зрения типичным становится пониженный
фон настроения, у них формируются астенические черты личности, они склонны к ипохондрическим настроениям.
Для детей типичной становится пассивность, снижение мотивации, желаний, интересов и стремлений
.
Особенности развития в раннем возрасте детей со слепотой
Семьи очень тяжело переживают слепоту ребёнка.
Отчаяние, страх , тревога за будущее ребёнка накладывают отпечаток на воспитание ребёнка
(гиперопека)
Отсутствие или дефектность зрения препятствует
- формированию совместного со взрослым внимания к окружающему и нормальному взаимодействию ребенка и родителей,
- развитию подражания,
- овладению невербальными средствами общения (мимика, глазной контакт, естественные жесты),
- развитию физической и психической активности
Слабовидящие дети:
- нарушения в развитии зрительного восприятия;
- недоразвитие психомоторной сферы;
- запаздывание формирования основных движений, слабость предметных действий;
- требуется значительное время для того, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки;
- зрительное восприятие обладает меньшей полнотой, скоростью, меньшей точностью отображения объектов, сужением или деформацией зрительного поля;
- недоразвитие зрительного восприятия приводит к недоразвитию разных видов деятельности, наглядных видов мышления.
Слепые дети
- Особенности развития зависят от продолжительности периода нормального зрения, то есть возраста утраты зрения.
- Чем позже ребенок утратил зрение, тем в большей степени у него развиты способности саморегуляции, потребность в преодолении собственного дефекта и в использовании механизмов компенсации.