Файл: Основатель первых образовательных учреждении для слепых во Франции и в России.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основатель первых образовательных

учреждении для слепых во Франции и в России.

Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое

обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение

к ним как к полноценным членам общества,

нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации

.

Наиболее часто встречающиеся диагнозы

При слабовидении

Нарушения рефракции:

• гиперметропия

(дальнозоркость),

• миопия (близорукость),

• астигматизм.

При слепоте

Парциальная слепота Слабовидение

Время возникновения зрительного дефекта

• При нарушениях зрения в раннем возрасте происходит недоразвитие психомоторной сферы, наблюдается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений.

• При потере зрения в более старшем возрасте имеющийся опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Структура дефекта

1. Первичное нарушение: отсутствие или снижение зрения (зрительных ощущений).

Структура дефекта

Результатом этого является уход ребенка в себя, который обозначается как аутизация, погружение в себя, замкнутость. Для детей с нарушениями зрения типичным становится пониженный

фон настроения, у них формируются астенические черты личности, они склонны к ипохондрическим настроениям.

Для детей типичной становится пассивность, снижение мотивации, желаний, интересов и стремлений

.

Особенности развития в раннем возрасте детей со слепотой

Семьи очень тяжело переживают слепоту ребёнка.

Отчаяние, страх , тревога за будущее ребёнка накладывают отпечаток на воспитание ребёнка

(гиперопека)

Отсутствие или дефектность зрения препятствует

Слабовидящие дети:

Слепые дети

Компенсация слепоты

Средства компенсации слепоты

Педагогические (специальное обучение, шрифт Брайля, наглядные пособия).

Психологические – развитие самопознания

Тифлотехнические

Тифлотехнические

– Приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции (очки, линзы, электронные глаза и пр.)

– Приборы, основанные на использовании сохранных анализаторов и заменяющие световые и цветовые раздражители – читающие машины, брайлевские дисплеи.

Условия, необходимые для формирования компенсаторных процессов

1. Постоянное общение с ребенком, использование всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса).

Основатель первых образовательных

учреждении для слепых во Франции и в России.

Благодаря В. Гаюи не только началось систематическое

обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение

к ним как к полноценным членам общества,

нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации


Валентин

Гаюи

(1745

-

1822)


Нервные волокна от клеток сетчатки, собранные в зрительный нерв через средний мозг (таламус) проецируются на поле 17 затылочной коры Нарушение зрительных функций при поражении различных звеньев зрительной системы

.

Наиболее часто встречающиеся диагнозы

При слабовидении

Нарушения рефракции:

• гиперметропия

(дальнозоркость),

• миопия (близорукость),

• астигматизм.

При слепоте

  • атрофия зрительного нерва,
  • поражениях сетчатки (ретинопатия недоношенных, диабетическая ретинопатия),
  • катаракта, глаукома.

Парциальная слепота Слабовидение

Время возникновения зрительного дефекта

При врожденной слепоте: затруднения в возникновении вертикального положения тела, развивается боязнь пространства, новых предметов, что, в свою очередь, приводит к задержке в освоении пространства, недоразвитию походки, пространственной ориентации, с опозданием развивается восприятие и понимание схемы тела.

При нарушениях зрения в раннем возрасте происходит недоразвитие психомоторной сферы, наблюдается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений.

При потере зрения в более старшем возрасте имеющийся опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Структура дефекта

1. Первичное нарушение: отсутствие или снижение зрения (зрительных ощущений).

2.
Вторичное нарушение как результат развития ребенка в условиях первичного нарушения: вторичные нарушения разного порядка тех психических функций, для реализации которых необходимо зрение, замедление или недоразвитие тех функций, которые прямо или опосредованно связаны со зрением: -нарушения первого порядка: нарушение зрительного восприятия, образов и представлений: формирование образов мира, образов другого человека напрямую связано с состоянием зрительной сенсорной системы; нарушение зрительно-моторных координаций приводит к недоразвитию действий с предметами; - нарушения второго порядка: нарушения продуктивных видов деятельности и письма, недоразвитие наглядно-образного мышления, вербализм в речи (отсутствие связи слов со зрительными образами), нарушения эмоционального развития

Структура дефекта

Третичное нарушение: нарушения развития личности детей. Дети развиваются в условиях недостатка общения, их контакты с другими людьми ограничены как из-за нежелания зрячих людей общаться с незрячими, так и из-за неуверенности незрячего ребенка и страха перед неудачей контакта.

Результатом этого является уход ребенка в себя, который обозначается как аутизация, погружение в себя, замкнутость. Для детей с нарушениями зрения типичным становится пониженный

фон настроения, у них формируются астенические черты личности, они склонны к ипохондрическим настроениям.

Для детей типичной становится пассивность, снижение мотивации, желаний, интересов и стремлений

.

Особенности развития в раннем возрасте детей со слепотой

Семьи очень тяжело переживают слепоту ребёнка.

Отчаяние, страх , тревога за будущее ребёнка накладывают отпечаток на воспитание ребёнка

(гиперопека)

Отсутствие или дефектность зрения препятствует

  • формированию совместного со взрослым внимания к окружающему и нормальному взаимодействию ребенка и родителей,
  • развитию подражания,
  • овладению невербальными средствами общения (мимика, глазной контакт, естественные жесты),
  • развитию физической и психической активности

Слабовидящие дети:

  • нарушения в развитии зрительного восприятия;
  • недоразвитие психомоторной сферы;
  • запаздывание формирования основных движений, слабость предметных действий;
  • требуется значительное время для того, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки;
  • зрительное восприятие обладает меньшей полнотой, скоростью, меньшей точностью отображения объектов, сужением или деформацией зрительного поля;
  • недоразвитие зрительного восприятия приводит к недоразвитию разных видов деятельности, наглядных видов мышления.

Слепые дети

  • Особенности развития зависят от продолжительности периода нормального зрения, то есть возраста утраты зрения.
  • Чем позже ребенок утратил зрение, тем в большей степени у него развиты способности саморегуляции, потребность в преодолении собственного дефекта и в использовании механизмов компенсации.
Принцип опоры на сохранные возможности детей: преодоление недостатков зрения происходит через его социальную компенсацию, приобщение к зрительному опыту через социальные средства, в первую очередь, через речь. Специфической задачей коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей, их пространственной ориентировки, а также практического интеллекта.

Компенсация слепоты

Компенсация слепоты – целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

Средства компенсации слепоты

Педагогические (специальное обучение, шрифт Брайля, наглядные пособия).

Психологические – развитие самопознания

Тифлотехнические

Тифлотехнические

– Приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции (очки, линзы, электронные глаза и пр.)

– Приборы, основанные на использовании сохранных анализаторов и заменяющие световые и цветовые раздражители – читающие машины, брайлевские дисплеи.


Условия, необходимые для формирования компенсаторных процессов

1. Постоянное общение с ребенком, использование всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса).

2. Сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет незрячему ребенку выделять звук как сигнальный признак предметов и явлений. 3. Активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет побуждение ребенка к установлению связей «рука – рот», «рука – рука» на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий.