Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, предусмотрено в ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении. Законом о государственном пенсионном обеспечении также закреплено важное правило, касающееся социальных пенсий: социальная пенсия по старости не выплачивается, если гражданин осуществляет трудовую деятельность.
Данное положение логично, поскольку при осуществлении трудовой деятельности лицо имеет источник средств к существованию, способно исполнять свои обязательства. Например, обязательства, возникающие при обучении за счет работодателя7.
Помимо социальной пенсии по старости Закон о государственном пенсионном обеспечении предусматривает и пенсию по старости для отдельных категорий граждан - пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Условия назначения пенсии по старости таким гражданам различаются в зависимости от того, к какой группе пострадавших они относятся (например, имеется группа «Занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения»). Таким образом, пенсия по старости любого вида - денежная сумма, ежемесячно выплачиваемая гражданину, достигшему определенного возраста, призванная компенсировать утраченные заработную плату и иные выплаты. В зависимости от условий назначения, предусмотренных федеральными законами, пенсии по старости подразделяются на различные виды.
Законодательные основы также должны содержать нормы, направленные на обеспечение права работников на досрочные страховые пенсии по старости, в частности нормы, позволяющие привлекать работодателей к юридической ответственности за нарушение требований документооборота по формированию пенсионных прав работников как застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Данные положения следует включить в ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Только такие законодательные изменения позволят преодолеть многочисленные судебные споры, связанные с реализацией прав работников на досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда.
Пенсии - это всегда и везде острый вопрос. Они получают его не только по достижении определенного возраста, но и в случае проблем со здоровьем. Актуальность данной темы обусловлена увеличением числа инвалидов в Российской Федерации как незащищенной категории населения.
Сегодня люди с ограниченными возможностями нуждаются в том, чтобы государство усилило систему поддержки, потому что с медицинской и социальной точки зрения эта группа является наиболее уязвимой.
Согласно ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости; либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Новый уклад формирования пенсий в России был создан в результате принятия современного Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В законе также нашли отражение новые положения, затрагивающие пенсионные права граждан и расчет размеров пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. На современном этапе социального развития России существует четыре вида страхования по старости.
К ним относятся: страховая пенсия; накопительная пенсия; пенсия по государственному пенсионному обеспечению; пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
Страховая пенсия может быть назначена по старости, инвалидности, а также в случае потери кормильца.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Сумма платежа ежегодно индексируется. Страховая пенсия по старости - самый распространенный вид пенсии в России. Из классификации пенсий следует, что граждане, признанные в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсий: на страховую пенсию по инвалидности; на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности; на социальную пенсию по инвалидности.
Инвалиды - это люди, чья жизнедеятельность ограничена и которые нуждаются в социальной защите из-за стойких нарушений физических функций, вызванных заболеваниями, травмой или дефектом. Порядок и размеры, предусмотренные для назначения пенсий, осуществляются посредством деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Лица с ограниченными возможностями обычно классифицируются в соответствии с их способностью к труду и самообслуживанию.
Учитывая эти возможности и степень их утраты, они распределили группы по 1, 2 и 3. Первая группа льготников нуждается в помощи в передвижении, уходе за больным и т.д. из-за серьезных ограничений по состоянию здоровья. Обычно у таких граждан диагностируются
проблемы с ориентацией во времени и пространстве, трудности в общении и поведенческом контроле.
Для группы 2 часть способностей сохранены. Другими словами, специальное приспособление и устройства помогают людям с ограниченными возможностями справляться с повседневными задачами, ходить и даже работать в особых условиях.
Наконец, граждане с 3 группами могут обслуживать себя, ходить и работать совершенно свободно, но с меньшей скоростью, чем обычные люди. График работы таких работников должен быть очень легким, и необходимо учитывать некоторые ограничения и рекомендации врачей. Чтобы быть признанными соответствующей группой инвалидов, граждане должны пройти ряд процедур, проводимых федеральными медико-социальными профессиональными учреждениями. Размер пенсии назначается гражданам только после того, как Бюро МСЭ установит и подтвердит факт наличия оснований для установления группы инвалидности8.
В дополнение к основным видам пенсий инвалиды также имеют право на ежемесячные денежные выплаты и пакет социальных гарантий, которыми граждане могут воспользоваться для оздоровления. Эти суммы индексируются каждый год.
На 2022 год в Российской Федерации 11,1 млн. граждан, признанных инвалидами, из них: 1,3 млн. – инвалиды I группы, 4,6 млн. – II группы, 4,5 млн. – инвалиды III Группы и 728 тыс. – дети-инвалиды.
Страховая пенсия по инвалидности с 1 июня 2022 года составляет 7 041,21 рублей. Один пенсионный балл теперь стоит 107,36 рублей.
С 1 апреля 2022 года социальная пенсия по инвалидности будет выплачиваться в следующих размерах: 1 группа - 12591; 2 группа - 6295; 3 группа - 5351; инвалидам с детства 1 группы и детям инвалидам - 15 109; инвалидам с детства второй группы 12 591.
Помимо денежных эквивалентов, инвалиды, как льготная категория граждан, имеют возможность получить социальное обеспечение. Она включает в себя лекарства и медикаменты, необходимые по медицинским показаниям, санаторно-курортное лечение и дорожные расходы на лечение и обратно.
Продолжительность санаторно-курортного лечения в рамках комплекса социальных услуг, предоставляемых гражданам в санаторно-курортной организации, составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Социальные услуги предоставляются в соответствии с договором на оказание социальных услуг, подписанным поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, и в течение 24 часов с даты представления персонального плана поставщику социальных услуг гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания и социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и включается в личный программу. В этом случае он имеет право на денежную компенсацию за эти услуги, которая в настоящее время составляет 1313 рублям 44 копейкам.
Поэтому пенсионное обеспечение играет одну из главных ролей и является важнейшей формой социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.
Закон о социальной защите инвалидов устанавливает гарантированную государством систему мер экономической, правовой и социальной поддержки для обеспечения условий, позволяющих инвалидам преодолевать и заменять жизненные ограничения, и направлен на создание равных возможностей для них и других граждан участвовать в жизни общества. Однако на практике эти меры часто оказываются недостаточными. Пенсии по инвалидности являются одним из основных источников средств к существованию для людей с ограниченными возможностями.
Поэтому меры, сформулированные государством для поддержки людей с ограниченными возможностями, должны постоянно совершенствоваться и пересматриваться в соответствии с требованиями общества и его развитием, чтобы каждый тип гражданина чувствовал, что он является важной частью этого общества.
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить следующее.
На сегодняшний день, назначение пенсии по потере кормильца носит заявительный характер, то есть гражданину приходится собрать целый ряд документов, чтобы доказать родственные связи с умершим или признанным безвестно отсутствующим кормильцем. Решение данной проблемы мы видим в изменении процедуры назначения пенсии по случаю потери кормильца. Государство с недавнего времени тоже нашло решение обозначенной нами проблемы в беззаявительном характере назначения пенсии по потере кормильца. Естественно, процесс перехода к беззаявительному назначению данной пенсии будет носить продолжительный и постепенный характер.
Так, в ноябре этого года Министерство труда и социальной защиты населения РФ сделало заявление о том, что с 1 января 2023 г. социальные и страховые пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним детям будут назначаться со дня смерти умершего кормильца на основании сведений ПФР и единого госреестра ЗАГС.
Данное решение позволит снять нагрузку сбора документов как для лиц, потерявших кормильца, так и для ПФР, ведь в большинстве своем сведения, передающиеся в него и сведения, которые необходимо собрать нетрудоспособному члену семьи, имеющему право на данную пенсию, дублируются, затрудняя тем самым процесс документооборота в самом фонде. Не менее важной проблемой, считается вопрос получения пенсии по случаю потери кормильца, если в отношении лица, получающему ее применена такая мера исполнительного производства как наложение ареста на имущество должника.
Это означает, что даже если пенсия по случаю потери кормильца является единственным источником дохода, то счет, на который она поступает, несмотря на это подлежит аресту судебными приставами.
Думается, что в данном случае государство, гарантируя и назначая пенсию лишает нетрудоспособного гражданина ее получения из-за других, не имеющих к пенсионному обеспечению проблем.
Необходимо решить этот вопрос на законодательном уровне и ввести нормы, ограничивающие применение ареста к счетам, на которые поступает пенсия по случаю потери кормильца, являющаяся единственным источником дохода для гражданина. Это положение должно применяться ко всем видам пенсий по случаю потери кормильца. Мы предполагаем, что это единственный способ, которым государство может справедливо решить насущную проблему, с которой граждане пытаются бороться годами. Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе Российской Федерации, но это не исключает того факта, что в процессе ее назначения и получения граждане могут столкнуться с рядом проблем.
Государство все больше обращает внимание на эти проблемы, пытаясь найти для них решение. Однако особое внимание следует уделять не только процессу назначения пенсии, но и ее получению.
Вопросы, рассмотренные нами в научной работе, в течение длительного времени требовали решения, которое не всегда требует изменения законодательства.
Прежде всего, необходимо установить контроль за реализацией законодательных положений на практике.
Данное положение логично, поскольку при осуществлении трудовой деятельности лицо имеет источник средств к существованию, способно исполнять свои обязательства. Например, обязательства, возникающие при обучении за счет работодателя7.
Помимо социальной пенсии по старости Закон о государственном пенсионном обеспечении предусматривает и пенсию по старости для отдельных категорий граждан - пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.
Условия назначения пенсии по старости таким гражданам различаются в зависимости от того, к какой группе пострадавших они относятся (например, имеется группа «Занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения»). Таким образом, пенсия по старости любого вида - денежная сумма, ежемесячно выплачиваемая гражданину, достигшему определенного возраста, призванная компенсировать утраченные заработную плату и иные выплаты. В зависимости от условий назначения, предусмотренных федеральными законами, пенсии по старости подразделяются на различные виды.
Законодательные основы также должны содержать нормы, направленные на обеспечение права работников на досрочные страховые пенсии по старости, в частности нормы, позволяющие привлекать работодателей к юридической ответственности за нарушение требований документооборота по формированию пенсионных прав работников как застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования. Данные положения следует включить в ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Только такие законодательные изменения позволят преодолеть многочисленные судебные споры, связанные с реализацией прав работников на досрочные страховые пенсии по старости в связи с особыми (производственными) условиями труда.
2.2. Особенности пенсий по инвалидности и проблемы социального обеспечения
Пенсии - это всегда и везде острый вопрос. Они получают его не только по достижении определенного возраста, но и в случае проблем со здоровьем. Актуальность данной темы обусловлена увеличением числа инвалидов в Российской Федерации как незащищенной категории населения.
Сегодня люди с ограниченными возможностями нуждаются в том, чтобы государство усилило систему поддержки, потому что с медицинской и социальной точки зрения эта группа является наиболее уязвимой.
Согласно ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости; либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Новый уклад формирования пенсий в России был создан в результате принятия современного Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В законе также нашли отражение новые положения, затрагивающие пенсионные права граждан и расчет размеров пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. На современном этапе социального развития России существует четыре вида страхования по старости.
К ним относятся: страховая пенсия; накопительная пенсия; пенсия по государственному пенсионному обеспечению; пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.
Страховая пенсия может быть назначена по старости, инвалидности, а также в случае потери кормильца.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Сумма платежа ежегодно индексируется. Страховая пенсия по старости - самый распространенный вид пенсии в России. Из классификации пенсий следует, что граждане, признанные в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсий: на страховую пенсию по инвалидности; на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности; на социальную пенсию по инвалидности.
Инвалиды - это люди, чья жизнедеятельность ограничена и которые нуждаются в социальной защите из-за стойких нарушений физических функций, вызванных заболеваниями, травмой или дефектом. Порядок и размеры, предусмотренные для назначения пенсий, осуществляются посредством деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Лица с ограниченными возможностями обычно классифицируются в соответствии с их способностью к труду и самообслуживанию.
Учитывая эти возможности и степень их утраты, они распределили группы по 1, 2 и 3. Первая группа льготников нуждается в помощи в передвижении, уходе за больным и т.д. из-за серьезных ограничений по состоянию здоровья. Обычно у таких граждан диагностируются
проблемы с ориентацией во времени и пространстве, трудности в общении и поведенческом контроле.
Для группы 2 часть способностей сохранены. Другими словами, специальное приспособление и устройства помогают людям с ограниченными возможностями справляться с повседневными задачами, ходить и даже работать в особых условиях.
Наконец, граждане с 3 группами могут обслуживать себя, ходить и работать совершенно свободно, но с меньшей скоростью, чем обычные люди. График работы таких работников должен быть очень легким, и необходимо учитывать некоторые ограничения и рекомендации врачей. Чтобы быть признанными соответствующей группой инвалидов, граждане должны пройти ряд процедур, проводимых федеральными медико-социальными профессиональными учреждениями. Размер пенсии назначается гражданам только после того, как Бюро МСЭ установит и подтвердит факт наличия оснований для установления группы инвалидности8.
В дополнение к основным видам пенсий инвалиды также имеют право на ежемесячные денежные выплаты и пакет социальных гарантий, которыми граждане могут воспользоваться для оздоровления. Эти суммы индексируются каждый год.
На 2022 год в Российской Федерации 11,1 млн. граждан, признанных инвалидами, из них: 1,3 млн. – инвалиды I группы, 4,6 млн. – II группы, 4,5 млн. – инвалиды III Группы и 728 тыс. – дети-инвалиды.
Страховая пенсия по инвалидности с 1 июня 2022 года составляет 7 041,21 рублей. Один пенсионный балл теперь стоит 107,36 рублей.
С 1 апреля 2022 года социальная пенсия по инвалидности будет выплачиваться в следующих размерах: 1 группа - 12591; 2 группа - 6295; 3 группа - 5351; инвалидам с детства 1 группы и детям инвалидам - 15 109; инвалидам с детства второй группы 12 591.
Помимо денежных эквивалентов, инвалиды, как льготная категория граждан, имеют возможность получить социальное обеспечение. Она включает в себя лекарства и медикаменты, необходимые по медицинским показаниям, санаторно-курортное лечение и дорожные расходы на лечение и обратно.
Продолжительность санаторно-курортного лечения в рамках комплекса социальных услуг, предоставляемых гражданам в санаторно-курортной организации, составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Социальные услуги предоставляются в соответствии с договором на оказание социальных услуг, подписанным поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, и в течение 24 часов с даты представления персонального плана поставщику социальных услуг гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания и социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и включается в личный программу. В этом случае он имеет право на денежную компенсацию за эти услуги, которая в настоящее время составляет 1313 рублям 44 копейкам.
Поэтому пенсионное обеспечение играет одну из главных ролей и является важнейшей формой социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.
Закон о социальной защите инвалидов устанавливает гарантированную государством систему мер экономической, правовой и социальной поддержки для обеспечения условий, позволяющих инвалидам преодолевать и заменять жизненные ограничения, и направлен на создание равных возможностей для них и других граждан участвовать в жизни общества. Однако на практике эти меры часто оказываются недостаточными. Пенсии по инвалидности являются одним из основных источников средств к существованию для людей с ограниченными возможностями.
Поэтому меры, сформулированные государством для поддержки людей с ограниченными возможностями, должны постоянно совершенствоваться и пересматриваться в соответствии с требованиями общества и его развитием, чтобы каждый тип гражданина чувствовал, что он является важной частью этого общества.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, необходимо отметить следующее.
На сегодняшний день, назначение пенсии по потере кормильца носит заявительный характер, то есть гражданину приходится собрать целый ряд документов, чтобы доказать родственные связи с умершим или признанным безвестно отсутствующим кормильцем. Решение данной проблемы мы видим в изменении процедуры назначения пенсии по случаю потери кормильца. Государство с недавнего времени тоже нашло решение обозначенной нами проблемы в беззаявительном характере назначения пенсии по потере кормильца. Естественно, процесс перехода к беззаявительному назначению данной пенсии будет носить продолжительный и постепенный характер.
Так, в ноябре этого года Министерство труда и социальной защиты населения РФ сделало заявление о том, что с 1 января 2023 г. социальные и страховые пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним детям будут назначаться со дня смерти умершего кормильца на основании сведений ПФР и единого госреестра ЗАГС.
Данное решение позволит снять нагрузку сбора документов как для лиц, потерявших кормильца, так и для ПФР, ведь в большинстве своем сведения, передающиеся в него и сведения, которые необходимо собрать нетрудоспособному члену семьи, имеющему право на данную пенсию, дублируются, затрудняя тем самым процесс документооборота в самом фонде. Не менее важной проблемой, считается вопрос получения пенсии по случаю потери кормильца, если в отношении лица, получающему ее применена такая мера исполнительного производства как наложение ареста на имущество должника.
Это означает, что даже если пенсия по случаю потери кормильца является единственным источником дохода, то счет, на который она поступает, несмотря на это подлежит аресту судебными приставами.
Думается, что в данном случае государство, гарантируя и назначая пенсию лишает нетрудоспособного гражданина ее получения из-за других, не имеющих к пенсионному обеспечению проблем.
Необходимо решить этот вопрос на законодательном уровне и ввести нормы, ограничивающие применение ареста к счетам, на которые поступает пенсия по случаю потери кормильца, являющаяся единственным источником дохода для гражданина. Это положение должно применяться ко всем видам пенсий по случаю потери кормильца. Мы предполагаем, что это единственный способ, которым государство может справедливо решить насущную проблему, с которой граждане пытаются бороться годами. Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца занимает особое место в пенсионной системе Российской Федерации, но это не исключает того факта, что в процессе ее назначения и получения граждане могут столкнуться с рядом проблем.
Государство все больше обращает внимание на эти проблемы, пытаясь найти для них решение. Однако особое внимание следует уделять не только процессу назначения пенсии, но и ее получению.
Вопросы, рассмотренные нами в научной работе, в течение длительного времени требовали решения, которое не всегда требует изменения законодательства.
Прежде всего, необходимо установить контроль за реализацией законодательных положений на практике.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 06.10.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 05.12.2022 № 492-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022) -
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 05.12.2022 № 491-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 21.11.2022 № 456-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14.07.2022 № 237-ФЗ) // // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2022 № 419-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2022 № 472-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 04.11.2022 № 419-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 16.12.2019 № 444-ФЗ «О внесении изменения в статью 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Федеральный закон от 24.04.2020 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Постановление Правительства РФ от 26.04.2020 № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022) (утратил силу). -
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» (в ред. от 13.10.2022 № 217п) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Постановление Правления Пенсионного фонда России от 21.05.2020 № 292п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (в ред. от 23.09.2020 № 703п) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022). -
Постановление № 5-2548/2020 от 29.10.2020 по делу № 5-2548/2020. -
Актуальные проблемы права социального обеспечения: учеб. для вузов / В.А. Агафонов [и др.]; под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2021. 605 с. -
Васильева Ю.В., Шуралева С.В. К вопросу о становлении и современном состоянии парадигм российского трудового права и права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 454-477. -
Грянченко Т.В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения. 2015. № 1. С. 111-127. -
Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития: трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве: моногр. М.: Проспект, 2014. 309 с. -
Комарова Т.А., Комарова Л.П. Персонифицированный учет в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации // Юридический аналитический журнал. 2021. Т. 16. № 1. С. 71-81. -
Коровкин В.В. Пенсионная система индивидуальной капитализации: учеб. пособие. М. : НИЦ ИНФРА, 2017. 496 с. -
Мамий Е. А., Акопян Э.Г. Состояние и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения // Экономика устойчивого развития. 2019. № 31(37). С. 38- 48. -
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М.: Юрайт, 2021. 449 с. -
Пенсионное обеспечение граждан пожилого возраста. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.03.2022). -
Право социального обеспечения: учеб. и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2021. 406 с. -
Роик В. Д. Пенсионная система России: от советского к седому обществу. М.: Проспект, 2017. 256 с. -
Седельникова М. Г. Право социального обеспечения на пути перемен: в поисках новых решений // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2018. № 4 (57). С. 114-117. -
Синявская О.В., Ворон О.В. Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт. / Том. Выпуск 1. М.: Изд. дом Высшей школы экономик, 2020. 191 c. -
Уксусова Е.Е. Рассмотрение судами споров, связанных с пенсионным обеспечением: учеб. пособи. М. : НИЦ ИНФРА, 2018. 82 с.