Файл: Моральные и нравственные аспекты профессиональной деятельности врача 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 3

Моральные и нравственные аспекты профессиональной деятельности врача 4

Определение эвтаназии 8

В каком случае можно говорить об эвтаназии? 10

Моральные аспекты 11

Официальное разрешение эвтаназии 14

Доводы за и против эвтаназии 18

Заключение 23

Список использованных источников 24



Введение


Проблема эвтаназии была сформулирована в глубокой древности, и уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, философов и юристов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным.

В России научное исследование эвтаназии осуществлялось представителями многих отраслей науки, в частности С.Ю.Быковой, А.П.Громовым, А.П.Зильбером, А.Я.Иванюшкиным, Б.Г.Юдиным, П.П.Калиновским, М.Н.Малейкой, С.Г.Стеценко и др.. Внимание к этой теме не случайно. Очевидно, что в нашей стране оно определяется не только и не сколько чисто научным интересом, сколько обострением многих реальных проблем российского общества. Но и правовая наука и законодательство более благополучных в социальном отношении стран стоят сегодня перед необходимостью принятия исторического вызова, связанного с появлением новейших открытий и идей, которые могут изменить образ мышления людей, их жизнь и представления о своих правах и обязанностях.

Своеобразие сложившейся правовой ситуации, а также объективные процессы в сфере социально-экономического развития вызывают необходимость нового осмысления проблемы эвтаназии.

Моральные и нравственные аспекты профессиональной деятельности врача


Существуют различные взгляды на сущность врачебной этики. Одни ученые включают в нее отношение врача к больному, врача и общества, выполнение врачом профессионального и гражданского долга, другие рассматривают ее как теорию врачебной морали, как раздел науки о нравственных началах в деятельности врача, нравственной ценности поведения и поступков врача по отношению к больным.

Определяя понятия врачебной этики, как одной из разновидности этики профессиональной, философ Геннадий Иванович Царегородцев (Современная гуманитарная академия РФ) считает, что она представляет собой совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных их практической деятельностью и положением в обществе.


Основополагающими принципами медицинской этики и деонтологии являются:

· Отношения врача и больного.

· Врач и родственники больного.

· Врачебная тайна.

· Взаимоотношения медицинских работников.

· Несоблюдение деонтологических правил часто является поводом для конфликтов между больными, их родственниками и медицинским персоналом, особенно при неблагоприятных исходах лечения.

Реализация этических начал в медицине включает:

· информирование пациента о его правах;

· информирование пациента о состоянии его здоровья;

· гуманное отношение к пациенту;

· уважение человеческого достоинства пациента;

· недопущение морального и физического ущерба пациенту;

· уважение прав пациента на проведение медицинских вмешательств или отказа от них;

· уважение автономии (самостоятельности) пациента;

· проявление бережного отношения к умирающему больному;

· хранение профессиональной тайны;

· поддержка на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

· поддержание уважительного отношения к своей профессии;

· уважительное отношение к своим коллегам;

· участие в медико-санитарном просвещении населения.

Ответственность за больного и его здоровье – главная моральная задача врача. В основе всей деятельности врача должен лежать знаменитый гиппократовский принцип: «Не навреди». Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного – это также чрезвычайно важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

В тоже время неосторожное слово врача, его безразличное или безответственное отношение к больному могут оказаться этиологическим фактором ятрогенного заболевания, усугубить течение заболевания и его исход.

Вопрос о взаимоотношении врача и родственников больного – один из наиболее тяжелых разделов медицинской деонтологии.

Если у больного в процессе лечения наметились сдвиги к лучшему, взаимоотношения врача с родственниками все время самые хорошие и доброжелательные.

При неблагоприятном исходе лечения имеющиеся деонтологические ошибки нередко учитываются родственниками в первую очередь, порождая жалобы и требования о привлечении врача, допустившего эту ошибку, к уголовной ответственности. Напротив, известны случаи, когда при неблагоприятном исходе лечения, но соблюдении врачом правил медицинской деонтологии, родственники умершего становились защитниками врача, поскольку видели, что врач сделал все, что было в его силах, и сам тяжело переживает происходящее.



Если не соблюдаются правила медицинской этики и деонтологии, конфликты между врачом и родственниками больного часто возникают даже при правильном лечении.

Работа врача с родственниками больного должна быть индивидуальной. При этом следует учитывать взаимоотношения больного с его родственниками и степень их влияния на него, способность помочь врачу в психотерапевтическом воздействии на больного.

Одно из важнейших требований медицинской деонтологии – сохранение тайны больного, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести моральные мучения или даже убить его.

Необходимость сохранения в тайне сведений о больном отмечена в законодательстве. Исключение касается только заболеваний, которые могут представлять угрозу обществу, например распространение инфекционных заболеваний. Врачебная тайна может быть нарушена так же по соглашению с больным или по требованию суда.

Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинском коллективе являются взаимоуважение, взаимодоверие, готовность помочь друг другу, а в конечном счете больному.

Недопустимы резкие критические замечания одного врача в адрес других в присутствии больных, средних медицинских работников.

В создании оптимальной обстановки в лечебном учреждении, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность - основные качества, необходимые медсестре. Медсестра должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувство меры и такта, прикладывать максимум усилий для обстановки доверия между больным и врачом.

При этом работа медицинского персонала должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация.

Определение эвтаназии



В переводе с греческого "эвтаназия" – это "хорошая, благая смерть". В современных публикациях на русском языке используются два варианта передачи этого греческого слова: "эвтаназия" и "эйтаназия". Объем понятий, охватываемых этим термином, неодинаков, а толкования, даваемые различными авторами, часто неполны и противоречивы. Данный термин употребляется в самых разнообразных словосочетаниях и имеет различное значение, что вызывает путаницу. В зависимости от его определения меняется и подход к проблеме.


В связи с этим обратимся к этимологии слова. В "Новом словаре иностранных слов" эвтаназия рассматривается как "содействие наступлению смерти и тем самым прекращению страданий неизлечимо больных людей (с их согласия или с согласия родственников или опекунов при невозможности принятия решения находящимися без сознания, психически неполноценными и т.п. больными).

В реальной жизни проявления эвтаназии весьма многообразны и подчас не укладываются в существующие представления о ней. Верно и то, что разнообразие мнений о сущности эвтаназии объясняется многоаспектностью этого явления, недостаточной его изученностью.

В науке существуют различные классификации видов эвтаназии. Различают добровольную, принудительную, пассивную и активную эвтаназию. Рассмотрим последние два ее вида. "Пассивная эвтаназия просто означает недопустимость использования для сохранения жизни больного экстраординарных и чрезвычайных средств, если он не хочет их применения. Она также предполагает прекращение дальнейшего лечения, за исключением того, которое уменьшает боль. В этих случаях по желанию пациента должны быть прекращены даже внутривенные вливания и искусственное питание, при этом нельзя предпринимать попыток воскрешения человека, если его сердце или легкие перестали работать. Если пациент может выписаться из больницы для того, чтобы умереть дома, то ему нельзя препятствовать в этом". Активной эвтаназия называется в тех случаях, когда пациент требует специальных средств для ускорения смерти.

Прежде всего, следует уточнить, что под эвтаназией понимается не просто легкая, безболезненная смерть, которая соответствует желанию самого умирающего (либо его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии (активном или пассивном) медика. Именно этим определяется как контекст медицинской практики, в котором можно осмысленно обсуждать проблемы эвтаназии, так и круг непосредственно причастных к ней лиц. Вместе с тем здесь затрагиваются и глубинные слои человеческого существования, и фундаментальные ценности общества, чем и объясняется острота и сложность дискуссий. Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления.

В каком случае можно говорить об эвтаназии?



Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица – для того, чтобы избавить его от лишних страданий, – либо при помощи прямого вмешательства (например, инъекции барбитуратов), либо "оставив его умирать", перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений.

Об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть; об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае не ставят перед собой цели "помочь умереть" пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

Моральные аспекты



Говоря об эвтаназии, возникает два вопроса – моральный ("Что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?") и юридический ("Должны ли подобные действия быть запрещены законом?").

Цель реферата – попытаться ответить на эти вопросы, приняв во внимание доводы, как сторонников, так и противников эвтаназии.

Фома Аквинский утверждает, что, в общем, человеческий закон должен основываться на естественном законе – запрещение людям делать то, что не является для них неправильным, не законотворчество, а тиранство. Но, продолжает он, мораль, может и идеальная законность не тождественны. Иногда то, что с точки зрения морали плохо, не практично юридически запрещать. Есть предел тому, что государство может запретить недобрым людям. В то же время то, что допускает мораль, может быть запрещено законом, поскольку временами для общего блага нам приходится отказываться даже от своих прав.

Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия является безнравственной, ее не следует запрещать в законодательном порядке. Два довода, которые обычно приводят в качестве аргументов против применения уголовных санкций: во-первых, слишком высокие затраты на претворение этих санкций в жизнь, и во-вторых, перспектива непослушания, настолько широка, что она уже подрывает общее уважение к закону – по-видимому, в данном случае не применимы.