Файл: Факультет среднего профессионального образования кафедра права и организации социального обеспечения.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
1.2 Социальная политика государства - база социального обеспечения
1.3 Виды социального обеспечения
2. Финансовые основы социального обеспечения
2.1 Понятие финансовой основы социального обеспечения и ее правовое регулирование
2.
По российскому законодательству названные социальные страховые фонды, как и ассигнования (денежные средства) из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, экономически и организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения.
Обязательное социальное страхование как система юридически оформлено Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (Закон о социальном страховании), который стал актом кодификацированного значения (или рамочным законом).
В Законе о социальном страховании впервые было:
Сбор страховых взносов, контроль за их поступлением от плательщиков данных взносов (страхователи) осуществляли сами социально-страховые фонды. Это позволяло обеспечивать наибольший объем их поступлений в бюджеты фондов.
Размер тарифов страховых взносов, как и бюджеты социально-страховых фондов, а также исполнение их бюджетов утверждались федеральными законами ежегодно.
В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.
С учетом этих положений Закона о социальном страхования и не оправдавшего себя на практике ЕСН были приняты и с 1 января 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон 2009 г. О страховых взносах) и от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. При установлении органами местного самоуправления дополнительных мер социальной защиты источником финансирования служат средства местных бюджетов.
Представленная финансовая основа социального обеспечения свидетельствует о закреплении одного из принципов осуществления отечественного социального обеспечения – устойчивости государственной системы социального обеспечения, включая и систему государственного социального страхования в России.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:
Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.
Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1431).
Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.
В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создастся центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
Средства Фонда социального страхования и контроль над начислением и расходованием средств государственного социального страхования:
Средства Фонда социального страхования образуются за счет:
Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях – Фондом с участием профессиональных союзов.
Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды: пенсии; пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам.
Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды являются выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Основные задачи в области реформирования социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.
Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Можно сделать вывод, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов, с целью выравнивания социального положения этих граждан, по сравнению с остальными членами общества.
По российскому законодательству названные социальные страховые фонды, как и ассигнования (денежные средства) из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения, экономически и организационно не объединены в одном государственном фонде социального обеспечения.
Обязательное социальное страхование как система юридически оформлено Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» (Закон о социальном страховании), который стал актом кодификацированного значения (или рамочным законом).
В Законе о социальном страховании впервые было:
-
сформулировано понятие обязательного социального страхования; -
закреплены принципы осуществления данного страхования; -
определены социальные страховые риски и социальные страховые случаи, при наступлении которых осуществляется социально-страховое обеспечение застрахованных лиц; -
создан правовой механизм формирования финансовых средств; -
подчеркнута автономность бюджетов социально-страховых фондов (они не входят в состав государственного бюджета); -
предусмотрены гарантии устойчивости финансового положения социально-страховых фондов; -
определены виды социально-страхового обеспечения и т.д.
Сбор страховых взносов, контроль за их поступлением от плательщиков данных взносов (страхователи) осуществляли сами социально-страховые фонды. Это позволяло обеспечивать наибольший объем их поступлений в бюджеты фондов.
Размер тарифов страховых взносов, как и бюджеты социально-страховых фондов, а также исполнение их бюджетов утверждались федеральными законами ежегодно.
В качестве главного принципа осуществления обязательного социального страхования Закон о социальном страховании определяет принцип автономности финансовой системы. Поэтому бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и не подлежат изъятию.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты социальных страховых фондов являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафные санкции и пени; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству.
С учетом этих положений Закона о социальном страхования и не оправдавшего себя на практике ЕСН были приняты и с 1 января 2010 г. вступили в силу федеральные законы от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Закон 2009 г. О страховых взносах) и от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. При установлении органами местного самоуправления дополнительных мер социальной защиты источником финансирования служат средства местных бюджетов.
Представленная финансовая основа социального обеспечения свидетельствует о закреплении одного из принципов осуществления отечественного социального обеспечения – устойчивости государственной системы социального обеспечения, включая и систему государственного социального страхования в России.
2.2 Фонды социального обеспечения
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:
-
Пенсионный Фонд Российской Федерации; -
Фонд социального страхования Российской Федерации; -
Фонд занятости населения Российской Федерации (с 01 января 2001 года ликвидирован); -
Фонды Обязательного Медицинского Страхования.
Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.
Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1431).
Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.
В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:
региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создастся центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
-
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; -
участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; -
осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; -
разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; -
организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; -
сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда социального страхования и контроль над начислением и расходованием средств государственного социального страхования:
Средства Фонда социального страхования образуются за счет:
-
страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; -
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; -
добровольных взносов граждан и юридических лиц; -
ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:
-
выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение пли возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; -
оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; -
оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения; -
частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; -
оплата проезда к месту лечения и обратно; -
обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; -
проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; -
участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях – Фондом с участием профессиональных союзов.
Заключение
Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды: пенсии; пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах); профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; протезно-ортопедическую помощь; врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов; льготы и преимущества инвалидам.
Существующая система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды являются выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Основные задачи в области реформирования социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.
Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформировалась. Средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь в рамках ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Можно сделать вывод, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов, с целью выравнивания социального положения этих граждан, по сравнению с остальными членами общества.