Файл: кровотечения в родах и раннем послеродовом периоде.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им. Р.П. Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого практического занятия
по теме:
«КРОВОТЕЧЕНИЯ В РОДАХ И РАННЕМ ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ»
ПМ 04 Медицинская помощь женщине, новорожденному,
семье при патологическом течении беременности, родов,
послеродового периода
МДК 04.01 Патологическое акушерство
Для специальности: 31.02.02 Акушерское дело
Автор – составитель: Р.Т. Гаджиева
Махачкала 2022г.
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой методической комиссии ________________________________ Протокол №___________ _________________________ 20___г. Председатель ЦМК _________________________________
(ФИО)
Согласовано
Методист
_____________________
(ФИО)
В методической разработке «Кровотечения в родах и раннем послеродовом периоде» представлены задания для различных методов оценки и закрепления знаний обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального опроса, тестовые задания, слайд-презентация.
Методическая разработка рекомендована для проведения практических занятий по МДК 04.01 Патологическое акушерство.
Автор – составитель: Р.Т. Гаджиева
Содержание:
1.Пояснительная записка 3
2.Основная часть 5
2.1. Технологическая карта учебного занятия 5
2.2.Содержание учебного материала 8
Эталоны ответов 10
5.Соматические заболевания, отравления и беременность. ГЭОТАР Медиа, Макурина Т.Э., Кочергин Н.Г. 2022. 27
-
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Кровотечения в родах и раннем послеродовом периоде».
Кровотечения в родах и послеродовом периоде — это группа патологических кровотечений из матки и других органов репродуктивной системы, связанные с выполнением детородной функции в родах, в последовом и раннем послеродовом периодах.
Кровотечение из родовых путей в первые 2 часа после окончания
родов связано с отделением плаценты от стенки матки. Кровотечение, превышающее 400 мл в объёме, считается опасным и происходит, как правило, в случае гипотонии или атонии матки. Частота кровотечения в раннем послеродовом периоде составляет 2,0-5,0 % от общего количества родов.
Они занимают одно из первых мест в списке причин материнской и перинатальной смертности.
Данная тема входит в раздел «Акушерские кровотечения».
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: практика.
Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.
2.Основная часть
2.1. Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя, квалификационная категория | Гаджиева Рагима Тамерлановна | ||||||
Код, наименование специальности | 31.02.02. Акушерское дело | ||||||
Учебная дисциплина/МДК | МДК 04.01 Патологическое акушерство | ||||||
Интегративные связи | Межпредметные | Внутрипредметные | |||||
Анатомия, физиология, патология, фармакология, психология. | Осложнения беременности и родов. Кровотечения в периодах беременности и родов. | ||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||
ОК 1 - 8. | ПК 4.1 – 4.6 | ||||||
Уровень освоения | 3 - базовый | ||||||
Тема учебного занятия | Кровотечения в родах и раннем послеродовом периоде. | ||||||
Количество часов | 4час (180мин) | ||||||
Вид учебного занятия | Практическое занятие | ||||||
Тип учебного занятия | Изучение нового материала | ||||||
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный метод | ||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||
Усвоить признаки кровотечений в родах и раннем послеродовом периоде, принципы оказания неотложной помощи, возможные осложнения и их профилактика. | Активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, развитие аналитического мышления. | Воспитать чувство ответственности и понимания социальной значимости своей будущей профессии. | |||||
Методы контроля результатов обучения темы учебного занятия | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовый контроль, решение ситуационных задач, демонстрация практических навыков, самостоятельная работа обучающихся. | ||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Методическая литература | |||
Мультимедийное оборудование, ноутбук, оборудование для оказания неотложной помощи при акушерских кровотечениях | Радзинский В.Е. Акушерство. М.: ГЭОТАР Медиа, 2019. | Справочник акушерки по уходу. Ростов на Дону. «Феникс», 2020г. | Рабочая программа, календарно-тематический план, поурочный план, методическая разработка | ||||
Характеристика этапов урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формы обучения | Результат | |||
Организационный момент (5 мин) | Приветствует, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Волевая саморегуляция | |||
Первичная проверка понимания изученного (10 мин) | Озвучивает важные положения ранее пройденной темы, осуществляет постановку учебной проблемы. | Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. | Фронтальная | Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. | |||
Проверка домашнего задания (55 мин) | Проводит фронтальную проверку домашнего задания с целью выявления обучающихся, не выполнивших данный вид работы; организует повторение базового теоретического и практического материала | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. | Фронтальная, индивидуальная | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. | |||
Изучение новых знаний (55мин) | Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами обучающихся | Слушают объяснения, задают уточняющие вопросы | Иллюстративно-демонстрационная | Подведение под понятие, целеполагание | |||
Самостоятельная работа обучающихся (45 мин) | Осуществляет контроль за соблюдением алгоритма действий при выполнении медицинской манипуляции | Отрабатывают практические навыки на фантомах путем многократного повторения | Самостоятельная работа | Знание алгоритма выполнения манипуляции | |||
Подведение итогов занятия, рефлексия (10мин) | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Тестовый контроль | Самоопределение, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
2.2.Содержание учебного материала
Тема: Кровотечения в родах и раннем послеродовом периоде
Цель занятия:
изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и лечение кровотечений в последовом и раннем послеродовом периодах, механизм развития геморрагического шока и ДВС синдрома, стадии его, диагностику и лечение.
Студент должен знать:
причины, клинику, диагностику и лечение кровотечений, связанных с нарушением процесса отделения последа, сократительной способности матки, травматических повреждений мягких родовых путей, дифференциальную диагностику с другими патологическими состояниями, клинику синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС), последовательность мероприятий при лечении кровотечений, технику операции ручного отделения плаценты и выделения последа и ручного обследования стенок полости матки, профилактику кровотечений.
Студент должен уметь:
поставить диагноз кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах, распознать синдром ДВС, самостоятельно провести манипуляцию внутривенного введения лекарств, наружный массаж матки, осмотр родовых путей с помощью влагалищных зеркал, профилактику кровотечения, определить группу крови, рассчитать общий объем вливаний, количество крови и плазмокорректоров для восполнения ОЦЭ и ОЦК.
Дидактические единицы
Стенд «Акушерские кровотечения»,
Плакат «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях»
Ситуационные задачи.
Тестовые задания.
Учебное пособие для обучающихся «Акушерство».
Алгоритмы практических манипуляций в акушерстве.
Контрольные вопросы
-
Определение понятия «акушерское кровотечение». -
Причины. -
Факторы риска. -
Симптомы. -
Диагностика. -
Лечение. -
Оперативные вмешательства. -
Профилактика.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Выполнение тестовых заданий по теме занятия.
2.Решение ситуационных задач по теме занятия.
3.Работа с учебным пособием для студентов «Акушерство»
4.Отработка практических навыков по проведению манипуляций (на фантоме).
Внутрипредметные связи
Виды акушерских кровотечений. Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях в акушерской практике.
Межпредметные связи
Медицинская психология, фармакология, гигиена, хирургия, инфекционные болезни, сестринское дело.
Тема: «Кровотечения в родах и раннем послеродовом периоде»
Форма организации учебного процесса: доклиническая практика.
Цели занятия:
1.учебная: отработать и закрепить практические навыки по диагностике и оказанию неотложной помощи беременным при акушерских кровотечениях.
2.воспитательная: усвоить значение своевременного и правильного оказания акушерской помощи, формирование у обучающихся чувства ответственности, этики, воспитание чуткого, внимательного отношения к больному.
3.методическая: определить степень усвоения материала, данного на предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить, применять полученные знания на практике.
Место проведения занятия:
кабинет доклинической практики ДБМК.
Время, отведенное на изучение темы:
4 часа – 180 мин.
Оснащение занятия
Стенд «Акушерские кровотечения», плакат «Неотложная помощь при акушерских кровотечениях», фантом женского таза, лотки, шприцы, ватные тампоны, этиловый спирт, резиновые перчатки, емкости с дезраствором, пинцет, иглоотсекатель, контейнеры для отходов класса А и Б.
Ситуационные задачи, тестовые задания, учебное пособие для обучающихся «Акушерство», алгоритмы практических акушерских манипуляций.
2.3 Дидактический материал
Вопросы для фронтального опроса:
Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.
-
Определение понятия «акушерское кровотечение». -
Причины. -
Факторы риска. -
Симптомы. -
Диагностика. -
Лечение. -
Оперативные вмешательства. -
Профилактика.
Эталоны ответов
1.Определение понятия «акушерское кровотечение» – кровотечение из родовых путей, возникающее в родах или в послеродовом периоде. Тяжесть акушерского кровотечения определяется величиной кровопотери. В норме организм беременной женщины готов к физиологически допустимой потере крови в родах (до 0,5% от веса тела) за счет увеличения внутрисосудистого объема крови. Кроме того, послеродовое кровотечение из маточной раны предупреждается усиленным сокращением мышц матки, сжатием и смещением в более глубокие мышечные слои маточных артерий с одновременной активацией свертывающей системы крови и тромбообразованием в мелких сосудах.
2.Причины.
Послеродовое кровотечение часто возникает из-за нарушения сократительной функции миометрия: гипотонии (снижения тонуса и недостаточной сократительной активности мышц матки) или атонии (полной потери тонуса матки, ее способности к сокращению, отсутствия реакции миометрия на стимуляцию). Причинами таких послеродовых кровотечений служат фибромы и миомы матки, рубцовые процессы в миометрии; избыточное растяжение матки при многоплодной беременности, многоводии, затяжных родах крупным плодом; применение препаратов, снижающих тонус матки.
3.Факторы риска.
Факторами, провоцирующими послеродовое кровотечение, могут служить гипотрофия или атрофия эндометрия вследствие ранее выполнявшихся оперативных вмешательств - кесарева сечения, абортов, консервативной миомэктомии, выскабливания матки. Возникновению послеродового кровотечения может способствовать нарушение гемокоагуляции у матери, обусловленное врожденными аномалиями, приемом антикоагулянтов, развитием ДВС - синдрома.
4.Симптомы.
Клинические проявления послеродового кровотечения обусловлены количеством и интенсивностью потери крови. При атоничной матке, не реагирующей на внешние лечебные манипуляции, послеродовое кровотечение, как правило, обильное, но может иметь и волнообразный характер, временами затихать под действием препаратов, сокращающих матку. Объективно определяется артериальная гипотония, тахикардия, бледность кожи. При критической кровопотере может развиваться геморрагический шок и ДВС-синдром с необратимыми изменениями в жизненно важных органах.
5. Диагностика.
Диагностика послеродового кровотечения основана на тщательном обследовании целостности выделившихся плаценты и плодных оболочек, а также осмотре родовых путей на предмет травмы. Под общим наркозом врач акушер-гинеколог осторожно выполняет ручное исследование полости матки на наличие или отсутствие разрывов, оставшихся частей последа, сгустков крови, имеющихся пороков развития или опухолей, препятствующих сокращению миометрия.
6.Лечение.
В борьбе с послеродовым кровотечением важен комплексный подход с применением как консервативных (медикаментозных, механических), так и хирургических методов лечения.
Для стимуляции сократительной активности мышц матки проводят катетеризацию и опорожнение мочевого пузыря, местную гипотермию (лед на низ живота), щадящий наружный массаж матки, а при отсутствии результата - внутривенное введение утеротонических средств (обычно, метилэргометрина с окситоцином), инъекции простагландинов в шейку матки. Для восстановления ОЦК и устранения последствий острой кровопотери при послеродовом кровотечении проводят инфузионно-трансфузионную терапию компонентами крови и плазмозамещающими препаратами.