ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра теории и методики начального и дошкольного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бакалавра
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическое образование (с двумя профилями):
дошкольное образование, дошкольная логопедия
Выполнила работу студентка 2 курса очной формы обучения 38-02ПО(2)20ДО-ДЛ2 | Илюхина Виктория Евгеньевна |
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор | Файзуллина Гузель Чахваровна |
Тобольск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1.Понятие о творческом воображении 5
1.2.История изучения воображения в зарубежной и отечественной науке 9
1.3. Особенности развития творческого воображения в процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности 12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1. Анализ образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении 17
2.2. Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста 22
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире многочисленные исследования показали, что мощным развивающим потенциалом, позволяющим повысить уровень творческого воображения, обладает изобразительное искусство.
Художественные произведения проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетическую среду, определяющую творческий потенциал личности.
В соответствии с этим актуализируется важнейшая задача современной педагогики – развитие креативного потенциала детей как представителей нового поколения. В следствие этого начиная с самого младшего возраста более принципиально уделять развитию воображения и мышления у ребенка.
Актуальность. Актуальность данной темы состоит в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для развития творческого воображения детей и привлекает их своей простотой и доступностью, проявлению самостоятельности и выражения индивидуальности, а также раскрывает творческий потенциал детей.
Цель исследования: изучить особенности творческого воображения и предложить классификацию нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Объект исследования. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников.
Предмет исследования. Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
-
раскрыть сущность понятия «воображение» и «нетрадиционные техники»; -
охарактеризовать виды и формы воображения; -
описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения; -
рассмотреть виды и классификации нетрадиционных техник; -
применить специальную учебно-методическую программу по развитию воображения детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
-
теоретический анализ проблемы; -
методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Теоретическая база данной курсовой основывается на трудах таких исследователей как Л. С. Выготский, О.М. Дьяченко, О.В. Боровик.
Практическая значимость итогов изучения заключается в том, что на базе обнаруженных индивидуальностей развития воображения ребят, связанных с особенностями оперирования разными способами, подобран комплекс развивающих занятий с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности, который имеет возможность быть применен в практике образовательной работы детского сада и семьи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и
показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.
В 1-й главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения дошкольников в работах отечественных исследователей.
Во 2-й главе проведен анализ различных образовательных программ, а также подборка методов и комплекса занятий нетрадиционных техник изобразительной деятельности, с помощью которых можно развивать воображение.
В заключении сформулированы теоретические результаты исследования.
В списке литературы указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.
В приложении приведен фрагмент конспектов программы развития воображения дошкольников.