ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТОБОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (ФИЛИАЛ) ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра теории и методики начального и дошкольного обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА
Бакалавра
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическое образование (с двумя профилями):

дошкольное образование, дошкольная логопедия

Выполнила работу

студентка 2 курса

очной формы обучения

38-02ПО(2)20ДО-ДЛ2


Илюхина

Виктория

Евгеньевна

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Файзуллина

Гузель

Чахваровна


Тобольск 2021

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1.Понятие о творческом воображении 5

1.2.История изучения воображения в зарубежной и отечественной науке 9

1.3. Особенности развития творческого воображения в процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности 12

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 15

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16

2.1. Анализ образовательных программ в дошкольном образовательном учреждении 17

2.2. Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста 22

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30





ВВЕДЕНИЕ


В современном мире многочисленные исследования показали, что мощным развивающим потенциалом, позволяющим повысить уровень творческого воображения, обладает изобразительное искусство.

Художественные произведения проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетическую среду, определяющую творческий потенциал личности.

В соответствии с этим актуализируется важнейшая задача современной педагогики – развитие креативного потенциала детей как представителей нового поколения. В следствие этого начиная с самого младшего возраста более принципиально уделять развитию воображения и мышления у ребенка.


Актуальность. Актуальность данной темы состоит в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для развития творческого воображения детей и привлекает их своей простотой и доступностью, проявлению самостоятельности и выражения индивидуальности, а также раскрывает творческий потенциал детей.

Цель исследования: изучить особенности творческого воображения и предложить классификацию нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Объект исследования. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников.

Предмет исследования. Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятия «воображение» и «нетрадиционные техники»;

  • охарактеризовать виды и формы воображения;

  • описать психологические механизмы или приемы создания образов воображения;

  • рассмотреть виды и классификации нетрадиционных техник;

  • применить специальную учебно-методическую программу по развитию воображения детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

  • теоретический анализ проблемы;

  • методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Теоретическая база данной курсовой основывается на трудах таких исследователей как Л. С. Выготский, О.М. Дьяченко, О.В. Боровик.

Практическая значимость итогов изучения заключается в том, что на базе обнаруженных индивидуальностей развития воображения ребят, связанных с особенностями оперирования разными способами, подобран комплекс развивающих занятий с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности, который имеет возможность быть применен в практике образовательной работы детского сада и семьи.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и

показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й главе раскрыты теоретические основы особенностей развития воображения дошкольников в работах отечественных исследователей.

Во 2-й главе проведен анализ различных образовательных программ, а также подборка методов и комплекса занятий нетрадиционных техник изобразительной деятельности, с помощью которых можно развивать воображение.

В заключении сформулированы теоретические результаты исследования.

В списке литературы указаны литературные источники, использованные при выполнении данной курсовой работы.

В приложении приведен фрагмент конспектов программы развития воображения дошкольников.