Файл: Право муниципальной собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


«Допустить к защите»

Заведующий отделением

__________ И.И. Иванов

«__» __________ 2022г.

Тема: Право муниципальной собственности

Курсовая работа
Гражданское право

КР 40.02.01 02 11 15




Выполнил студент

___________К.В. Милевский

30.12.2022 г.





Руководитель:

___________Ю.А. Савина

30.12.2022 г.




Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общие положения о муниципальной собственности………………...…….5

  1. 1 Понятие муниципальной собственности…………………………………………5

1.2 Субъекты права муниципальной собственности…………………………….….11


1.3 Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности…………........12

Глава 2. Особенности муниципальной собственности………………………..……13

2.1 Содержание муниципальной собственности…………………………...……….13

2.2 Защита муниципальной собственности……………………………………….…20

Заключение…………………………………………………………………..………..22

Список литературы……………………………………………………….…………..24

Введение
Важнейшим элементом экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность. Наличие муниципальной собственности предусмотрено Конституцией РФ. Состояние ее объектов, системы сложившихся отношений, качество функционирования и уровень их развития во многом определяют социально-экономическую ситуацию в любом муниципальном образовании.

От деятельности, от эффективности работы местных органов власти во многом будет зависеть состояние муниципального хозяйства, сбалансированность местного бюджета, эффективность использования объектов муниципальной собственности, уровень развития малого предпринимательства, благосостояние жителей муниципального образования и процесс социально-экономического развития территории муниципального образования в целом.


Отечественное законодательство о муниципальной собственности начало развиваться в непростых условиях. Сейчас о местном самоуправлении и о муниципальной собственности написаны научные труды, составлены типовые договоры на все случаи управления и распоряжения публичной собственностью. Но и в настоящее время на управлении публичной собственностью сказываются особенности экономики переходного периода, который все еще не завершен.

В связи с этим рассмотрение темы «Право муниципальной собственности» является актуальным.

Цель работы  рассмотреть систему управления муниципальной собственностью.

Достижение цели достигается посредством решения задач:

  1. Общие положения о муниципальной собственности

  2. Особенности муниципальной собственности

В соответствии с целью и задачами была определена структура работы.

В качестве источников исследования были использованы материалы научных и учебных изданий, в частности работы Л.А. Чердаковой, С.Г Еремина, Н.В. Постового, А.И. Галкина, Г.М. Кадырова и пр.




























ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


1.1 Понятие муниципальной собственности



Право собственности – традиционный правовой институт в любой правовой системе. Он имеет многовековую историю своего существования. Одновременно с этим право собственности не лишено множества проблем, главной из которых является правильное понимание исследуемого субъективного права.

В Гражданском кодексе РФ нет официальной дефиниции права собственности. Однако системное толкование ст.ст. 209-211 ГК РФ позволяет рассматривать право собственности как права владения, пользования и распоряжения собственником своим имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению, неся, как правило, бремя содержания и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества [1].

Комплексная характеристика права собственности предопределяется несколькими факторами.


Во-первых, в основе права собственности лежит экономико-правовая категория «собственность», имеющая много экономических черт.

Во-вторых, право собственности (как объективное право) – это комплексный правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм гражданского, конституционного, административного, уголовного и других отраслей права, регулирующих правовые отношения собственности, т.е. регламентирующих право собственности как субъективное право.

Муниципальная собственность – это отношения между экономическими субъектами муниципального образования по совместному владению, пользованию и распоряжению объектами для обеспечения условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования и удовлетворению потребностей жителей местного сообщества [6, с. 25].

К особенностям муниципальной собственности относятся следующие черты и свойства [8, с. 53]:

а) обладает общественным характером (т.е. является самостоятельной формой, связанной с государственной собственностью только внешними экономическими связями);

б) служит основой независимости и самостоятельности органов местного самоуправления, основой проводимой муниципальной политики;

в) основной субъект - население муниципального образования;

г) является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения муниципального образования, поскольку включает в себя преимущественно социальные объекты, многие из которых остаются за пределами рыночного сектора экономики;

д) возможна малоприбыльная, бесприбыльная работа муниципальных предприятий и организаций;

е) использование муниципальной собственности основывается на принципах самоуправления, демократизма и оптимального сочетания экономических интересов.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 50) в собственности муниципальных образований могут находиться [2]:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (например, имущество, предназначенное для электро-, газо- и водоснабжения населения; автомобильные дороги общего пользования; жилищный фонд; пассажирский транспорт; земельные участки; обособленные водные объекты на территории муниципального образования и т.п.);


2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений;

4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения;

5) имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» связывает перечень объектов, находящихся в собственности поселений, с вопросами местного значения данного типа муниципального образования. Например, п. 9 ч. 1 ст. 14 закрепляет в качестве вопроса местного значения поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, следовательно, п. 6 ст. 50 предусматривает в качестве муниципального имущества поселения объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров (например, пожарные машины или помпы).

В соответствии с требованиями п.п. 11, 12, 15 ч. 1 ст. 14 и п.п. 16, 17, 20 ч. 1 ст. 16 с уровня муниципального района на уровень городских и сельских поселений подлежат передаче клубные учреждения, музеи, театры, концертные организации, народные коллективы, киноустановки и т.п. Передается практически вся сеть муниципальных учреждений культуры за исключением образовательных учреждений в сфере культуры. Соответственно, на поселенческий уровень должно передаваться и имущество, которое необходимо для функционирования данных учреждений (здания, земельные участки и т.п.). Это требование п.п. 7, 8, 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]

Вместе с тем часть вопросов местного значения поселения (например, формирование архивных фондов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; оказание содействия в опеке и попечительстве) не обеспечены объектами муниципальной собственности. Это объясняется тем, что данные вопросы, например, по формированию и содержанию муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселения, берет на себя муниципальный район. И соответственно, в перечне объектов муниципальной собственности муниципального района указывается имущество, предназначенное для хранения архивов, в том числе и городских и сельских поселений.


2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны, в том числе содержать перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня.

3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Перечень имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, закрепляется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Как правило, в него входят здания и материально-техническое оснащение местных администраций и представительных органов муниципального образования, а также здания и материально-техническое оснащение муниципальных организаций, учреждений и предприятий.

4. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

Объекты культурного наследия местного значения подлежат включению в реестр. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия местного значения в реестр определяется законом субъекта Российской Федерации. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения определяется муниципальным правовым актом.

К функциям органов местного самоуправления в области охраны и использования памятников истории и культуры относится [11, с. 74]:

а) обеспечение охраны, использования, выявления, учета, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры, находящихся на территории муниципального образования;

б) привлечение общественности к проведению мероприятий по охране, использованию и пропаганде памятников истории и культуры;