Файл: Право муниципальной собственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, оказание иных услуг - не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода:

1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий

2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды.

К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.

В интересах муниципального образования, но от собственного имени действуют в гражданском обороте муниципальные учреждения и унитарные предприятия, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся некоторыми объектами муниципального имущества, закрепленными за ними на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения (например, земельные участки, а также объекты муниципального жилого и нежилого фонда).

Важным способом реализации субъективного права собственности муниципального образования остаются право хозяйственного ведения и право оперативного управления муниципальных юридических лиц, выступающих в гражданском обороте от своего имени и в своих интересах. Субъект права собственности в таких случаях присутствует «косвенно», поскольку его интерес заключается не в результатах конкретного акта, но в сумме таких актов конкретного муниципального учреждения либо муниципального предприятия, в результатах его работы, использования закрепленного за ним муниципального имущества

В юридической науке достаточно давно подметили то обстоятельство, что попытка распространить на различные по своему социально-экономическому положению и роли государственные органы одинакового правового режима не может быть ничем иным, как простой декларацией. В 80-х годах некоторые ученые вполне обоснованно предлагали поэтому расширить спектр вещных прав, служащих опосредованному осуществлению права государственной собственности. Так, например, А.Г. Быков и Е.А. Суханов считали, что на смену праву оперативного управления должны прийти следующие формы реализации права государственной собственности: во-первых, право хозрасчетного распоряжения (использования) имуществом; во-вторых, право оперативного управления; в-третьих, право оперативного пользования; в-четвертых, право владения; в-пятых, право держания.


Правом хозрасчетного оперативного управления ими характеризовались правомочия предприятий (объединений), осуществляющих производственную деятельность в качестве товаропроизводителей на базе государственной собственности. Объем этих правомочий позволял, по их мнению, рассматривать как хозяина лицо, использующее государственное имущество. Предлагалось даже вообще отказаться от вещно-правовой концепции этого права и оформлять передачу имущества от государства предприятию по договору.

Право оперативного управления, напротив, выражало содержание распорядительных имущественных правомочий органов управления. Причем эти правомочия предлагалось конструировать не по образу и подобию права собственности (и соответственно права хозрасчетного использования), а по модели управления государственным имуществом и рассматривать их в качестве исполнительно-распорядительных правомочий государственных органов: наделению средствами, финансированию, распределению… и т.п.

Право оперативного пользования могло быть использовано для объема ограниченных вещных прав государственных учреждений.

Право хозяйственного ведения используется для обозначения объема вещных прав унитарного предприятия на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество (ст. 294 ГК РФ).

Один из основных недостатков права хозяйственного ведения (вещно-правовой конструкции предпринимательской деятельности публичного образования) «состоит в значительных возможностях злоупотребления такими организациями предоставленной им собственником экономической свободой, используемой отнюдь не в интересах собственника и даже не в интересах такой организации, а с целью передачи имущества собственника в частный сектор на убыточных для собственника условиях. Именно поэтому право хозяйственного ведения ни по названию, ни по содержанию уже не является «полным», близким к праву собственности».

Собственник (муниципальное образование), во-первых, обладает правом принятия решения о создании предприятия и, следовательно, о закреплении за ним своего имущества на праве хозяйственного ведения. Последнее, впрочем, должно рассматриваться и как самостоятельное вещное правомочие распоряжения, поскольку муниципальное имущество и в дальнейшем может передаваться в оперативное управление созданного муниципального предприятия.

Во-вторых, собственник определяет предмет и цели деятельности муниципального предприятия, как при его создании, так и в последующем, принимая решение об утверждении (изменении) его устава. Таким образом, муниципальное образование (органы местного самоуправления) устанавливает объем (общие пределы) правомочий унитарного предприятия.



В-третьих, собственник сохраняет за собой право контроля за сохранностью имущества и использованием его по назначению.

В-четвертых, собственник обладает правом реорганизации унитарного предприятия, изменяя тем самым уже установленный объем правомочий на закрепленное имущество.

В-пятых, у собственника имеется право назначения директора унитарного предприятия, т.е. выбора лица, на которого возлагается ответственность за осуществление правомочий хозяйственного ведения. Право назначения включает в себя и право увольнения данного руководителя.

В-шестых, муниципальное образование имеет право ликвидировать унитарное предприятие и вернуть в казну муниципальное имущество, либо распорядиться им иным образом (передать другому унитарному предприятию, муниципальному учреждению или приватизировать).

В-седьмых, за собственником признается право на получение части прибыли от использования муниципального имущества. Данное право можно было бы счесть правом обязательственно-правового характера, если бы не особенности учреждения муниципальных предприятий и реализации данного права. Нормативы такого рода отчислений устанавливаются в административном порядке, они учитываются при формировании местного бюджета в составе доходной его части и уплачиваются в порядке, установленном для уплаты местных налогов. Таким образом, отношения по уплате муниципальными предприятиями в местный бюджет части прибыли аналогичны налогу на прибыль, установленному для коммерческих юридических лиц. Односторонний характер этого права свидетельствует скорее в пользу его вещно-правовой природы.


2.2 Защита муниципальной собственности



Орган местного самоуправления может требовать устранения всяких нарушений его права, вплоть до истребования муниципального имущества из чужого незаконного владения, при этом он вправе потребовать от незаконного владельца (как добросовестного, так и недобросовестного) возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за время владения.

В случае прекращения права муниципальной собственности в силу закона Российской Федерацией, убытки, причиненные муниципальному образованию, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

Сущность местного самоуправления – самостоятельное решение вопросов местного значения: вопросов обеспечения ежедневной жизнедеятельности населения муниципального образования.


Деятельность органов местного самоуправления осуществляется по следующему принципу: законодатель определяет перечень того, чем органы местного самоуправления могут заниматься. Другие вопросы, не определенные в законе, относятся к сфере деятельности других органов власти, не местного самоуправления. Этот принцип соответствует поговорке: «запрещено все, что не разрешено». Еще этот принцип называют иногда принципом наделения компетенцией «сверху». Если «верхи» получают много власти, а «низы» - ничего, то может получиться «крепостной строй». Если же «низам» отдано право самим решать свои проблемы, то говорят о демократическом государстве. Главный недостаток этого способа тот, что при смене законодателей, есть опасность в ограничении компетенции органов местного самоуправления, в ущемлении их свободы.

Органы местного самоуправления согласно закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» СЗ РФ, 1995, №35, ст. 3506 не могут быть лишены права на решение всех вопросов местного значения, поименованных в ст.6 (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где компетенция органов местного самоуправления определяется законодательством этих городов), однако, только сами органы местного самоуправления закрепляют в уставе муниципального образования перечень вопросов местного значения, которые будут ими решаться. Включенные в устав муниципального образования предметы ведения становятся обязанностями органов местного самоуправления, и за их неисполнение или ненадлежащее исполнение должна наступать ответственность.

На сегодняшний день законодатель установил перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности.

Конституция РФ запрещает субъектам федерации, другим органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией (статья 133). На практике реализация конституционных предписаний встречается с трудностями. Одна из причин – принципиальное различие новой конституционной концепции местного самоуправления и сложившегося за долгие годы стереотипа управления на местах как централизованного управления «сверху». Имеет место практика распоряжения муниципальной собственностью, изменения территориальных границ местного самоуправления без учета мнения населения.








Заключение




На основании изложенного можно сделать вывод, что муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма (вид) собственности. Она служит экономической основой для самостоятельной, признаваемой и гарантируемой Конституцией деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Муниципальные образования как собственники обладают рядом общих признаков с государством и государственными образованиями. Как и государство, они являются публичными собственниками, поскольку представляют интересы всех людей, проживающих на их территории, и призваны использовать принадлежащее им имущество в интересах большинства. Не обладая суверенитетом, они тем не менее наделены рядом нормотворческих функций, например правом устанавливать условия использования земель, находящихся в их границах.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, так же как и имущество, принадлежащее на праве собственности государственным образованиям, подразделяется на две группы:

1) закрепленное на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями;

2) муниципальная казна. Имущество первой группы предназначено в основном для удовлетворения социальных потребностей населения муниципального образования, таких, как образовательные, медицинские (исключение составляют областные больницы и диспансеры, а также спецшколы для детей, страдающих хроническими заболеваниями, которые не могут входить в состав объектов муниципальной собственности), спортивные и т.п., а кроме того, производственно-бытовые. Муниципальная казна соответствующего муниципального образования состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Имущество, составляющее муниципальную казну, должно использоваться для удовлетворения социальных потребностей населения и для обеспечения независимого функционирования органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, более ограничено по своему видовому, стоимостному и количественному составу по сравнению с имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации и ее субъектам, поскольку призвано, прежде всего, обеспечивать материальные интересы людей, проживающих на территории отдельного муниципального образования.