Файл: Парижская коммуна и её влияние на государственно правовое развитие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На комиссию внешних сношений возлагалось установление контактов с отдельными департаментами страны, а при благоприятных условиях – с правительствами иностранных государств.

На исполнительную комиссию возлагались задачи координирования работ отдельных комиссий и наблюдение за исполнением декретов Коммуны и постановлений комиссий.

Совет Коммуны был связан с органами управления на местах – окружными муниципалитетами, это способствовало более тесной связи Совета с населением.

2.3 Суд и процесс


Комиссия юстиции реформировала судебный аппарат: выборность, демократизация суда присяжных, равенство всех перед судом, гласность суда, удешевление процесса, свобода защиты и т.д.

В итоге судебная система Коммуны сложилась в следующем виде:

  1. общегражданские суды – обвинительные жюри по делам версальцев, палата гражданского суда, мировые судьи.

  2. Военные суды – дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд.

Совет Парижской Коммуны возглавил все звенья судебной системы.

Совет был судом высшей кассационной инстанции5. Коммуна установила, что оклады всех должностных лиц в органах власти, управления и суде не должны превышать зарплату квалифицированных рабочих.

2.4 Социальное законодательство Коммуны


Большое значение имели декреты Коммуны об отделении церкви от государства. Запись актов гражданского состояния – о рождении, браке и смерти – была изъята из рук церковников и передана в руки государственных учреждений.

Коммуна приняла меры направленные на улучшение социально-экономического положения наименее состоятельных слоев городского населения. Наиболее нуждающимся были выданы денежные пособия, отсрочен взнос квартирной платы, движимое имущество на сумму до 20 франков, заложенное в ломбард, безвозмездно возвращалось собственникам, запрещались штрафы и вычеты из заработной платы. Декретом Коммуны от 16 апреля мастерские, брошенные своими владельцами, бежавшими в Версаль, передавались кооперативным ассоциациям рабочих. Предусматривалось учреждение третейского суда, «который в случае возвращения хозяев должен будет установить условия передачи мастерских рабочим товариществам и размер вознаграждения, которое эти товарищества должны будут уплатить бывшим хозяевам».

Коммуна опубликовала программный документ относительно основных принципов предлагаемого государственного строя Франции – Декларация к французскому народу(19 апреля 1871). Оставаясь единой демократической республикой, Франция должна была предоставить гражданам страны право создать автономные коммуны, организованные по типу Парижской. К ведению каждой коммуны относились: Управление местным имуществом, организация, собственного суда, полиции и национальной гвардии, образование.


Неотъемлемым правом граждан коммуны было их участие в ее делах, путем свободного выражения своих взглядов и свободной защиты своих интересов, а также полная гарантия свободы личности, свободы совести и труда. Должностные лица, выбранные или назначенные, находятся под постоянным общественным контролем и могут быть отозваны. Центральное правительство мыслилось в виде собрания делегатов от отдельных коммун.

Версальское правительство развернуло в Париже активную подрывную деятельность. Пользуясь правом свободы печати для всех, корреспонденты проверсальских газет посещали наиболее ответственные участки, фронта и печатали подробнейшие военные обзоры, что служило дополнительным источником информации для версальцев.

Коммуна после долгих колебаний приняла решение ограничить свободу печати.

Боязнь национализировать французский банк, нерешительность в ликвидации контрреволюционных сил внутри Парижа, тактико пассивной обороны, недооценка важности связей с провинцией, а главное – союза с крестьянством ускорили падение Парижской Коммуны. 21 мая версальцы выступили в Париж. Коммунары храбро сражались на баррикадах, но 28 мая пала последняя баррикада. Подавление Парижской сопровождалось разгулом белого террора. Коммуны, возникшие в марте 1871г. в Марселе, Лионе и некоторых других городах, также были подавлены.

Глава 3: влияние парижской коммуны на государственно-правовое развитие XX вв.


Парижская Коммуна 1871 г. просуществовала всего 72 дня и была разгромлена превосходящими силами буржуазной контрреволюции.

Но, несмотря на то, что она существовала столь короткое время, несмотря на то, что в 1871 г., как показало последующее историческое развитие, еще не настал час крушения капитализма, несмотря на все слабости и ошибки, Парижская Коммуна имела непреходящее значение в истории нового времени.

Значение Коммуны 1871 г., разумеется, не ограничивалось рубежами той страны, в которой она возникла; она вписала нетленные страницы не только в летописи французской национальной славы, летописи героических подвигов французского рабочего класса. Парижская Коммуна 1871 г. стала великим событием в истории освободительной борьбы всего международного пролетарского движения, а следовательно, и передового человечества
6.

Владимир Ильич Ленин в 1908 г. писал: «...При всех ошибках Коммуна есть величайший образец величайшего пролетарского движения XIX века».

В этих словах дана самая высокая оценка революционного дела парижских коммунаров и определено его историческое место.

До революции 1905 г. в России, а в некотором отношении и до Великой Октябрьской социалистической революции, Парижская Коммуна оставалась вершиной мирового пролетарского революционного движения.

Со времени возникновения капиталистического машинного производства, а вместе с ним и быстро растущего класса промышленных пролетариев, рабочее движение прошло ряд этапов развития.

От первых примитивных форм классовой борьбы, когда рабочие ломали машины, наивно полагая, что они-то и являются источником их бедствий, к восстанию лионских ткачей 1831 г., от увлечения утопическими планами Оуэна, Сен-Симона, Фурье к активной борьбе за проведение парламентской реформы в Англии, порожденной обманчивыми надеждами на надклассовую справедливость парламента, рабочее движение шло вперед, освобождаясь ценою поражений и тяжелых жертв от иллюзий и детских мечтаний.

Классовое сознание пролетариата росло по мере накопления опыта классовой борьбы. Рабочий класс учился на своих поражениях; он прозревал и по мере роста своей зрелости переходил к все более высоким формам классовой борьбы.

Чартистское движение в Англии было первой в историки международного рабочего движения формой массового политического движения пролетариата7. Классовые бои 1848 г., и в особенностями борьба французского рабочего класса, которая в июне 1848 г. достигла своей высшей степени — открытой гражданской войны между пролетариатом и буржуазией, знаменовали еще один важный рубеж в восходящем развитии освободительного движения пролетариата.

1848 г. остался памятной датой также потому, что тогда впервые на арену истории выступила международная пролетарская партия — Союз коммунистов, руководимый Марксом и Энгельсом.

Но должно было пройти еще немало времени, прежде чем теория научного коммунизма, созданная гением Маркса и Энгельса и возвещенная миру еще в 1847 г. в программном документе — «Манифесте коммунистической партии»,— смогла соединиться с массовым рабочим движением, коренные интересы которого она выражала.


Создание международной пролетарской организации на более широкой основе — I Интернационала — было еще одной важной вехой в поступательном движении пролетариата. Несмотря на то, что эта организация., руководимая Марксом и Энгельсом, по составу ее участников еще не была марксистской и довольно точно отражала идейный уровень рабочего движения Европы и Америки тех лет, самый факт ее возникновения и деятельности был полон глубокого значения. Он свидетельствовал о том, что рабочее движение достигло уже такой степени зрелости, что оказалось в состоянии преодолеть путы национальной ограниченности и подняться до объединения своих сил в международном масштабе и борьбы против капитала под знаменем интернационализма, пролетарской международной солидарности.

Парижская Коммуна была, по известному выражению Энгельса, «детищем Интернационала». В ее деятельности весьма полно отразились все сильные и слабые стороны не только французского, но и всего международного рабочего движения той поры.

В декретах Коммуны, ее программных заявлениях, ее обращениях к народу, в выступлениях ее руководителей и родовых бойцов отчетливо слышатся голоса прошлого, отзвуки мечтаний и надежд уже миновавшей эпохи, ее наивных представлений, до конца не преодоленных иллюзий. И вместе с тем в них уже явственно ощущается нечто качественно иное, принципиально новое.

Коммуна была не только завершением, высшей точкой восходящего развития пролетариата на протяжении всего XIX в., она была и началом: она открыла новые горизонты и проложила новые пути, по которым должно было пойти — и, действительно пошло — международное рабочее движение, поднимаясь еще выше в своей великой борьбе за освобождение человечества.

Историческое значение Парижской коммуны заключалась в том, что Парижская Коммуна 1871 г. была первым во всемирной истории опытом диктатуры пролетариата.

До Парижской Коммуны диктатура пролетариата оставалась чисто теоретическим понятием, гениальным теоретическим выводом Маркса и Энгельса, еще не проверенным и не подтвержденным жизненной практикой.

Когда Маркс, и Энгельс в 1847 г. в «Коммунистическом манифесте» определили понятие «политическое господство пролетариата», а затем в марте 1850 г. Маркс в «Классовой борьбе во Франции» впервые употребил более точный термин «диктатура пролетариата»- это было еще теоретическим умозаключением
, гениальной догадкой основоположников научного социализма.

Предыдущий опыт международного рабочего движения еще не давал ответа на эти вопросы. Ни восстание лионских ткачей 1831 и 1834 гг., ни мужественное вооруженное восстание парижских рабочих в июне 1848 г., ни тем более народные восстания в Праге или Вене в том же 1848 г., свидетельствовавшие о героизме и отваге рабочих и людей из народа, все же ничего или почти ничего не давали для понимания реального содержания исторически неизбежного периода диктатуры пролетариата.

Эти два латинских слова, введенных в политический словарь международного рабочего движения, означали лишь то, что между классовым господством буржуазии и бесклассовым коммунистическим обществом должен быть переходный период политического господства рабочего класса. Но в какие именно конкретно-исторические формы воплотится диктатура пролетариата, как она осуществится в реальной жизни, какая организация государственной власти ей более всего будет соответствовать — этого никто, в том числе Маркс и Энгельс, сказать не мог8.

Французский народ, парижские рабочие, осуществляя в 1871 г. первый опыт диктатуры пролетариата, сами не знали, что они творят. Они решали практические задачи, которые диктовались требованиями ожесточенной, непримиримой классовой борьбы, они находили и создавали те формы организации народной власти, которые выдвигала революционная инициатива масс.

Многочисленные представители разных школ мелкобуржуазного домарксова социализма — бланкисты, неоякобинцы, коллективисты, правоверные прудонисты, участвовавшие в героической борьбе парижского народа в марте — мае 1871 г.,— склонны были изображать Коммуну в соответствии с требованиями их доктрин. Они нередко искали в ней повторения черт прошлого, не будучи в состоянии увидеть или осознать то качественное отличие, то принципиально новое, что принесла с собой Коммуна.

Другие современники — идейные противники марксизма, не участвовавшие в борьбе Коммуны, но пытавшиеся воспользоваться плодами ее борьбы в интересах своих фракционных групп и ложных теорий,— не останавливались перед самым .произвольным истолкованием смысла и значения Коммуны.

Я сторонник Парижской Коммуны,— писал М. А. Бакунин,— в особенности потому, что она была смелым, ясно выраженным отрицанием государства».

То, чего, не могли увидеть и понять в Коммуне ее современники и даже участники, то, что и теперь — без малого сто лет спустя — остается книгой за семью печатями для представителей реакционной социологии,— это в непосредственном ходе событий, за нагромождением лжи, клеветы, небылиц, распространяемых о Коммуне буржуазной печатью, сумел разгадать, понять и раскрыть Карл Маркс.