Файл: Отрасли современного российского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

«УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»


Факультет Юридический________________

Кафедра гражданского и арбитражного права и процесса

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция__________

Профиль образовательной программы гражданско-правовой ______





КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине: Теория государства и права____________

На тему: «Отрасли современного российского права»



Автор курсовой работы:

Обучающийся 1 курса группы № 100 (3)

заочной формы обучения,

Тисняк Лилия Алексеевна

Научный руководитель курсовой работы:

Приступко Елена Павловна

Оценка курсовой работы______________

Дата защиты ________________________






Симферополь, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА 6

1.1.Понятие отрасли права 6

1.2.Критерии деления системы права на отрасли права. Деление права на публичное и частное 8

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА 14

2.1. Отрасли права Российской Федерации 14

2.2. Основные взаимосвязи между отраслями права Российской Федерации 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования. К числу проблем, не утрачивающих в теории права своей актуальности на протяжении вот уже нескольких столетий, относятся вопросы систематизации права, определения понятий самой системы права, ее элементов, их признаков, критериев типологизации и т.д.

Выяснение понятия отрасли права, ее особенностей, предмета и метода правового регулирования как оснований деления права на отрасли всегда занимало центральное место в исследовании системы права. Вопрос о системе российского (в прошлом - советского) права был предметом многих продолжительных дискуссий в науке. В их ходе предлагались самые разные решения: от признания только двух основных отраслей права – частного и публичного (другие - неосновные ответвления) до выделения великого множества отраслей.


Окончательно этот вопрос никогда не будет закрыт, ибо право – живое явление. В жизни возникают новые отношения, неизвестные раньше. Это объективно ведет к появлению новых правовых норм, регулирующих такие отношения. Будут ли подобные нормы составлять особую отрасль права, станут ли отраслью законодательства или окажутся частями традиционных отраслей права – этот вопрос может быть решен только в результате конкретных исследований.

Выяснение понятия отрасли права, ее особенностей, предмета и метода правового регулирования как основания деления права на отрасли всегда занимало центральное место в исследовании системы права.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе развития отраслей современного российского права.

Предмет исследования: законодательные акты, а также научные разработки, касающиеся отдельных отраслей современного российского права.

Цель: исследовать наиболее важные теоретико-правовые вопросы отрасли современного российского права.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  1. Обозначить понятие отрасли права;

  2. Исследовать критерии деления системы права на отрасли права, деление права на публичное и частное;

  3. Раскрыть отрасли права Российской Федерации;

  4. Рассмотреть основные взаимосвязи между отраслями права Российской Федерации.

Методы исследования:

1. Общенаучные методы (анализ и синтез);

2. Исторический метод;

3. Специально-юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический, правовое прогнозирование).

Изучением данной темы занимались С.С. Алексеев, Н.И. Матузов, А.В. Малько и другие.

Нормативно-правовой базой для написания данной курсовой работы послужили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА



    1. Понятие отрасли права


Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм, их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Проявление системности в праве - существование взаимосвязанных относительно самостоятельных комплексов правовых норм, регулирующих однородные группы общественных отношений (отраслей права).

В.В. Кожевников под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений [18, c.103].



А.Б. Венгеров считает, что отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов [15, c.120]. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства.

В.Н. Хропанюк пишет, что отрасль права представляется как «составная, организационно обособленная и неотъемлемая часть (ветвь) общего правового массива, действующего в государстве, типовой элемент системы права, выражающий его сущность на соответствующем этапе развития, обладающий общеправовыми, индивидуальными признаками и предназначенный для методически обособленного урегулирования определенной сферы (блока) общественных отношений» [24, c.157].

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Каждая отрасль права имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, определяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права [22, c.75].

В пределах отрасли определяется также своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм в конкретных отношениях. Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.


В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

    1. Критерии деления системы права на отрасли права. Деление права на публичное и частное



Объективными критериями деления системы права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Правовое регулирование заключается в воздействии норм права на общественные отношения посредством установления прав и обязанностей для участников этих отношений.

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность однородных общественных отношений, которые подвергаются правовому регулированию. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Скажем, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения являются предметом гражданского права, а властно-управленческие - предметом административного права.

Под методом правового регулирования понимается совокупность юридических средств, способов, приемов воздействия на поведение участников общественных отношений, которые используются государством при правовом регулировании этих отношений [23, c.83].

Предмет правового регулирования имеет объективное содержание, поскольку он не зависит от воли законодателя, а целиком и полностью предопределен характером существующих общественных отношений, которые должны быть подвергнуты правовому регулированию. Что же касается конкретного метода правового регулирования, то именно законодатель определяет, какие средства юридического воздействия и в каком сочетании он будет использовать. Но объективный момент и здесь сохраняется. Законодатель не может избрать те методы, которые не оказывают воздействия на регулируемые им отношения.

Существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений - императивный и диспозитивный [12, c.53]. Императивный метод - это метод власти и подчинения, метод субординации, когда один из участников общественного отношения обладает властными полномочиями в отношении другого, может предписывать ему возможные варианты поведения, а другой обязан подчиняться этим предписаниям. Властные предписания устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей сторон и их конкретное содержание. Как правило, содержат карательные санкции. Данный метод присущ, например, уголовному, административному праву. Диспозитивный метод (метод координации или метод автономии) предоставляет самим участникам правоотношений, не связанным отношениями субординации, путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей в пределах, допускаемых правовой нормой. Нарушение правовых обязанностей в этих случаях влечет наступление ответственности лишь по требованию заинтересованной стороны. Этот метод характерен для гражданского, семейного, трудового права и др.


В юридической науке выделяют поощрительный и рекомендательный методы правового регулирования, которые имеют дополнительный характер по отношению к императивному и диспозитивному методам.

Поощрительный метод основан на субъективной оценке органами власти деятельности того или иного субъекта и имеет целью стимулирование его поведения. Желаемое поведение в рамках этого метода поддерживается путем награждения за заслуги, предоставления льгот, премий и т.д. Поощрительный метод часто используется в трудовом и административном праве.

Рекомендательный метод, как и поощрительный, направлен на достижение определенного результата и выражается в виде дачи советов, высказывания пожеланий, призывов к определенным поступкам, не обязательных для лица. Возможности этого метода не опираются на какие-либо юридические санкции, а связаны лишь с авторитетом рекомендующего.

Каждый метод правового регулирования характеризуется следующими компонентами [14, c.110]:

1) порядком установления прав и обязанностей участников регулируемых правом общественных отношений. Права и обязанности субъекта могут вытекать из закона (например, право гражданина страны участвовать в выборах), из договора (договора купли-продажи и т.д.), из акта применения права (решения местной администрации о принудительном расселении жильцов аварийного дома с предоставлением им пригодного для проживания жилья и т. п.);

2) степенью автономности субъектов при возникновении прав и обязанностей. Нормы права могут исчерпывающим образом определять права и обязанности участников правоотношений (например, в ходе голосования на избирательном участке) либо предоставлять им возможность самостоятельно решать вопрос об объеме этих прав и обязанностей (скажем, при заключении договора купли-продажи). Поэтому субъекты права, вступая в те или иные отношения, урегулированные нормами права, либо равноправны, либо один из них подчиняется другому;

3) способами регулирования активности субъектов права. В числе этих способов - запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения, а также убеждение и принуждение. Запрещая те или иные действия (например, перемещать через границу валютные средства сверх установленных государством сумм), предписывая что-либо (например, иметь при себе заграничный паспорт при пересечении государственной границы) или дозволяя какие-либо действия (делая исключения из общего правила об обязательном применении контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли или оказании услуг) и т.д., государство стремится наиболее целесообразно построить общественные отношения. Методы убеждения в условиях сравнительно недолгого функционирования в нашей стране рыночной экономики все еще не выполняют той роли, которая в полной мере соответствовала бы задаче становления гражданского общества и правового государства. Что касается принуждения, то следует иметь в виду, что если оно становится основным методом правового регулирования в государстве, то в историческом плане такое государство по существу обречено.