Файл: Учебнометодическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной и дистанционной форм обучения неэкономических специальностей высшего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию
Кубанский государственный технологический университет
Кафедра экономической теории

ЭКОНОМИКА


Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной и дистанционной форм обучения неэкономических специальностей высшего профессионального образования

Краснодар


2007

УДК 330 (072)




Составители: канд. экон. наук, проф. В.П. Зыза, канд. экон. Наук, доц. Ж.В. Кравцова, канд. экон. наук, доц. А.Г. Орлянский, канд. экон. наук, доц. О.В. Брижак, канд. экон. наук, доц. В.В. Сорокожердьев


Экономка. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной и дистанционной форм обучения неэкономических специальностей высшего профессионального образования / сост. В.П. Зыза, Ж.В. Кравцова, А.Г.Орлянский, О.В. Брижак, В.В. Сорокожердьев; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. экономической теории. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2007. – 27 с.

Разработаны программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы контрольных работ и практических занятий, вопросы к экзамену; приведены список рекомендуемой литературы, примеры выполнения и требования к оформлению контрольных работ.

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета
Рецензенты: канд. экон. наук, доц.

д-р экон. наук, проф.

Содержание




Введение……………………………………………………………………4


1 Нормативные ссылки…………………………………………………....6

2 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием……………6

3 Программа дисциплины………………………………………………. . 7

4 Контрольная работа………………………………………………… ... 14

5 Темы контрольных работ………………………………………............14

6 Темы практических занятий………………………………………….. 16

7 Содержание и оформление контрольных работ…………………….. 18

8 Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………… 19

9 Список рекомендуемой литературы…………………………………...21

10 Приложения…………………………………………………………….24

Введение

Экономика как фундаментальная экономическая наука возникла и развивается на основе обобщения хозяйственной практики.

Экономика это методологический ключ к усвоению всех экономических дисциплин. Знания, полученные при ее изучении, необходимы для усвоения всех конкретно-экономических, профессиональных и специальных дисциплин.


Предмет экономики - изучение особых, специфических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей.

Экономика изучает экономические категории и законы, которые объективно регулируют экономические отношения.

Особым “срезом” предмета экономики является поиск наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения безграничных потребностей людей.

Экономическая наука, как и любая другая наука, представлена различными научными направлениями и школами, которые отражают материальные и духовные интересы различных групп общества.
Цели изучения экономики:

-овладение базовым категориальным аппаратом экономической науки;

-понимание закономерностей, принципов, функциональных взаимосвязей экономических процессов и явлений;

-понимание и овладение методологией экономического анализа, методов изучения;

-использование экономических знаний в хозяйственной практике.

Задачи изучения экономики:

-выявить причинно-следственные и функциональные связи между экономическими явлениями и процессами;

-обеспечить научное знание о способах и мотивах хозяйственной деятельности людей;

-принимать конкретные хозяйственные решения на основе фундаментальных знаний, а не методом проб и ошибок;

-определять альтернативные варианты экономического развития в условиях конкретных обстоятельств.
Требования к уровню усвоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины экономическая теория студент должен знать:

- ключевые понятия в экономике;

- обобщать и анализировать реальные экономические процессы на основе понимания закономерностей и принципов развития экономики;

- понимать сущность проводимой экономической политики на микро- и макроуровнях;

уметь:

- грамотно разъяснять основные экономические события в своей стране и за рубежом;

- владеть основами самостоятельного экономического анализа;

- эффективно пользоваться источниками информации;

-экономически обосновывать инженерные, технологические, организационно-управленческие решения
1 Нормативные ссылки

ГОСТ 2.105.95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила



ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов

СТП КубГТУ 4.2.6- 2004 СМК. Учебно-организационная деятельность. Курсовое проектирование

№948-1 от 22.03.91. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

№117- ФЗ от 05.08.00. Налоговый кодекс РФ, часть 2

№97-ФЗ от 24.07.02. Трудовой кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ, часть 2

№147-ФЗ от 17.08.95. ФЗ о естественных монополиях

№117-ФЗ от 23.06.99. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
2 Инструкция по работе с учебно - методическим пособием
В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы.

В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.
Пример

Литература: [2, с. 3-9],

Где 2 - порядковый номер литературного источника из списка рекомендуемой литературы.

Вариант контрольного задания выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки.

В разделе «Темы практических занятий» приводятся наименования практических занятий, которые будут проводиться в период экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.


3 Программа дисциплины
Тема 1. Предмет, метод и функции экономики

Рассмотрите возникновение и эволюцию научных взглядов на предмет экономики. Дайте определение предмета экономической теории, обратите внимание на выполняемые экономической наукой функции. Из определения предмета экономической теории следует, что она изучает экономические законы на микро- и макроуровнях. В рамках реализации познавательной функции экономики используются различные методы анализа. Особое внимание следует уделить универсальным методам, к которым относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Важно уделить внимание на взаимосвязь экономики и политики, определить цели и направления экономической политики государства, а также ее воздействие на сложившуюся ситуацию в национальной экономике.

Литература: [9, 20-36, 43-48]
Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные этапы возникновения и эволюции экономических знаний?

2. Как люди отвечают на основные вопросы: «что?», «как?», «для кого?» производить в условиях традиционной, рыночной, административно-командной систем?


3. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике?

4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, лучше исследовать на микроуровне, а какие – на макроуровне?
Тема 2. Теория общественного производства и собственность
Общественное производство выступает основой жизни людей, так как именно оно обеспечивает наличие и потребление разнообразных благ. Возможности общественного производства определяются наличием ресурсов, степенью развитости производительных сил и производственных отношений, структурой и организацией экономики. Вовлеченные в производство ресурсы называются факторами производства, главными из которых являются: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация.

Основное свойство факторов производства заключается в их ограниченности, в то время как потребности людей безграничны и полностью не могут быть удовлетворены. Реализация данного фундаментального экономического противоречия достигается через постоянное повышение эффективности использования имеющихся и потенциальных ресурсов.

Ограниченность ресурсов явилась непосредственной причиной особого понятия в обществе – собственность. В данной теме необходимо усвоить экономический и правовой аспекты категории собственность, субъектно-объектную структуру собственности, типы и формы собственности, экономические формы реализации собственности.

Литература: [9, 5-20,37-43, 54-58]
Вопросы для самопроверки:

1.Что понимается под ограниченностью ресурсов?

2. Какова роль и значение основных и дополнительных факторов производства в российской экономике?

3. Что понимается под экономической и социальной эффективностью и какими показателями она характеризуется?

4. Какова роль отношений собственности в экономических системах?

Тема 3. Теоретические основы рыночного хозяйства
В данной теме необходимо усвоить сущность натурального и товарного производства как основных форм общественного хозяйства, выявить причины возникновения товарного производства, его типы и этапы развития. Продукт труда в условиях товарного производства принимает экономическую форму товара. Выделяют два направления анализа товара и его свойств: на основе трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. С развитием товарного производства все большую роль играют деньги. Следует рассмотреть историю происхождения денег, сущность денег, их функции, свойства и особенности. Функционирование денег в экономике требует определения количества денег, необходимого для обращения.


Литература: [9, 48-53]
Вопросы для самопроверки:

1. Назовите условия возникновения и признаки товарного хозяйства.

2. Что является основой ценности и цен в трудовой теории стоимости и в теории предельной полезности?

3. Перечислите основные функции и виды денег.
Тема 4. Рынок и механизм его функционирования
При изучении этой темы особое внимание следует обратить на сущность, функции, структуру и инфраструктуру рынка.

Логику поведения главных субъектов рынка отражают две рыночные силы – спрос и предложение. Следует проанализировать рынок с помощью действия законов спроса и предложения, выявить факторы (ценовые и неценовые), вызывающие изменение спроса и предложения, определить взаимосвязь между спросом и предложением посредством механизма установления рыночного равновесия. Знание эластичности спроса и предложения позволяет определить степень влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов. В связи с этим необходимо разобраться в видах эластичности, критериях ее разграничения, факторах, влияющих на эластичность спроса и предложения.

Одним из элементов рыночного механизма является конкуренция. Экономическая конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, продажи и покупки товаров. Следует определить основные типы и модели конкуренции в зависимости от количества продавцов и покупателей на рынке, характера предлагаемой продукции, барьеров для входа, выхода и полноты информации. Необходимо уяснить, что концентрация рыночной власти и появление монополий является закономерным результатом развития конкуренции.

Литература: [9, 59-95, 100-104]
Вопросы для самопроверки:

1. Что такое рыночный механизм и какие функции он выполняет?

2. Что такое спрос и предложение? Какие зависимости выражают закон спроса и закон предложения?

3. Что понимается под эластичностью спроса и предложения, какие факторы влияют на эластичность?

4. Определите сущность конкуренции и проведите классификацию видов конкуренции.

5. Приведите примеры из реальной практики рыночных структур, соответствующих различным типам и моделям конкуренции.
Тема 5. Рынки факторов производства и формирование доходов

в рыночной экономике
Рынки факторов производства подчиняются тем же принципам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена ресурсов складывается под воздействием сил спроса и предложения. Однако, в отличие от рынков товаров и услуг, где в качестве продавцов выступают фирмы, а в качестве покупателей – домашние хозяйства, на рынке факторов производства продавцами являются собственники факторов производства, а покупателями – фирмы, осуществляющие процесс превращения факторов производства в товары и услуги.