Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНОО ВО «СИБИТ»
Реферат
на тему: «Концепции и функции менеджмента
Выполнила работу: Баскакова Алина Андреевна
г.Омск– 2023
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. Определение менеджмента……………………………………....5 ГЛАВА 2. Сущность и содержание понятия «менеджмент». Сравнение понятий «менеджмент» и «управление»………………………………..........7
ГЛАВА 3.Функции менеджмента…………………………………………….9
ГЛАВА 4.Основные концепции менеджмента……………………………18
Заключение…………………………………………………………………..20Список литературы…………………………………………………………21
Введение
Менеджмент трактуется как способ или манера общения с людьми, властью, а также как искусство управления, орган управления или административная единица. [1, с.28]
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.
I. Древний период 9-7 тыс. лет до н. э., примерно до XVIII в.
II. Индустриальный период (1776-1890 гг.).
III. Период систематизации (1856-1960 гг.).
IV. Информационный период (1960 г. — по настоящее время).[2, с.73]
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество по крупицам тысячелетиями накапливало опыт управления.
Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно – с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления. Однако в начале XXI века в период активных социально-экономических преобразований менеджмент стал реальным фактором развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. К настоящему времени накоплен значительный практический опыт управления в области, торговли, промышленности, сельского хозяйства, кооперации и т.д. При этом наблюдается недостаточная теоретическая разработанность вопросов менеджмента. Хотя и теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, но они достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. Кроме того, теория и практика управления не стоит на месте и помимо проработки базовых понятий менеджмента требуется детальное рассмотрение основных тенденций и направлений его развития в наши дни.
Таким образом, актуальность и степень разработанности данной проблематики позволяют сформулировать цель настоящего исследования.
Целью данной работы является раскрытие основных концепций и функций менеджмента.
Для её достижения были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать определение понятию «менеджмент».
2. Рассмотреть основные этапы и концепции развития менеджмента.
3. Подробнее изучить функции менеджмента
ГЛАВА 1. Определение менеджмента
Что общего между такими менеджерами, как Ли Якокка, генерал У. Грич и Рита Бейли? Каждый из них вносит больший или меньший вклад в деятельность своих организаций. Или, как описывала этот процесс Мари Паркер Фоллет (одна из самых известных, стоявших у истоков менеджмента ученых), мы имеем дело с «искусством обеспечения выполнения рабочих заданий другими людьми». А известный теоретик науки управления Питер Друкер поясняет, что менеджеры определяют направление развития своих организаций, выступают в роли лидеров и решают, как использовать имеющиеся организационные ресурсы для достижения поставленных целей. Обеспечение выполнения рабочих заданий другими людьми и использование имеющихся других ресурсов и лидерство (руководство) — вот основная задача каждого менеджера, не только высших руководителей (Ли Якокки или генерала У. Грича), но и мастеров на выпускающем минивэны "Plymouth" автозаводе в Онтарио, и молодых лейтенантов из штаба ВВС США, и Риты Бейли из Southwest Airlines. Более того, широко распространена точка зрения, в соответствии с которой менеджмент рассматривается как универсальный вид человеческой деятельности, поскольку направленное на достижение целей руководство использованием ресурсов и стремление к высокой производительности имеют место в любой коммерческой и некоммерческой организации.
Итак, мы определяем сущность рассматриваемого нами понятия следующим образом:
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.[6, с. 85]
В нашем определении заключены две важные идеи: 1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль, 2) эффективное и производительное достижение целей организации. Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений.
Некоторые исследователи выделяют и другие функции менеджмента, и в частности, подбор кадров, осуществление коммуникации и принятие решений .
ГЛАВА 2. Сущность и содержание понятия «менеджмент». Сравнение понятий «менеджмент» и «управление»
Для того, чтобы рассматривать то или иное явление, необходимо для начала рассмотреть его сущность и содержание.
Слово management, которое дословно означает «управление», образовано от глагола manage «управлять», «руководить», «заведовать», «стоять во главе» [3, с.228, 4, с.301].
Но управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:автомобилем; самолетом; яхтой; распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия); коллективом; отдельным человеком; биологическим объектом (дрессированное животное); совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец); развитием биологических объектов.
Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей: отдельному человеку; коллективу – общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс); социуму – общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).
Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.
Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.
Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент. Специфика же менеджмента заключается в том, что это всегда управление людьми, причём осуществляемое также человеком [5, с.105].
Итак, сущность и содержание понятия «менеджмент» может быть раскрыто с помощь нескольких определений, учитывающих различные аспекты данного явления. Таким образом,
менеджмент – это :
· способ, манера общения с людьми;
· власть и искусство управлять кадрами;
· особые умения и административные навыки;
· орган управления, административная единица.
ГЛАВА 3.Функции менеджмента
Процесс управления — это совокупность непрерывных, последовательно выполняемых, взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Эти действия представляют собой функции менеджмента. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций.
Слово функция (от латинского funcitio — исполнение, осуществление) означает обязанность, вид деятельности, назначение, роль.[8, с.230]
Функции менеджмента — это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенное влияние на управленческий объект с целью достижения поставленной задачи. Функции менеджмента вытекают из содержания производственного процесса предприятия и определяются объектом, а также составом решаемых задач.
Функции должны иметь четко определенный смысл, разработанный механизм осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием понимают действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.
Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависит от типа организации (административная, общественная), размеров и сферы ее деятельности (производство, образование, торговля, бытовые услуги), уровня руководства в управленческой иерархии (высший, средний или низший), его роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов.
При изменении размера и типа производства функции управления остаются теми же, меняется только объем работ по их выполнению. Так, независимо от размера предприятия на каждом из них выполняется функция планирования. На крупном предприятии для ее выполнения может быть создан плановый отдел, на небольшом данную функцию может выполнять один экономист, а в малых организациях эти обязанности возлагаются на одного из специалистов по совместительству. По мере продвижения вверх от одного управленческого уровня к другому объем работ по функции увеличивается, в связи с чем возрастает и численность выполняющих ее работников. Таким образом создается единая система органов по выполнению каждой функции менеджмента.
При углублении разделения труда менеджмент как единственная функция дифференцируется, происходит выделение и обособление специфических видов управленческой деятельности. Функцию выполняет определенное количество работников, каждый из которых в процессе ежедневной работы осуществляет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позволяет объединять близкие и похожие по характеру работы в одно звено управления. Это упрощает структуру и облегчает координацию деятельности функциональных подразделений аппарата управления предприятия, объединения.
На основе состава и объема работ по функциям определяют рациональное построение аппарата управления (отделов, служб, секторов) и численность специалистов по каждой функции, разрабатывают документы организационного регламентирования (положение о службах, должностные инструкции и т.п.). Функциональное разделение процессов управления и их классификация имеют решающее значение, поскольку определяют цели, задачи и направления деятельности всего аппарата управления.
Планирование
Планирование определяет место, в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут. Планирование-это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. Например, высшее руководство компании Hewlett-Packard поставило следующую задачу: подразделение микроволновых приборов в течение года должно занять лидирующие позиции на находящемся в стадии становления рынке цифровой видео- и аудиотехники. Или, как выразился руководитель этого подразделения Джеймс Олсон, превратиться из приборостроителей в гладиаторов. Только в 1994 г. подразделение Hewlett-Packard по видеокоммуникациям подписало контракты на поставку оборудования для компаний Pacific Telesis Video Services, Bell South, Southern New England Telephone и правительства Сингапура. Руководители торговой компании Home Depot разработали планы ежегодного увеличения числа своих предприятий не менее чем на 25 %: к 1998 г. планировалось открыть 460 новых магазинов в Канаде, Мексике и США.[6, с.143]
Недостаточное распространение планирования, а также его недостаточно высокий уровень чреваты низкой эффективностью деятельности организации. К примеру, ошибки в планировании, приписываемые исполнительному директору одной из крупнейших корпораций в области разработки программного обеспечения Ashton-Tale Эдварду Эбстеру-младшему, подвели компанию на грань пропасти. В частности, критики указывали на неспособность Э. Эбстера предвидеть перспективные направления развития рынка и низкий уровень планирования. Усилия компании по разработке программы dBASEV и других продуктов не принесли ожидаемых результатов, доля рынка Ashton-Tale существенно уменьшилась, и компания понесла убытки в размере $ 30 млн (впервые в своей истории).
Организация
Вслед за планированием наступает черед организации, т. е. принятия решения о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. К примеру, бразильская компания Semco (производство промышленного оборудования), когда-то высокоструктурированный авторитарно управляемый бизнес, сегодня свято верит в принципы доверия, свободы и демократии. Обязанности ее исполнительного директора поочередно выполняют шесть менеджеров, среди которых одна женщина; каждый из них правит компанией шесть месяцев. Сотрудники Semco самостоятельно разрабатывают рабочие графики, в случае необходимости объединяют свои усилия для выполнения тех или иных задач. Организация оказалась настолько эффективной, что в Сан-Паулу началось настоящее паломничество представителей сотен американских компаний (включая Mobil и IBM). После встречи с исполнительным директором Semco Рикардо Семлером хозяин компании Container Industries (штат Колорадо, США) Ноэль Гинзбург решился на реорганизацию своего бизнеса по образу и подобию бразильского феномена. С 1988 г. объем продаж Container Industries вырос более чем в два раза, когда-то убыточная компания стабильно получает прибыль. Реорганизация компании Honeywell преследовала цель повышения эффективности процесса разработки новых товаров, и сегодня решение этой задачи поручено командам тигров, объединяющим маркетологов, инженеров и дизайнеров. Внедрение новой структуры позволило сократить время разработки нового термостата с 48 до 12 месяцев. Сегодня многие фирмы следуют примеру Honeywell, создавая в своих подразделениях самоуправляемые команды.[7, с.251]