Файл: Реферат по философии. Авиценна студентка 1 курса группа с 104(2).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГАПОУ НСО Новосибирский Медицинский колледж


Специальность Сестринское дело

Реферат по философии.



Авиценна.


Выполнила: студентка 1 курса группа С- 104(2)

Провоторова Жанна Алексеевна.

Преподаватель: Юрасова Елена Леонидовна

Содержание.

1.Введение. 3

1.1.Актуальность 3

1.2.Цель 4

2.Жизнь великого ученого Авиценны. 5

3.Труды Авиценны. 10

4.Философия. 15

5.Заключение . 18

6.Список литературы. 20

1.Введение.

Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина является величайшей фигурой в мировой истории, и его творчеству посвящены сотни фундаментальных научных исследований, статей и монографий. Его наследие столь обширно и многогранно, что является практически неисчерпаемым. Оно охватывает почти все области науки: философскую, естественнонаучную, медицинскую социально-политическую и др.

1.1.Актуальность.

Авиценна возможно, самый важный представитель фальсафы (Восточный аристотелизм) , греко-арабской философской традиции, начинающейся с Платона и Аристотеля, распространяющейся через традицию неоплатонических комментариев и продолжающейся среди философов и ученых средневековья. Слава Авиценны во многом является результатом его способности синтезировать и расширять многие интеллектуальные тенденции своего времени. Эти тенденции включали не только вышеупомянутые греческие традиции, но и исламскую теологическую традицию, калам, которая зарождалась одновременно с переводом греческих научных и философских текстов на арабский язык. Собственная уникальная система Авиценны сохранилась не менее чем в трех философских энциклопедиях - Cure (или Исцеление ), Спасение и Указатели и напоминания . Каждый из них обеспечивает всестороннее мировоззрение, варьирующееся от логики до психологии, от метафизики до этики (хотя, надо признать, к этике относятся очень скудно). В центре мировоззрения Ибн Сины стоит натурфилософия или физика Натурфилософия и, в частности, физика Авиценны имеют двоякое значение. 
Во-первых, это лучшая попытка Авиценны объяснить чувственный мир, в котором мы живем, и предоставить принципы для многих других специальных наукВо-вторых, натурфилософия Авиценны закладывает основы для полного понимания его достижений в других областях. 

1.2.Цель.

Цель моей работы- раскрыть весь потенциал Авиценны ,дать наиболее точную оценку важности его трудов. Несомненно, жизнь Ибн Сины была наполнена многочисленными событиями и приключениями. Удивительно, что этот человек смог уместить в себе столь огромный пласт науки и творческой прозорливости. Вызывает восхищение и то, что он смог донести до нас свои труды – он много писал, обобщал, сочинял, поэтому нам есть на что можно опереться и есть что дополнять. К сожалению , до нас дошли не все его труды , но этого хватило для значительных прорывов в разных областях науки.

-О мудрости твердят: она бесценна,

Но за нее гроша не платит мир.

Авиценна (Абу Али ибн Сина)

-Море слов сокровенного смысла полно,

Этот смысл я читать научился давно.

Но когда размышляю о тайнах Вселенной,

Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Авиценна (Абу Али ибн Сина)

2.Жизнь великого учёного Авиценны.

Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие. Через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов "Канона врачебной науки". Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в августе 980 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал: "Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара - звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."

Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи - четверостишья "для отдохновения души..."Отцу Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн. Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика обязательно будет свой сын смеялся Абдаллах. Так пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу Али". Откуда было знать Абдаллаху, что напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына и семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю.



Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб , где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все есть ответы." Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю, который обучал его грамматике , стилистике и арабскому языку. Однажды Хусейн сказал: "Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание - хафиз". "Значит я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в мактаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины, человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама). Ибн-Сина не принадлежал к исмаилитам, но живо интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое отношение к Корану. Исмаилитом был и первый учитель, преподававший Ибн-Сине философию и математику Лбу Абдаллах ан-Натили.

Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина, согласно традиции , занялся ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи. "Затем я пристрастился к науке врачевания , - говорится в автобиографии , - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и , конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет". Изучал медицину Ибн-Сина под руководством Абу-л-Мансура Камари , известного бухарского медика , автора ряда научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго, Ибн-Сина быстро начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : "Однажды эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно . и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему". Чем болел эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно не известно. Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур благополучно правил Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов. Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни. Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.


У юного Авиценны появляются ученики, нередко это седобородые старцы, они стараются записывать каждое слово своего учителя. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым - энциклопедистом Бируни. В 20 лет Авиценна - уже автор нескольких книг: обширной энциклопедии, рассказывающей о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящей из 20 томов, книги по этике, многотомного медицинского словаря. Бухара в те годы доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре и столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город был разграблен, библиотека сгорела... В это время умер отец Авиценны. Авиценна с торговым караваном отправился в далекий Хорезм. Местный правитель - Хорезмшах покровительствовал ученым, в его дворце они часто собирались для диспутов. Вслед за Авиценной в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. На несколько лет ученые получили покой и возможность заниматься наукой. Они ставили физические и химические опыты, наблюдали за падением метеоритов. Вместе с Масихи Авиценна тайно продолжал изучать строение тела человека. Это можно было делать только на трупах, а вскрытие трупов здесь, как и во многих странах, каралось тогда смертью. Через несколько лет жестокий и вероломный правитель огромного соседнего государства султан Махмуд Газневи потребовал ученых к себе в столицу, дабы они “обрели почесть присутствия” на собрании у султана. На самом деле многим самостоятельно мыслящим ученым и поэтам каждый день при дворе султан грозил смертью. Авиценна и старый врач Масихи отказались ехать к султану и той же ночью бежали через пески Кара-кум. На третий день пути на них налетел ураган. Они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи умер в пустыне. Авиценна похоронил его а сам спасся чудом. Султан Махмуд Газневи разослал по всем городам описание внешности Авиценны. Любой, кто указал бы местонахождение гениального врача, получил бы награду. Поэтому несколько лет Авиценна скитался, переходил из города в город, кормился лишь врачеванием на постоялых дворах. Ему приходилось называться чужим именем. Скитаясь, Авиценна продолжал напряженно работать и написал более десятка книг. Иногда он останавливался на год-два у какого-либо мелкого правителя, лечил его семью от всевозможных болезней. Но всюду Авиценну настигала зловещая тень султана, и ему приходилось снова скрываться. Наконец, в 1016 г. он остановился в городе Хамадане. Этот город назывался когда-то Экбатаной и был столицей древнего процветающего государства Мидии. Ко времени Авиценны город захирел и превратился в столицу захолустного маленького государства, которым правили полуграмотные эмиры. Авиценна скоро становится главным врачом правителя, а затем и главным министром - везиром. Как и прежде, все шесть лет жизни в Хамадане рабочий день его начинался рано утром и заканчивался, когда все уже давно спали.


Во время его везирства восстали военачальники, и Авиценна едва не был убит, его прятали друзья. После смерти правителя Авиценна был брошен в тюрьму. В тюрьме он продолжал много работать. За четыре месяца он написал три книги, одна из которых - философская повесть “Живой, сын Бодрствующего” - оказала влияние на многих средневековых писателей. Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности. Некоторые серьезные научные книги он писал как поэмы, звучными образными стихами.Многие книги Авиценны пропали бесследно, погибли в пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат не разобранными, и, возможно, человечество их откроет. О нем рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находящийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал Ибн Сина самому себе. Авиценна умер в дороге 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамадане возле городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула. Полу знакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество свое Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю. Более 900 лет люди берегли его могилу. Каждое утро к его мавзолею собирались ученые старцы и юноши, приходили больные, верившие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя. В 1954 г., по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах

3.Труды.

Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля». Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд