Файл: Разработка базы данных и создание программной оболочки для работников фотосалона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГБПОУ КУШНАРЕНКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедры ИКТ

В.З.Басыров

Курсовой проект
Тема: Разработка базы данных и создание программной оболочки для работников фотосалона

Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Студентка 426 группы

Галиева Динара Илдаровна

Научный руководитель:

Басыров Вадим Закиевич

Кушнаренково 2019

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3


  1. Теоретические основы разработки программного продукта для работников

фотосалона 5

1.1 Анализ предметной области и имеющихся программных решений 5

1.2 Методы проектирования программного продукта и разработка базы

данных 7

1.3 Методы разработки, внедрения и адаптации программного продукта 10

  1. Реализация программного продукта 14

2.1 Проектирование программного продукта 14

2.2 Процесс разработки базы данных 18


2.3 Процесс разработки программного продукта 21

Заключение 31

Список использованных источников и литературы 32

Приложения 33-41

ВВЕДЕНИЕ
Данный курсовой проект посвящен разработке базы данных и созданию программной оболочки для работников фотосалона.

В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы, в связи со стремительным развитием технологий программирования на рынке программного обеспечения (ПО) количество программ, автоматизирующих те или иные виды деятельности также увеличились. Вместе с тем выросла сложность и стоимость таких программ. У многих организаций существует необходимость в программах, которые позволяют решать конкретные задачи. Данная программа позволит частично усовершенствовать процесс обслуживания благодаря ведению учета клиентов фотосалона, их заказов, контролю выполнения услуг, учету сотрудников и отслеживанию эффективности их работы.

Объектом данного курсового проекта является процесс создания базы данных и программной оболочки.

Предмет исследования: база данных и пользовательский интерфейс для работников фотосалона.

Цель: разработка базы данных и создание программной оболочки для работников фотосалона.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать основы разработки программного продукта;

  2. Разработать базу данных и создать программный интерфейс для работников фотосалона;

  3. Выполнить тестирование и отладку программного продукта.


Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы курсового проекта, теоретическая и практическая значимость работы. Определены объект, предмет, цель и задачи курсового проекта.

Первая глава – теоретическая, содержит в себе теоретическое описание выбранной темы.

Вторая глава – практическая, содержит алгоритм решения задачи и его описание.

В заключении подводится итог по работе и выводы по каждой задаче.

В списке использованных источников и литературы приведены документы литературы и интернет-ресурсы.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ФОТОСАЛОНА



1.1 Анализ предметной области и имеющихся программных решений

1.1.1 Основные понятия и определения


База данных (БД) – это информационная модель, позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств. [9]

Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания базы данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Сущность – реальный или представляемый тип объекта, информация о котором должна сохраняться и быть доступна.

Связь – графически изображаемая ассоциация, устанавливаемая между сущностями.

Ключ сущности, первичный ключ – это атрибут уникальным образом идентифицирующих экземпляр сущности (объект).

Модель данных – совокупность структур данных и операций их обработки. С помощью модели данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними.

Язык программирования формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под её управлением. [4]

Программный интерфейс – функциональность, которую некоторый программный компонент предоставляет другим программным компонентам.

      1. Описание предметной области


Как основной процесс в фотосалоне можно выделить оформление заказа клиента. Клиент делает заказ, сотрудник фотосалона вносит данные о клиенте в программу. Если клиент заказал определенную(ые) услугу(и) или товар(ы), сотрудник вносит данные в соответствующую таблицу. Когда сотрудник осуществил заказ, он добавляет данные в таблицу «Оказанные услуги» или «Проданные товары».



Разрабатываемый программный продукт будет позволять организовать на более качественном уровне хранение, учет, нахождение и отображение запрашиваемой информации. Данная база будет включать в себя все необходимые сведения о сотруднике, клиенте, товарах и услугах, заказанных товарах и услугах, оказанных товарах и услугах.

Данная программа будет позволять частично усовершенствовать процесс обслуживания благодаря ведению учета клиентов фотосалона, их заказов, контролю выполнения услуг, учету сотрудников и отслеживанию

эффективности их работы.

С помощью программного продукта будет экономиться время работников фотосалона. Внедрение программного продукта снизит время, необходимое для оформления заказов.

Для работы программного продукта предполагается создание базы данных, содержащей всю информацию о товарах и услугах, заказах, оказанных услугах и проданных товарах фотосалона. В базе данных регистрируется следующая информация: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания, телефон, наименование, тип, цена, количество, наличие.
1.1.3 Анализ существующего программного продукта

На момент написания курсового проекта, было найдено несколько программных решений, которые предназначены для использования в фотосалонах. Рассмотрим два программных решения: «Учет клиентов» - предназначена для учета клиентов, заказов, услуг; [1]

«YuKoSoft» - предназначена для учета клиентов, продаж и составления договоров. [2]

Произвели сравнение этих двух программных решений (Табл.1).

Таблица 1 – Сравнение программных решений

Критерий сравнения

Учет клиентов

YuKoSoft

Добавление товаров/услуг

+

+

Удаление товаров/услуг

+

+

Редактирование данных

+

+

Добавление клиентов

+

+

Удаление клиентов

+

+

Добавление заказанных услуг

+

+

Добавление заказанных товаров

+

+

Добавление сотрудника

+

+

Удаление сотрудника

+

+

Добавление оказанных услуг



+

Добавление проданных товаров



+

Удобный интерфейс

+



Несколько пользователей

+





Таким образом, многие функции совпадают с выбранными для сравнения программами. Добавление, удаление, редактирование, удобный интерфейс, несколько пользователей, полностью соответствуют двум выбранным для сравнения программ.



    1. Методы проектирования программного продукта и разработка базы данных


1.2.1 Проектирование программного продукта

Для проектирования программных продуктов специалистами используются следующие методы:
Функциональная модель данных

Функциональная модель IDEF0 представляет собой набор блоков, каждый из которых представляет собой «черный ящик» с входами и выходами, управлением и механизмами, которые детализируются (декомпозируются) до необходимого уровня. Наиболее важная функция расположена в верхнем левом углу. А соединяются функции между собой при помощи стрелок и описаний функциональных блоков. При этом каждый вид стрелки или активности имеет собственное значение. Данная модель позволяет описать все основные виды процессов, как административные, так и организационные.

2) Декомпозиция функциональной диаграммы

Диаграммы декомпозиции предназначены для детализации функций и получаются при разбиении контекстной диаграммы на крупные подсистемы и описывающие каждый подсистему и их взаимодействие.
Единственная функция, представленная на контекстной диаграмме верхнего уровня, может быть разложена на основные подфункции посредством создания дочерней диаграммы. В свою очередь, каждая из этих подфункций может быть разложена на составные части посредством создания дочерней диаграммы следующего, более низкого уровня, на которой некоторые или все функции также могут быть разложены на составные части. Каждая дочерняя диаграмма содержит дочерние блоки и стрелки, обеспечивающие дополнительную детализацию родительского блока.

3) Диаграммы переходов состояний (STD)

Диаграммы переходов состояний (STD) предназначены для моделирования и документирования аспектов систем, зависящих от времени или реакции на событие. Они позволяют осуществлять декомпозицию управляющих процессов и описывают отношения между входными и выходными управляющими потоками для управляющего процесса-предка.


С помощью STD–диаграмм можно моделировать последующее функционирование системы на основе ее предыдущего и текущего функционирования. Моделируемая система в любой заданный момент времени находится точно в одном из конечного множества состояний. С течением времени она может изменить свое состояние, при этом переходы между состояниями должны быть точно определены. STD-диаграмма состоит из следующих объектов:

Состояние – набор характеристик, описывающих условия устойчивости системы. Находясь в определенном состоянии и имея информацию о прошлой истории системы, можно определить очередное состояние в зависимости от текущих входных событий (потоков).

Начальное состояние – узел STD-диаграммы, являющийся стартовой точкой для начального системного перехода. STD-диаграмма имеет ровно одно начальное состояние, соответствующее состоянию системы после ее инсталляции (внедрения), но перед началом реальной работы, а также любое (конечное) число завершающих состояний.

Переход определяет перемещение моделируемой системы из одного состояния в другое. При этом имя перехода идентифицирует событие, являющееся причиной перехода и управляющее им.

  1. Диаграмма потоков данных (DFD)

На данном рисунке представлена диаграмма потоков данных (DFD), которая моделирует системы как взаимосвязанный набор действий, и которая обрабатывает данные в "хранилище" как внутри, так и вне границ моделируемой системы.

Стрелки в DFD показывают, как объекты фактически взаимодействуют между собой. Это представление, объединяющее хранимые в системе данные и внешние для системы объекты, дает DFD-моделям большую гибкость для отображения физических характеристик системы, таких, как проблемы обмена данными, разработка схем их хранения и обработки.

  1. Диаграмма прецедентов

Диаграммы прецедентов применяются для моделирования вида системы с точки зрения прецедентов (или вариантов использования).

Чаще всего это предполагает моделирование контекста системы, подсистемы или класса либо моделирование требований, предъявляемых к поведению указанных элементов. Диаграммы прецедентов имеют большое значение для визуализации, специфицирования и документирования поведения элемента. Они облегчают понимание систем, подсистем или классов, представляя взгляд извне на то, как данные элементы могут быть использованы в соответствующем контексте.