Файл: Реферат по дисциплине Социальная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии и педагогики

Факультет психолого-педагогического образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социальная педагогика»

на тему: «Основные принципы социальной педагогики»


Выполнила: студентка 3 курса группы 3.066.51.20
Филиппова Наталья Александровна

Проверил: к.п.н., доцент, зав. каф. психологии и педагогики,

Мезенцева О. И.


г. Куйбышев, 2023 г.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность принципов социальной педагогики 6

2. Принципы социальной педагогики и их характеристика 8

Заключение 14

Список использованной литературы 16



Введение



Актуальность исследования обусловлена тем, что, каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своём развитии руководствуются определёнными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, хорошо известно, что возводить любо здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке»: здание, построенное таким способом, рано или поздно разрушится.

Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определённой мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определённого типа личности; определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания, обучения и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.


Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период.

Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные. Ещё большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики как сравнительно новой отрасли педагогического знания. Такие принципы, как принцип природосообразности, культуросообразности и гуманизма, имеют свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по особому отражаются в практике.

Цель исследования – раскрыть  основные принципы социальной педагогики.

Задачи:

    1. Изучить понятие и сущность принципов социальной педагогики.

    2. Дать характеристику основных принципов социальной педагогики.



1. Понятие и сущность принципов социальной педагогики



Слово «принцип» (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом.

Принцип является родовым понятием, т.е. «более общим, а правило - видовым, т.е. более частным» [1, с. 11]. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило - это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста [2, c 23].

Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Принципы подразделяются на:

  • принципы социальной педагогики как науки. Они имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;

  • принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

  • принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.


Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика.

Так, Л. В. Мардахаев подразделяет принципы социальной педагогики на:

  • принципы социальной педагогики как науки (научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.);

  • принципы социальной педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность);

  • принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы (принципы педагогики высшей школы) [1,с 18].

На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие, а иногда только некоторые типичные рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста.

Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе


2. Принципы социальной педагогики и их характеристика


Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат.

В социальной педагогике к таким факторам относят: объектный, субъектный, средовой и технологический.

Объектный фактор – это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосооборазность, индивидуальная обусловленность и гуманизм [1, c. 21].

Принцип природосообразности был сформулирован впервые выдающимся чешским педагогом Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, чтобы эти дары природы из возможных стали действительными. Я. А. Коменский опирался не только на общие законы природы, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обосновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей. Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения различных педагогических и социально-педагогических теорий [4, c 56].


Принцип природосообразности признает человека природным существом и подчиняет его развитие законам социальной и естественной природы. Суть принципа природосообразности заключается в обосновании выбора естественного пути развития человека.

Объектом любых воспитательных отношений и педагогических процессов должен стать человек (ребенок) с его конкретными индивидуальными особенностями развития. Природа ребенка, состояние его здоровья, физиологический, физический, психический и социальный статус становятся главными определяющими при организации педагогических мероприятий. Принцип природосообразности рассматривается как защита подрастающего человека от возможного разрушительного влияния среды, насильственного давления, диктата.

Принцип индивидуальной обусловленности основывается на принятии человека со всеми его специфическими особенностями, достоинствами, возможностями и недостатками. В основе принципа лежит принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социальнопедагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и интересов [1, с.22].

Принцип гуманизма. Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение, от лат. «человечный». Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе [4, c 45].


Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

  • достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

  • признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

  • помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

  • понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;

  • стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить детейинвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей со взрослыми и детьми [2, c. 67-68].

Субъектный фактор. Обусловливает своеобразие организации и осуществление субъектом социально-педагогической деятельности. Он важен при выборе индивида для конкретной социально-педагогической деятельность в зависимости от ситуации и требований к уровню ее результативности, а также при оценке процесса и результата данной деятельности. Основными принципами при этом являются: личностная обусловленность, взаимосвязь действенности и профессионализм социально-педагогической деятельности [5, c. 520].

Принцип личностной обусловленности подразумевает, что личность педагога определяет отношение к его деятельности и к нему самому. Принцип личностной обусловленности педагога требует учета следующих рекомендаций:

– объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, его способность обеспечить результативность;

– в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (-ей) и на прогнозируемый результат;

– в ситуации, когда социальный педагог оказывается не соответствующим возможностям достижения прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему