Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, либо его заменить;
– в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной деятельности социального педагога, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования его самосовершенствования;
– при овладении педагогическим опытом другого лица необходимо учитывать своеобразие его личности, то, в какой степени можно усвоить предлагаемые более эффективные методы, методики, средства и приемы социально-педагогической деятельности [5, c. 521].
Очень важен принцип взаимосвязи профессионализма социального педагога и эффективности его социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовленность определяется наличием соответствующей компетентности, внутренней потребностью и умением социального педагога реализовать ее в определенных условиях и к конкретному объекту.
Средовой фактор обуславливает влияние окружающей среды на субъект и объект социально-педагогической деятельности и результат этого влияния. Эти факторы или усиливают воздействие практики социального педагога, или ослабляют его. Наиболее важными принципами в этой группе являются: культуросообразность, средовая обусловленность, социальная обусловленность.
Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому [2, c.70].
Основные требования принципа:
– приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;
– наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);
– начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культура и язык других народов изучаются на фоне родного языка и культуры;
– активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры [1, c.26].
В основе принципа социальной обусловленности лежит влияние устройства государства, политики и деятельности социальных институтов на формирование личности. Принцип средовой обусловленности определяет за- висимость социально-индивидуального развития
, воспитания человека от среды его непосредственной жизнедеятельности.
Сущность принципа средовой обусловленности состоит в том, что каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие, особенности, которые необходимо учитывать социальному педагогу (воспитательный потенциал). Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Эту специфику важно учитывать в воспитательной деятельности для ее стимулирования [1, c.27].
Технологический фактор – это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учёта возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути, эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, комплексность, систематичность, опора на положительные характеристики личности, сознательность и активность [1, c.28].
Итак, «принцип» означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. «более общим, а правило - видовым, т.е. более частным».
Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов
Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат.
В социальной педагогике к таким факторам относят: объектный, субъектный, средовой и технологический.
Между всеми принципами социальной педагогики существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Каждый из принципов лишь акцентирует внимание на одну или несколько сторон деятельности человека (ребёнка). Полнота результата зависит от того, учитывается ли каждый принцип в процессе социально-педагогической деятельности.
Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность.
Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить. Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности
На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе.
В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
– в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной деятельности социального педагога, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования его самосовершенствования;
– при овладении педагогическим опытом другого лица необходимо учитывать своеобразие его личности, то, в какой степени можно усвоить предлагаемые более эффективные методы, методики, средства и приемы социально-педагогической деятельности [5, c. 521].
Очень важен принцип взаимосвязи профессионализма социального педагога и эффективности его социально-педагогической деятельности. Профессиональная подготовленность определяется наличием соответствующей компетентности, внутренней потребностью и умением социального педагога реализовать ее в определенных условиях и к конкретному объекту.
Средовой фактор обуславливает влияние окружающей среды на субъект и объект социально-педагогической деятельности и результат этого влияния. Эти факторы или усиливают воздействие практики социального педагога, или ослабляют его. Наиболее важными принципами в этой группе являются: культуросообразность, средовая обусловленность, социальная обусловленность.
Принцип культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому [2, c.70].
Основные требования принципа:
– приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре;
– наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);
– начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культура и язык других народов изучаются на фоне родного языка и культуры;
– активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры [1, c.26].
В основе принципа социальной обусловленности лежит влияние устройства государства, политики и деятельности социальных институтов на формирование личности. Принцип средовой обусловленности определяет за- висимость социально-индивидуального развития
, воспитания человека от среды его непосредственной жизнедеятельности.
Сущность принципа средовой обусловленности состоит в том, что каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие, особенности, которые необходимо учитывать социальному педагогу (воспитательный потенциал). Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовать и даже противодействовать ему. Эту специфику важно учитывать в воспитательной деятельности для ее стимулирования [1, c.27].
Технологический фактор – это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учёта возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути, эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, комплексность, систематичность, опора на положительные характеристики личности, сознательность и активность [1, c.28].
Заключение
Итак, «принцип» означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. «более общим, а правило - видовым, т.е. более частным».
Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов
Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат.
В социальной педагогике к таким факторам относят: объектный, субъектный, средовой и технологический.
Между всеми принципами социальной педагогики существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Каждый из принципов лишь акцентирует внимание на одну или несколько сторон деятельности человека (ребёнка). Полнота результата зависит от того, учитывается ли каждый принцип в процессе социально-педагогической деятельности.
Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, выделяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность.
Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат можно получить. Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности
На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе.
В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста.
Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.
Список использованной литературы
-
Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2020. – 817 с. -
Торохтий В.С. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В.С. Торохтий. – М.: Юрайт, 2019. – 451 с. -
Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 416 с. -
Социальная педагогика: учебное пособие /сост. С.Г. Григорьева. – Казань: КФУ, 2018. – 97 с. -
Сайфутдинова С.А. Принципы социальной педагогики и их характеристика // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы IV Международной научно–практической конференции, 18 мая 2020 года. – Уфа: Издательство БГПУ, 2020. – 583 с.