Файл: Курсовая работа по элективному курсу История в лицах Генерал Сражающейся Франции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но в тех условиях многопартийности создать партию было недостаточно, нужно было быть во главе государства, тем более что остальные партии («независимые республиканцы», «умеренные») пересмотрели свои взгляды в обстановке 40-х годов и частично обновили свои догмы и привели их в соответствие с новыми социально-политическими условиями, они выдвинули некоторые реформы в духе классового сотрудничества, они допускали возможность государственного вмешательства в экономику. Но подчеркнем, что политика голлистов коренным образом отличалась от существующей.

Советский союз теперь был для них агрессивной державой, и они критиковали СССР за его политику, напомним, что в нашей стране царил сталинский режим и массовыми репрессиями уничтожались лучшие умы страны. В отношении национально-освободительного движения, деголлевцы предлагали предоставить свободу жителям колоний, право на участие в самоуправлении, и это должно было, по мнению де Голля, сплотить колонии вокруг Франции и способствовать росту ее авторитета в Европе.

Необходимо отметить, как положительные, так и отрицательные стороны политики Шарля де Голля и его новой партии в послевоенные годы. Де Голль проявил себя как мудрый и дальновидный политик в объединении французского народа. В своей избирательной компании он выдвинул лозунг – «Союз национального спасения», что было необходимо французскому народу в тот тяжелый послевоенный период. Голлисты сумели убедить французов, что только РПФ могла спасти республику, возродить ее экономическую мощь и политическое влияние в Европе. Самое важное – это проект новой Конституции с ее демократическими принципами, создание своего печатного органа – газеты.

В то же время она являлась буржуазной партией, идеология которой основывалась на правых идеях «сильной власти», была проникнута антикоммунистическими и антисоветскими настроениями и диктатуры одного вождя – Шарля де Голля.

Глава 3. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ВЛАСТИ



3.1. Возрождение голлистского движения


Одним из первых мероприятий, проведенных де Голлем после его прихода к власти, была поездка в Алжир. Он отправился туда, чтобы «умиротворить» армию и ультра-колониалистов. Он был там три дня, ему был оказан теплый прием. На центральной площади города генерал выступил перед огромной толпой французов и алжирцев. Он произнес в своей речи заветные слова «французский Алжир» и все вокруг ликовали от счастья. Генерал остался доволен своей поездкой, и он приступает к работе над проектом новой Конституции. Над проектом работала так же группа высокопоставленных чиновников, текст на рассмотрение был передан так называемому Конституционному консультативному комитету, в который вошло около 40 человек.


Главное отличие Конституции 1958 года от предыдущей Конституции Четвертой республики заключалось в значительном расширении ею полномочий президента страны (исполнительной власти) за счет парламента (законодательной власти).

По конституции 1946 года право издавать любые законы всецело закреплялось за Национальным собранием. По новой конституции Национальное собрание сохраняет исключительную компетенцию лишь в отношении законов, определяющих осуществление гражданских прав, гражданское и уголовное законодательство, судоустройство, налоговую систему порядок выборов. В таких важных областях, как оборона, организация и доходы органов местного самоуправления, образование, трудовое право Национальному собранию надлежит определить лишь «общие принципы». Все остальные вопросы решаются правительством и администрацией в порядке осуществления распорядительной власти. Заседания парламента были ограничены двумя сессиями в год. По Конституции 1946 года кандидат на пост премьер-министра намечался президентом Республики. Он избирал членов своего кабинета и доводил его список до сведения Национального собрания. От него кандидат в премьеры должен был получить «доверие» по программе и политике, которую он намеревался проводить. «Доверие» выражалось публичным голосованием и простым большинством голосов. Вопрос о «доверии» существующему правительству мог быть поставлен в Национальном собрании премьер-министром. Кабинету могло быть отказано в «доверии» абсолютным большинством депутатов.

Согласно Конституции 1958 года, отказ в «доверии» правительству может иметь место в случае постановки самим премьером в Национальном собрании вопроса об ответственности правительства, т.е. о доверии по его программе или по заявлению по общей политике, либо в случае внесения, по крайней мере, одной десятой частью депутатов резолюции порицания. В обоих случаях правительству может быть отказано в «доверии» лишь абсолютным большинством голосов. Если резолюция порицания не собирает требуемого абсолютного большинства, то ее авторы лишаются права вносить новую в течение данной парламентской сессии.

Новая Конституция предоставила очень большие полномочия президенту республики. Президент республики имеет право назначать премьер-министра и по его предложению – отдельных министров, возвращать принятые парламентом законопроекты на новое обсуждение. Президент может распускать (после консультации с премьер-министром и председателями палат) Национальное собрание и назначать новые выборы. Новая Конституция дает право президенту республики в чрезвычайных обстоятельствах брать всю полноту власти в стране в свои руки.



Отдельный раздел Конституции 1958 года регулировал статус французских колоний. Одна из статей гласила, что колонии Франции могли сохранять свой статус в составе Республики, и могут образовывать отдельные государства, т.е. французские колонии имели право на независимость. Конституция стала основой нового режима – Пятой республики. Основной закон страны, утвержденный в 1958 году, прошел испытание временем. (С самого начала V Республики только одно правительство Франции было отправлено в отставку с помощью вотума недоверия: это было правительство Жоржа Помпиду, в октябре 1962 года)

Голлисты приложили все усилия, чтобы референдум принял новую Конституцию. Вся Франция была покрыта огромными афишами: «Да референдуму – да Франции». Министерство информации смонтировало документальный фильм, в котором рассказывалось обо всех правительственных кризисах Четвертой республики. В конце киноленты всех французов призывали ответить «да» на предстоящем референдуме. Этот фильм стали показывать во многих кинотеатрах вместе с текущей кинохроникой. В те годы Французскую коммунистическую партию возглавлял Морис Торез. Он охарактеризовал новую политическую систему Франции как режим единоличной военной диктатуры, навязанный силой. Коммунисты единодушно решили голосовать против новой Конституции. Руководство Национального центра независимых и крестьян и народно – республиканского движения приняли решение призвать своих избирателей дать положительный ответ на референдуме. Партия радикалов и Социалистическая партия раскололись. Но сторонники Конституции оказались намного сильнее. Генерал де Голль и его сторонники добоилсь своей цели. Конституция 1958 года вошла в силу и стала основным законом Франции.

После референдума все политические объединения Франции начали готовиться к выборам в Национальное собрание. Такая же задача стояла и перед голлистами, которые должны были выступать на выборах в рамках еденной партии. Ее создание было незамедлительно провозглашено голлистами 1 октября 1958 года. Партия получила название Союз за новую республику (ЮНР). Лидеры ЮНР представили свою партию как «единственную» всецело преданную идеям и личности де Голля. Но сам де Голль отказался возглавлять ее, так как стремился представить себя арбитром, отстаивающим интересы всей нации в целом. Тем не менее, генерал постоянно поддерживал связь со своими единомышленниками и не одно важное партийное решение не принималось без его согласия.


Шарль де Голль высказался в пользу системы поименного голосования. Его решение было введено в силу правительственным указом. Чем было вызвано принятие такой альтернативы? Историки считают (Н. Молчанов, Ю. Рубинский, В. Смирнов), что он опасался, что решение вопроса в пользу голлистской партии вызовет недовольство в рядах традиционных французских партий и его обвинят в стремлении к единовластию. Введение системы поименного голосования, не выгодного для партии голлистов, вызвало смятение в его рядах. Но решение де Голля не обсуждалось в процессе подготовки к выборам недавно образованная партия ЮНР проявила себя как организованное и дисциплинированное объединение. Здесь сыграла свою роль традиция: строгая дисциплина и подчинение руководству были свойственны голлистскому движению. На парламентских выборах партия набрала наибольшее количество голосов в руководстве партии было сильное крыло, ее лидеры заявили о своей полной солидарности с действиями генерала де Голля. Сложившаяся обстановка была очень необычной для Франции. Страна не знала такого на протяжении полувека своей истории. Центральными вопросами внутренней политики были: новая экономическая политика, социальная политика.

Итак, нужно отметить положительные моменты, которые произошли в стране во время правления правительства во главе с де Голлем. Это: принятие мер, направленных на улучшение финансового положения Франции. Исчез дефицит платежного баланса для зоны французского франка. Уменьшился дефицит государственного бюджета. Росло промышленное производство. Был повышен гарантированный минимум заработной платы, была повышена зарплата госслужащим и рабочим. Правительство провело налоговую реформу. Она упростила сложную французскую систему налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Дорога, пройденная де Голлем и голлистами к завоеванию и утверждению власти, была долгой и сложной. Большое влияние на де Голля оказала прежде всего духовная атмосфера семьи. Он получил прекрасное гуманитарное образование.

Цель работы достигнута. Задачи, поставленные в работе решены. Президента Франции Шарль де Голль показан как историческая личность. Все положительные изменения в стране, а именно в политике, внешней и внутренней, экономике, благосостоянии страны связаны с именем де Голля. Правительство де Голля разработало новую Конституцию, которая действует в стране и сейчас. Союз за новую республику стал основной опорой президента и правительства. Его появление на политической арене Франции еще более укрепило установленную де Голлем республику президентского типа. Классическая французская многопартийность постепенно стала переходить в биполярную систему (сосредоточение всех политический сил страны вокруг правого Ио левого полюсов). До 1969 года голлистская партия оставалась первой по числу мандатов в Национальном собрании.


После отставки и смерти де Голля его временная непопулярность осталась в прошлом, он осознаётся прежде всего, как крупная историческая фигура, национальный лидер в одном ряду с такими деятелями, как Наполеон I. По случаю двухсотлетия революции 1789 года был проведён опрос, в котором французов попросили назвать наиболее революционных, по их мнению, исторических деятелей, по результатам которого Де Голль занял первое место.

Чаще, чем в годы его президентства, французы ассоциируют его имя с деятельностью во время Второй мировой войны, называя его обычно «генерал де Голль», а не просто по имени и фамилии. Неприятие фигуры де Голля в наше время характерно в основном для крайне левых.

Партия «Объединение в поддержку республики», созданная де Голлем, после ряда реорганизаций и переименований продолжает оставаться влиятельной силой во Франции, именующейся теперь «Республиканцы». Тогдашний лидер партии Николя Саркози в своей инаугурационной речи в 2007 году сказал: «Приступая к исполнению функций Президента Республики, я думаю о генерале де Голле, который два раза спас Республику, вернул Франции независимость, а государству — его престиж». За сторонниками этого правоцентристского курса ещё при жизни генерала закрепилось название голлисты. Ортодоксальный «жёсткий голлизм» характеризует Движение инициативы и свободы, созданное в 1981 году.

Известный дипломат Ю. В. Дубинин, сравнивая де Голля с Наполеоном, отметил: «Наполеон оставил Францию после себя обескровленной и поверженной, а де Голль вывел Францию на первый план созидательной международной политики. При этом не следует опускать одно важное обстоятельство. Вражда с Россией оказалась роковой для Наполеона. В то же время дружба де Голля с нашей страной помогла возвеличить Францию».


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Арзаканян М. Де Голль и голисты на пути к власти / Марина Арзаканян. – М.: Высшая школа, 1999. – 240 с.

  2. Голль Ш. Мемуары надежд / Шарль де Голль [пер. на русский]. – М.: Прогресс, 2000. – 340 с.

  3. Жаркова А. 100 человек изменившие ход истории // Анна Жаркова. – Еженедельное издание. – 2009. – № 66. – С.32

  4. Ланда Р.Г. История Алжира / Р. Г. Ланда. – М.: Институт Востоковедения РАН, 1999. – 308 с.

  5. Маклаков В.Н. Конституция и законодательные акты / В.Н. Маклаков, В. Л. Энтин. – М.: Прогресс, 1989. – 448 с.

  6. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль / Николай Николаевич Молчанов. – М.: Из-во «Международные отношения», 1979. – 303 с.

  7. Новиков Г.Н. Два этюда о де Голле и голлизме / Геннадий Новиков. – Иркутск: Из-во «Оттиск», 2001. – 55 с.

  8. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время / М.В. Пономарев. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.

  9. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик / Георгий Михайлович Ратиани. – М.: Мысль, 1980. – 472 с.

  10. Рубинский Ю. Франция в поиске новых путей / Юрий Рубинский. – М.: Из-во «Весь мир», 2007. – 624 с.

  11. Сироткин В.Г. История Франции: пятая республика / В.Г. Сироткин. – М.: Высшая школа, 1989. – 199 с.

  12. Смирнов В.П. Франция в ХХ веке / В.П. Смирнов. – М.: Дрофа, 2001. – 352 с.

  13. Черкасов П.П. Судьба империи / П.П. Черкасов. – М.: Наука, 1983. – 183 с.