Файл: Курсовая работа по мдк 04. 02 Основы анализа бухгалтерской отчетности.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Понятие финансовой отчетности бюджетных учреждений, ее состав и информативность
1.2 Особенности анализа бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
2 АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МБУ ДО «ДЮЦ «Прометей»
2.1 Организационная характеристика учреждения
Материальные запасы
Нематериальные активы
Вложения в нефинансовые активы
Рисунок 1.1 – Нефинансовые активы бюджетного учреждения
В состав финансовых активов бюджетного учреждения входит:
-
денежные средства учреждения в кассе и на лицевых счетах в органе Казначейства, -
финансовые вложения и вложениями в них, -
различные расчеты (по доходам; выданным авансам; кредитам и займам; с подотчетными лицами; по ущербу и иным доходам; прочими расчетами с дебиторами; по платежам в бюджеты).
Пассив бухгалтерского баланса бюджетного учреждения также содержит 2 раздела – обязательства (раздел III) и финансовый результат (раздел IV).
Третий раздел баланса бюджетного учреждения содержит информацию об обязательствах в разрезе:
-
расчетов с кредиторами по долговым обязательствам, -
расчетов по принятым обязательствам, -
расчетов по платежам в бюджеты (в отличие от второго раздела здесь отражается не дебиторская, а кредиторская задолженность), -
прочих расчетов с кредиторами, -
расчетов с подотчетными лицами, -
расчетов по доходам, -
расчетов по ущербу и иным доходам.
В последнем четвертом разделе баланса бюджетного учреждения содержится информация о финансовом результате деятельности за отчетный период.
Отчет о финансовых результатах позволяет удовлетворить потребности заинтересованных пользователей в информации о доходах, расходах и чистом операционном результате деятельности бюджетного учреждения. Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения содержит информацию о финансовых результатах в разрезе аналитических данных (кодов) доходов (поступлений), расходов (выбытий), т.е. кодов операций сектора государственного управления (далее по тексу - КОСГУ). 4
Показатели в данной форме финансовой отчетности отражаются в разрезе следующих направлений:
-
деятельность с целевыми средствами (получение доходов и осуществление расходов за счет полученных субсидий целевого назначения); -
деятельность по оказанию услуг; -
средства во временном распоряжении..
В отчете о финансовых результатах бюджетного учреждения раскрывается информация о полученных доходах учреждения, произведенных им расходах, разность между которыми дает операционный результат до налогообложения. Кроме того, в данном отчете отражаются операции с нефинансовыми и финансовыми активами, обязательствами учреждения.5
В отличие от других форм финансовой отчетности бюджетного учреждения отчет об исполнении учреждением плана его финансово- хозяйственной деятельности составляется кассовым методом, т.е. отражает реальное движение денежных средств поступивших из бюджета через лицевые счета учреждения, открытые в органах Федерального казначейства. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности составляется по каждому виду финансового обеспечения учреждения: 6
-
собственные доходы учреждения (код вида финансового обеспечения – 2); -
субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида финансового обеспечения – 4); -
субсидии на иные цели (код вида финансового обеспечения – 5).
Для заполнения данной формы бухгалтерской (финансовой) отчетности используется информация бухгалтерского учета в разрезе аналитических кодов вида доходов, расходов и источников финансирования дефицита средств государственного (муниципального) учреждения соответственно по следующим разделам:
-
доходы учреждения; -
расходы учреждения; -
источники финансирования дефицита средств учреждения (внутренние и внешние); -
сведения о возвратах расходов и выплат обеспечений прошлых лет.
Все показатели данного отчета представляются в суммах утвержденных плановых назначений, их исполнении и оставшихся неисполненных.
Между вышерассмотренными формами бухгалтерской отчетности существует взаимосвязь: данные отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) соответствуют сумме данных отчета об исполнении учреждением плана его финансово- хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф.00503725) в разрезе КОСГУ. 7
Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности является окончательным этапом процесса ведения бухгалтерского учета, который может стать для руководителя и учредителя бюджетного учреждения основанием для принятия решений по корректировке финансово-хозяйственной деятельности и принятия не только управленческих, но и процессуальных решений. Установленные законодательством требования и принципы формирования бухгалтерской отчетности являются важными для соблюдения, так как они обеспечивают достоверность отчетности и позволяют обеспечить справедливое представление информации в бухгалтерской отчетности.
[6, с.12]
Бухгалтерская (финансовая) отчетность бюджетного учреждения должна соответствовать требованиям Приказа Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». 8Требования к формированию финансовой отчетности бюджетных учреждений отличаются от требований к отчетности коммерческих организаций в связи со спецификой их деятельности. Едиными требованиями являются:
-
предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности на русском языке; -
отражение данных по статьям бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и в других формах финансовой отчетности осуществляется по каждой имеющейся строке. В случае, если показатель по строке отсутствует, в такой графе проставляется прочерк; -
валюта, используемая при составлении бухгалтерской отчетности – рубль; -
все факты хозяйственной жизни должны быть отражены в полном объеме и в установленное время в формах бухгалтерской отчетности; -
при формировании бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме законодательно предусмотренных случаев. 9
Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений предоставляются в рублях, что является отличительной особенностью (коммерческие организации отражают показатели в отчетности в тыс. рублях).
Сформированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения. Если форма отчетности содержит плановые (прогнозные) и аналитические показатели, ее также подписывает руководитель финансово-экономической службы (примером такого отчета является Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности). Сформированная бухгалтерская отчетность представляется учредителю для формирования им сводной бухгалтерской отчетности подведомственных учреждений и ее представления финансовому органу соответствующего бюджета.
1.2 Особенности анализа бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений
Анализ бухгалтерской отчетности является актуальным механизмом обнаружения имеющихся в учреждении проблем, поиска их решений, прогнозирования дальнейшей деятельности. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности в одинаковой степени необходим как коммерческим, так и некоммерческим организациям, поскольку без него повышается риск прекращения деятельности в связи с нерациональным использованием ресурсов, принятием неверных управленческих решений.10
Отчетность бюджетного учреждения призвана, во-первых, показать, насколько распоряжение выделенными на выполнение государственного задания из бюджета средствами соответствует бюджетному законодательству, во-вторых, увеличить степень финансовой самостоятельности учреждения.
Одними из наиболее распространенных методов анализа показателей (бухгалтерской) финансовой отчетности бюджетного учреждения является проведение горизонтального и вертикального анализов. 11
Горизонтальный (временной) анализ показателей бухгалтерской отчетности проводится методом сравнения каждого показателя с данными предыдущих периодов. Целью горизонтального анализа является выявление абсолютных и относительных изменений величин различных статей финансовой отчетности учреждения за определенный период, оценивание данных изменений. Осуществление горизонтального анализа предполагает сопоставление показателей как в абсолютном выражении, так и в относительном. На первом этапе проведения анализа рассчитываются абсолютные отклонения статей бухгалтерской отчетности относительного базового периода. Абсолютное изменение рассчитывается по формуле (1.1):
А
(1.1)
бсолютное изменение = Текущее значение показателя - базовое значение показателя
Определение абсолютного изменения позволяет идентифицировать статьи финансовой отчетности, отклонения по которым были наибольшими в денежном выражении.
На втором этапе рассчитываются относительные изменения анализируемых показателей бухгалтерской отчетности учреждения по сравнению с базовым периодом. Относительное изменение рассчитывается по формуле (1.2):
Относительное изменение = (Абсолютное изменение/
Базовое значение)*100% (1.2)
Преимуществом горизонтального анализа показателей бухгалтерской отчетности является возможность установить тенденции изменения анализируемых показателей.
Вертикальный анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в целях определения общего финансового состояния, поскольку все суммы за данный год конвертируются в проценты от основного компонента финансовой отчетности. Анализ по вертикали или по размеру позволяет увидеть состав каждого финансового отчета и определить, произошли ли существенные изменения.
Вертикальный анализ бухгалтерской отчетности подразумевает деление каждого элемента отчетности на валюту баланса. Для проведения вертикального анализа финансовых показателей деятельности бюджетного учреждения можно воспользоваться формулой (1.3):
П
(1.3)
роцент от базового значения = (Индивидуальное значение/Базовое значение)*100%
Основным преимуществом вертикального анализа финансовых показателей деятельности бюджетного учреждения является возможность выявления резких изменений в финансовой отчетности учреждения. Быстрый рост или снижение отдельных показателей финансовой отчетности будет легко прослеживаться в динамике.
В настоящее время достаточно широко применяются методики анализа финансовой устойчивости для коммерческих организаций. Для бюджетного учреждения, в силу специфики ведения бухгалтерского учета и формирования показателей финансовой отчетности, применение данных методик должно осуществляться с определенными коррективами информационной базы. Анализ платежеспособности предприятия включает в себя оценку относительных и абсолютных показателей. Анализ абсолютных показателей основан на группировке активов по степени ликвидности, а пассивов –