Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития
любознательности детей дошкольного возраста.
1.3. Педагогические условия развития любознательности в дошкольном учреждении.
В работе дошкольных образовательных учреждений развитию любознательности уделяется большое внимание, но часто это происходит бессистемно. Так как не всегда педагоги в должной мере владеют такими понятиями, как любознательность, познавательный интерес, педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Любознательность – психологическое свойство личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности.
Педагогические условия развития любознательности – это практические и исследовательские действия ребенка. Большое значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.
Для глубокого изучения развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста я рассмотрела позиции следующих авторов: Шумакова, Купарадзе, Кригер. Шумакова считает, что «По количеству вопросов у детей младшего дошкольного возраста можно сформировать общее представление о степени выраженности у него любознательности, потому что любознательный ребенок задает вопросы довольно часто, и эти вопросы направлены на понимание сущности того или иного объекта или предмета, либо его взаимосвязи с другими объектами и явлениями окружающего мира». А Купарадзе говорит о том, что «При условии хорошо организованной развивающей предметно-пространственной среды, грамотного педагогического руководства разными видами деятельности ребенка создаются благоприятные условия для развития любознательности». Чем больше ребенок узнает о разных объектах, явлениях тем больше у него возникает разнообразных вопросов, на которые он ищет ответы. Это способствует развитию любознательности.
Любознательность побуждает ребенка искать ответы на свои вопросы, выдвигать предположения и, используя разные способы познания, подтверждать либо опровергать выдвинутые гипотезы. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
По мнению Кригер, в деятельности формируются положительные эмоции в процессе взаимодействия с объектом деятельности, в процессе самой деятельности и по отношению к людям, которые участвуют в этой деятельности, то есть ко взрослым и сверстникам.Купарадзе отмечает, что возникновению любознательности способствует правильно организованная деятельность. Она должна соответствовать следующим требованиям:
− подготовка основы для проявления любознательности;
− создание отношения к предмету или деятельности, перевод смыслообразующих мотивов в более близкие;
− организация систематической поисковой деятельности, в которой реализуется истинная любознательность.
Еще одним требованием является построение деятельности таким образом, чтобы в процессе работы у ребенка возникали вопросы, и они побуждали его ставить новые задачив конкретной деятельности, например, на занятии, и ребенок мог переносить свои интересы в другие виды деятельности. В работе Жихаревой отмечается, что развитие любознательности занимает продолжительное время, это процесс, который требует систематичности и целенаправленности
Организованная таким образом деятельность будет носить поисковый характер, и способствовать достижению ребенком радости познания, закреплению положительных результатов, вырабатывающих стойкий динамический стереотип любознательности, которая постепенно будет формироваться в личностное качество. Использование поисковой, исследовательской деятельности, наличие проблемных ситуаций, являются очень важными в развитии любознательности, поскольку, ребенок должен сталкиваться с проблемой, у него должны возникать вопросы, противоречия, к разрешению которых он будет стремиться.
Эффективным методом развития любознательности является использование различных занимательных игр, упражнений, заданий, доступных детям по возрасту. Кроме того, как отмечают многие исследователи, важное значение в развитии любознательности принадлежит взаимодействию со взрослым, умение взрослого предлагать ребенку разнообразную информацию, ставить перед ним проблемные вопросы, влияет на стимулирование его познавательных интересов.
По мнению Рамоновой, одним из ключевых условий развития любознательности является развивающая предметно-пространственная среда. На данный момент в психолого-педагогической литературе обозначена важнейшая роль организации развивающей среды для развития личности ребенка. Так, психолого-педагогический анализ литературы и изучение авторских позиций показывает, что развитие любознательности детей младшего дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом педагогических условий: обогащение предметно-развивающей среды, повышение компетентности педагогов в развитии любознательности детей,
ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по развитию любознательности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования
2.1. Изучение особенностей любознательности
старших дошкольников
Проблема развития любознательности в процессе детского экспериментирования в дошкольной образовательной организации на сегодняшний день достаточно актуальна, востребованы новые подходы к формированию познавательного интереса как мотивационной основы школьного обучения. Детское экспериментирование включает ряд качеств, поддерживающих любознательность дошкольников, - это умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, умение отвечать на вопросы, удовлетворить присущую ему поисковую активность, самостоятельно ставить цель наблюдения, видеть изменения и делать соответствующие выводы.
Опытно-поисковая работа проводилась с целью изучения развития любознательности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования на основе специально разработанного плана занятий.На первом этапе опытно-поисковой работы решались диагностические задачи:
– подобрать диагностические методики для выявления уровня развития любознательности у старших дошкольников и создать педагогические условия их осуществления;
– организовать и привести диагностику развития любознательности у дошкольников в процессе деятельности экспериментирования;
– проанализировать результаты диагностики и определить основные направления работы по развитию любознательности.
На основе анализа работ Зюбина, Рамоновой, Матюшкина, Морозовой были описаны уровни развития любознательности по следующим критериям: когнитивный; эмоциональный; деятельностный. Для выявления уровней развития любознательности были использованы следующие методики: «Да-нет» (Игровое упражнения), «Выбор деятельности» Прохоровой.
На основе диагностики определяется уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. При беседах с ребятами и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательно-образовательного процесса .
Игровое упражнение «Да – нет» (Л. А. Венгер). Методика направлена на исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умение видеть проблемы и находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Стимулирующий материал: шкатулка с вложенными в нее предметами, игрушками. Педагог добирает по своему усмотрению до 10 наименований. Процесс диагностики: ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в шкатулке, при этом не задавать прямых вопросов типа «Что это?» (можно дать подсказку ребенку). Выполненное задание оценивается в количественном выражении (по баллам от 0 до 3).
Методика «Выбор деятельности» (П.Н. Прохоровой). Диагностика,направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Стимулирующий материал: картинки с изображением детей, занимающихся разными видами деятельности.Процесс диагностики: ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он бы хотел оказаться. Последовательно делают три выбора. Все три фиксируются в протоколе 1,2,3.
Диагностика проводилась в течение недели, в ходе устанавливается уровень сформированности любознательности и умения экспериментирования. Результаты диагностики сравниваются на их соответствие требования ФГОС ДО и делается вывод готов ли ребенок в данной части к переходу на следующую образовательную ступень или нет.На основании проведенного исследования получены данные об уровне развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста. При исследовании динамики развития любознательности детей по методике Венгера было определено три уровня любознательности и познавательного интереса высокий, средний и низкий. По результатам диагностики было выявлено, что в группе уровень развития любознательности и познавательного интереса детей представлен неравномерно.
Высокий уровень развития любознательности отмечается у 3 детей, что составляет 15 % от всей группы. Эти дети способны в процессе познавательно – исследовательской деятельности ставить перед собой проблему, анализировать условия, выдвигать гипотезы. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности.
Средний уровень любознательности и познавательной активности был определен у 13 детей, что составляет 65 % от всей группы. У этих ребят, интерес был направлен к новым объектам, ситуативно делились своими эмоциями с взрослыми и детьми. Эти дети участвовали в нетрудных экспериментах, организуемых взрослыми, проявляли активный познавательный интерес. Задавали непосредственные вопросы взрослым, направленные на установления связи.