Файл: Международный договор в системе источников налогового права рф.docx
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: НАЛОГОВОЕ ПРАВО
НА ТЕМУ: Международный договор в системе источников налогового права РФ
Выполнил(а): Малашеня Татьяна Владиславовна
ЮС-220(1),
Содержание
Введение 3
1.1 Понятие источников налогового права 5
1.2 Система источников налогового права 8
1.3 Решения Конституционного Суда РФ как источник налогового права 13
1.4 Нормы международного права и международные договоры РФ как источники налогового права 16
1.5 Налоговое законодательство РФ 20
1.6 Проблемы налогового законодательства 22
Заключение 26
Список используемых источников и литературы 29
Введение
Проблема источников права лежит в основе любой отрасли права, так как само существование и эффективность юридических норм во многом определяются формами их выражения и закрепления. Налоговое право в этом отношении не является исключением. Вопрос об источниках имеет для него большое теоретическое и практическое значение. Изучение указанной проблемы позволяет не только выявить сущность современного налогового права, но и в определенной степени прогнозировать пути его развития. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы «Источники налогового права».
Цель исследования – характеристика источников налогового права.
Задачи исследования:
- определить источники налогового права;
- рассмотреть систему источников налогового права в РФ;
- определить роль решений Конституционного Суда РФ среди источников налогового права;
- определить место норм международного права и международных договоров среди источников налогового права РФ.
Объект исследования – источники налогового права РФ.
Предмет исследования – законодательство о налогах и сборах, подзаконные нормативные акты, решения Конституционного Суда, нормы международного права и международные договора как источники налогового права.
Как показали исследования библиографических источников (список приведён в конце работы), тема курсовой работы широко разработана специалистами в сфере налогового права. Конечно, существует множество споров и разногласий в данном вопросе, особенно в определении места решений Конституционного Суда в источниках налогового права, но без споров, а точнее сказать, полемики, не возможно продвижение законотворческой мысли.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы по сути дела являются первыми источниками современного налогового права Российской Федерации.
1.1 Понятие источников налогового права
Возникновение термина «источник права» связывают с римским правом. Определение данного термина в юридической литературе многозначно. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения.
В современных правовых системах господствующими источниками права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В налоговой сфере они традиционно охватываются понятием налогового законодательства.
Налоговое право как совокупность юридических норм, устанавливающих налоговую систему государства, порядок взимания налогов, ответственность за налоговые правонарушения, занимает особое место в общем механизме финансового регулирования. Именно налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования публичной власти. В этом заключается их фискальная функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.
Играя важную роль в перераспределительных процессах, налоги оказывают значительное влияние на воспроизводство, стимулируя или снижая его темпы, усиливая или сдерживая накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения, что составляет содержание регулирующей функции налогового механизма. Таким образом, налоги - объективная необходимость, обусловливаемая потребностями поступательного развития общества. Правовое регулирование налогообложения в России находится пока в состоянии, далеком от совершенства. Долгое время в нашей стране принижалась роль товарно-денежных отношений, что, в свою очередь, оказало негативное влияние на развитие налоговой теории и практики.
С переходом отечественной экономики на рыночные рельсы появилась острая потребность в четкой и подробной юридической регламентации финансовых и, в особенности, налоговых отношений. При создании соответствующего нормативного поля, наш законодатель обращался к положительному опыту, накопленному в странах с развитой рыночной экономикой - Великобритании, Канаде, США и других, который не только способствовал разработке более совершенных законодательных актов по финансовым вопросам, но и помогал уяснить общие закономерности функционирования и развития налогового механизма, получить представление о теории налогового права. Необходимо отметить, что в федеративных государствах особое значение придается отношению между федерацией и её субъектами и муниципалитетами. Такое разделение свойственно и налоговым правоотношениям, в том числе и системе источников налогового права.
В мире принято выделять две основные модели юридической регламентации налоговых отношений:
- англо-саксонская;
- романо-Германская.
Спецификой системы источников англо-саксонского налогового права является признание судебного прецедента в качестве самостоятельного источника права, равного по силе закону.
Романо-германская (континентальная) модель является наиболее распространённой. Эта модель утвердилась в подавляющем большинстве стран Западной Европы, в том числе и в России.
Обе названные системы едины по природе и социально-экономическим функциям, что подтверждается единой сущностью налогообложения и едиными принципами его правового регулирования. В то же время, они имеют и много различий, связанных, в первую очередь, с различиями между англо-саксонским и континентальным правом вообще. И хотя наша страна привержена
традициям континентального налогового права, изучение юридического аспекта англо-саксонской модели теории и практики налогообложения представляет интерес не только в ознакомительном плане, но и с точки зрения возможного восприятия ее рациональных положений европейским и отечественным налоговым законодательством.
Другой проблемой налогового права является проблема учёта налогооблагаемой базы соотечественников за рубежом, а также налогообложение иностранцев, получающих доход на территории государства. В настоящее время миллионы людей живут, работают, владеют имуществом в странах не по месту своего основного жительства. Для того, чтобы правильно решать эту проблему, необходимо знать налоговое законодательство соответствующих государств и практику его применения, а также устанавливать международные договорные отношения по вопросам налогообложения. На развитие налогового права и на формирование его источников существенное влияние оказывает исторический фактор. Именно поэтому, без учёта прошлого опыта, нельзя построить качественно функционирующую систему источников налогового права. В действующих законодательных актах, регламентирующих сферу налогообложения, отражается налоговая политика государства, так как они представляют собой не что иное, как ее нормативное оформление. Изменения налоговой политики незамедлительно сказываются и на системе закрепляющих ее законоположений: в них вносятся поправки и дополнения, вырабатываются новые юридические нормы и отменяются устаревшие. Таким образом, источники налогового права - это формы выражения действующих фискально-правовых норм. Они образуют разветвленную систему, которая в структурном отношении может быть условно представлена двумя блоками:
- источники, имеющие внутригосударственную природу (законы, подзаконные нормативные акты и т.д.;
- источники международно-правового характера (межгосударственные договоры и соглашения (конвенции).
Правовое регулирование налогообложения носит односторонний характер и основывается на государственно-властном принуждении. Налог не является результатом договоренности публичной власть и налогоплательщиков. Налоговые правоотношения - это специфические обязательства внедоговорного характера.
1.2 Система источников налогового права
Итак, к источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права. Учитывая множественность нормативной базы налогообложения, есть необходимость уточнить понятие правового акта.
Нормативно-правовой акт принимается уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеет официальный характер и обязательную силу, выражает властные веления и направлен на регулирование общественных отношений.
Источниками налогового права в Российской Федерации являются:
1. Налоговый кодекс РФ;
2. Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
3. Законы о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
4. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований о местных налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
5. Подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах;
6. Международные договоры по вопросам налогообложения;
7. Постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.
В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика. Правовые нормы, установленные в Конституции, образуют Конституционные основы Налогового права.
Налоговый кодекс РФ выделяет отдельными источниками права налоговое законодательство (ст. 1) и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (ст. 4).
В статье 1 Налогового кодекса определяется четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (кодифицированный акт высшей юридической силы);