Файл: Тема Биография и творчество писателя Д. Н. МаминСибиряка пермского края тема работы Выполнил(а) студент(ка) 1 курса, группы 21090900 Самарциев Илья Павлович.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Индивидуальный проект



по Истории




название предмета (предметов)

Тема:


Биография и творчество писателя Д.Н. Мамин-Сибиряка пермского края

тема работы


Выполнил(а) студент(ка) 1 курса, группы 2109-0900



Самарциев Илья Павлович




фамилия имя отчество


Руководитель работы




ученая степень, звание, фамилия и инициалы руководителя

индивидуального проекта


Рецензия




актуальность, цели, достоинства и недостатки проекта, оценка в баллах


Проверил




Оценка. Подпись руководителя работы

«____» ____________ 202___ г.

Пермь 2021
«ОГЛАВЛЕНИЕ»

Введение ...............................................................................................................3

Глава 1. Биография Д.Н. Мамин-Сибиряка……………………………………4

Глава 2. Творчество Д.Н. Мамин-Сибиряка…………………………………...5

Глава 3. Детские образы в произведениях Д.Н. Мамин-Сибиряка…………..7

Глава 4. Д.Н. Мамин-Сибиряк и Пермский край…………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………...……..15

«ВВЕДЕНИЕ»

Д.Н. Мамин-Сибиряк коренной уралец по рождению, он любил свой край с детства до последних дней жизни. Знал, чувствовал, ощущал близость к загадочной и суровой природе Урала, ценил твердость характера, выносливость земляков, гордился душевной привязанностью к ним. В данной работе мы акцентируем внимание на региональной культуре пермского края в лице писателя Д.Н. Мамин-Сибиряка: его биографии и творчестве.

Цель: выявить характеристики, присущие региональной культуре пермского края в лице писателя Д.Н. Мамин-Сибиряка.

Задачи:

1. Рассмотреть биографию Д.Н. Мамин-Сибиряка

2. Предоставить информацию о творчестве Д.Н. Мамин-Сибиряка

3. Выявит детские образы в произведениях Д.Н. Мамин-Сибиряка

4. Определить связь Д.Н. Мамин-Сибиряка и Пермского края

ГЛАВА 1. «БИОГРАФИЯ Д.Н. МАМИН-СИБИРЯКА
»

Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866—1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872, полный курс семинарии не окончил). В 1872 году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).

Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевной, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.

В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла, оставив больную дочь Аленушку на руках потрясенного этой смертью отца.

Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

ГЛАВА 2. «ТВОРЧЕСТВО Д.Н. МАМИН-СИБИРЯКА»

В литературу вошёл серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881—1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и другие). Многие были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк».

Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.

Продолжительные выезды в столицу (1881—1882, 1885—1886) упрочили литературные связи Мамина-Сибиряка. Он познакомился с В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским, В. А. Гольцевым и другими. В эти годы писал и печатал много небольших рассказов и очерков.



Последние крупные произведения писателя — романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.

Романы:

  • «Приваловские миллионы» (1883);

  • «Горное гнездо» (1884);

  • "Дикое счастье", "Три конца", «Золото» (1892);

  • «Хлеб» (1895);

  • «Черты из жизни Пепко» (1894);

  • «Падающие звезды» (1899)

Рассказы, повести, очерки:

  • «От Урала до Москвы», серия очерков (1881—1882);

  • «Охонины брови», повесть (1892);

  • «Уральские рассказы», сборник рассказов (1895);

  • «Сибирские рассказы», сборник рассказов (1889);

  • «Алёнушкины сказки» (1894—1896);

  • «Серая шейка» (1893);

  • «Зарницы» (1897);

  • «По Уралу» (1899);

  • «Бойцы. (Очерки весеннего сплава по реке Чусовой)»; «Три конца. (Уральская летопись)»; «Последние клейма».



ГЛАВА 3. «ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Д.Н. МАМИН-СИБИРЯКА»

Мамин-Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: «Детское чтение», «Восходы» «Юная Россия», издавались отдельными книгами.

Многие детские книги навеяны любовью к его дочери Алёнушке. Однако решающую роль в пробуждении к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической судьбой детей в самодержавной крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о судьбе подрастающего поколения. Поэтому Мамин-Сибиряк считал детскую литературу важнее всего остального, потому что дети - будущее человечества, в них и будущие возможности.

Мамин - Сибиряком написаны для детей публицистические и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», «Кормилец»), рассказы о животных («Медведко», пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатиристические, этюдные и волшебные сказки («Сказка про царя Гороха», «Постойко», «Лесная сказка»)

Произведения писателя для детей противостояли детским книгам реакционных писателей того времени, которые скрывали от детей социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в промысел божий и в филантропию.

Писатель часто умышленно строил свои рассказы на мотиве неожиданной встречи изнуренного непосильным трудом и голодом ребенка с господами, показывая, что эта встреча не только не облегчает, но даже усугубляет страдания маленького робота.

Рассказы Мамин-Сибиряка о маленьких мастеровых носят антинароднический характер. Писатель развенчивает иллюзию либеральных народников о спасительной силе деревенской жизни.

Но он не скрывает и ужасного положения детей в условиях города. в ««Каменном колодце» перед читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Поразительно убог их кругозор. Они не видели и не знают ни чего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб, однако и жизнь крестьянских детей не лучше.

Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих.

Рабочий коллектив обрисован автором так же реально, как и маленький герой, которого мы видим то в окружении рудокопов, то ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок, но читатель надолго запомнит и многие образы взрослых: доменного мастера, старателя Рукобитова и др.

Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.), по существу, открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое распространение в творчестве писателя ХХ века Пришвина, Бианки, Чарушина.

Лучший сборник произведений для детей - «Аленушкины сказки».

Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но и умным воспитателем и в аллегорических сказках писатель сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества.

Ёж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление об их образе жизни, повадках.

Сказки Мамин-Сибиряка - классический образец веселой детской книжки, богатой образным сюжетом. С изумительным понимание естественных побуждений, вызывающих у ребенка игровые эмоции, рисует он ход игры, ее неповторимое импульсивное движение.

Лучшие произведения Мамин-Сибиряка известны далеко за рубежом. Глубоко, правдиво и всесторонне изображая жизнь, пропагандируя нравственные принципы, детские книги писателя и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения.

ГЛАВА 4. «Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК И ПЕРМСКИЙ КРАЙ»

Пермь считает Д. Н. Мамина-Сибиряка своим, и не без основания. Дмитрий Наркисович родился в Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии. Его отец, священник Наркис Матвеевич Мамин за три месяца до рождения сына переехал сюда из Ёгвы (в настоящее время - село в Кудымкарском районе), где служил после окончания Пермской духовной семинарии. Будущему писателю очень повезло с отцом. «Вся обстановка жизни скромной поповской
семьи носила не совсем заурядный характер, - вспоминал он позднее, - и дала уму и характеру ту закалку, которая дается только у своего очага любящими руками».

К сожалению, семья была бедна. Пришлось оставить мечты о гимназии и пойти по традиционному для детей священнослужителей пути: Екатеринбургское духовное училище, затем Пермская духовная семинария. В конце августа 1868 года Дмитрий отправился по реке Чусовой в город Пермь. В сентябре Мамин поступил в Пермскую духовную семинарию.

Стоит заметить, что на Чусовой он неоднократно бывал и позже, в том числе добираясь по ней в Пермь. Известно, что Мамин путешествовал по Чусовой в 1868, 1869, 1870 годах, а также несколько раз с 1878 по 1882 годы. Эта уральская река значительно отразилась в его творчестве, присутствует во многих произведениях. Так сложилось, что его первым напечатанным произведением стал рассказ «В камнях», вышедший в 1882 году и подписанный как Д. Сибиряк. Таким образом, Чусовая пробила путь писателя в большую литературу.

В июле 1872 года Дмитрий ушел из семинарии, так и не закончив ее. Это было время реформ. Пермская духовная семинария перестраивалась в соответствии с подписанным Александром II в 1867 г. новым «Уставом православных духовных семинарий». Помимо прочих нововведений, появилась замечательная возможность оставить семинарию после четырех классов и поступить в светские высшие учебные заведения, даже в университет. Следующие два класса были чисто богословскими. Мамин, ставший атеистом на второй год обучения, воспользовался возможностью выйти из семинарии и уехал в Петербург.

Семинарские годы описаны им в очерке «Худородные». Воспоминания писателя об этом времени противоречивы. Дмитрий Наркисович считал, что семинария развращает и губит молодые умы. Его мучила традиционная изолированность семинаристов от хорошего светского общества, чувство ущемленности, глубоко затаенная обида. В то же время он признавался, что «семинария дала ему больше, чем могли бы дать университет и академия», что эти годы были для него временем «громадного умственного роста». Здесь сформировалось его мировоззрение, здесь он начал писать. В 1873-1876 гг. Дмитрий Наркисович учился на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической акад., затем в течение года на юридическом факультете Петербургского ун-та. В эти годы он активно публикуется в газетах, занимаясь «литературной поденщиной», начинает писать рассказы и работать над своим первым романом. Учебу пришлось бросить после внезапной смерти отца. Вскоре после переезда в Екатеринбург Мамин-Сибиряк, по его словам, «полностью отдался литературе».