ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Типы речи» 5 класс
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Вид урока: урок развития речи.
Целеполагание:
1. Углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, повествования, рассуждения.
2. Развивать умение определять типы речи по ряду приёмов, составлять тексты разных типов, выразительно читать художественный текст, анализировать текст.
3. Воспитывать внимательное отношение к разным типам речи, умение общаться
в разных ситуациях.
Задачи:
Дидактические: обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, организовать сопутствующее повторение термина «речь».
Воспитательные: обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей (любовь и внимание к животным);
Развивающие: развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – применение полученных знаний при написании текстов)
Общеучебные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Планируемые результаты:
1) Личностные:
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
2) Метапредметные
Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Познавательные:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- строить монологичное высказывание;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
3) Предметные: углубление понятия о типах речи, развитие умение различать и составлять тексты разных типов речи.
Основные понятия. Типы речи, повествование, описание, рассуждение, тема.
Межпредметные связи. Литература, культура речи
Оборудование: учебник, интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся (тексты); схема «Типы речи».
Формы и методы работы: беседа, наблюдение, работа с учебником, учебная дискуссия, индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент
Добрый день, ребята! Откроем тетради, запишем число, «классная работа».
2. Формулирование темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: А теперь попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно послушайте стихотворение:
По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет нам речи тип,
Ведь на урок наш он темой проник.
Итак, чему сегодня будет посвящен наш урок?
Ученики: Типы речи.
Учитель: Молодцы, ребята! Запишем тему урока.
Типы речи мы с вами уже проходили, поэтому сегодня будет урок-повторение. Как вы думаете, что мы должны будем вспомнить? Чему научиться?
Задачи урока:
Вспомнить...
Научиться различать...
Уметь составлять...
Ученики: Вспомнить, какие бывают типы речи, научиться отличать их друг от друга и составлять тексты разных типов речи.
3. Актуализация знаний и умений и их обобщение. Учитель: Верно! Теперь, глядя на схему, данную на доске, давайте вспомним отличительные особенности каждого типа речи.
Сколько всего существует типов речи? Назовите их.
Ученики: Всего их – три: повествование, описание и рассуждение.
Учитель: Хорошо. Начнем с повествования. Какой вопрос можно задать к повествовательному тексту? Если бы нас попросили проиллюстрировать его, то сколько картин мы бы нарисовали? Слова какой части речи чаще всего встречаются в повествовании? Почему?
Ученики: «Что произошло?» Мы бы нарисовали несколько картин или сняли фильм. Глаголы, потому что в повествовании всегда описываются какие-то действия.
Учитель: Молодцы! Я прочитаю вам шуточный рассказ весьма необычного русского писателя – Даниила Хармса, а вы докажите мне, что этот текст – повествовательный. Называется «Сказка».
Жил-был один человек, звали его Семенов.
Пошел однажды Семенов гулять и потерял носовой платок.
Семенов начал искать носовой платок и потерял шапку.
Начал искать шапку и потерял куртку. Начал куртку искать и потерял сапоги.
- Ну, - сказал Семенов, - этак все растеряешь. Пойду лучше домой.
Пошел Семенов домой и заблудился.
- Нет, - сказал Семенов, - лучше я сяду и посижу.
Сел Семенов на камушек и заснул.
Учитель: Действительно ли это повествование?
Ученики: Да, к нему мы можем нарисовать несколько картин, в нем описываются действия, много глаголов.
Учитель: Правильно! Перейдем к следующему типу речи - описанию. Расскажите о нем, опираясь на схему.
Ученики: Описание отвечает на вопрос «какой?», к нему мы можем нарисовать одну картинку, используются в нем чаще всего имена прилагательные.
Учитель: Хорошо! Теперь давайте откроем в учебнике стр.19, упражнение 410. Прочитаем текст и послушаем, есть ли в нем описание.
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.
Есть ли в этом тексте описание? Что в нем описывается? Используются ли в нем прилагательные?
Ученики: Есть. Описывается зимний пейзаж. Прилагательных много.
Упражнение 1. Учитель: Замечательно! А теперь посмотрите внимательно на своего соседа по парте. Составьте описание его внешности. Если вы сидите одни, то опишите любого человека из класса.
(прослушивание ответов)
Прекрасные у вас получились описания, ребята! Но перейдем к последнему типу речи – к рассуждению. Расскажите о нем, опираясь на схему. Почему к рассуждению мы не можем подобрать картинки? (Можем ли мы нарисовать добро? Или справедливость? Иллюстрацию подобрать можем, но разве мы можем нарисовать справедливость саму по себе, не ее проявление?)
Ученики: Мы можем задать вопрос: «Почему? Зачем?» Рисунок подобрать нельзя.
Учитель: Молодцы! Теперь посмотрите на распечатки, которые вам раздали. Прочитайте отрывок из романа Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», докажите, что это рассуждение:
Кошка в человеке вообще не нуждается. Она в чем нуждается? В тепле, в пище. Это да. Сам человек ей совершенно не нужен. Человеку кажется, что он держит кошку, а на самом деле, это она его держит. Кошка никогда не подлизывается. Вот, к примеру, она трется о вашу ногу, вы думаете, она к вам ласкается… нет, это она мышцы разминает, почесывается о ваши ноги. Она себе, а не хозяйке удовольствие доставляет. Вы, вы кошке служите, а не она вам.
Ученики: В тексте нет описаний, нет действий.
Учитель: Хорошо! А помните ли вы, из каких частей всегда состоит рассуждение?
Ученики: Тезис, доказательства, вывод.
Учитель: Докажите, что они здесь есть. Назовите их.
(Называют)
4. Применение актуализированных знаний и умений на практике.
Упражнение 2. Учитель: Ребята, вы прекрасно поработали! А теперь давайте поделимся на три группы при помощи жеребьёвки.
(вытягивание листочков с буквами О, П, Р – по начальной букве типа речи)
Тема для всех общая: «Зима». Но вы должны написать текст в том типе речи, который вам достался.
(ученики читают свои работы, другие угадывают тип речи, учитель комментирует)
*Упражнение 3. Молодцы, ребята, справились! Теперь я зачитаю вам три отрывка, а вы определите тип речи.
1. У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотистые волосы, большие голубые глаза, курносый нос, румяные щёки…
2. Вышли мы с братом погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…
3. У меня есть младший брат. Я его очень люблю. И вот почему…
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ребята, скажите, выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока? Вспомнили типы речи? Какие?
Ученики: повествование, описание, рассуждение.
Учитель: Научились различать их и составлять собственные тексты?
Ученики: (отвечают)
Учитель: Понравился вам урок? Чем? А какой тип речи вы использовали сейчас, когда отвечали на мои вопросы?
Ученики: (отвечают)
6. Домашнее задание. На дом вам – упражнение 432, письменно (разбор слов по составу). Вы можете выполнить это упражнение в двух вариантах: 1) по заданию, т.е. разобрать слова по составу, 2) из слов, которые там даны, составить текст в одном типе речи; 2) взять одно слово в качестве темы и составить три небольших текста на три типа речи.