Файл: Анализ российского рынка одноразовой посуды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бийский технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»

(БТИ АлтГТУ)

Кафедра

«ОХиЭТ»

Курсовая работа

на тему:

«Анализ российского рынка одноразовой посуды»

Выполнил студент группы ТВ-11 : Сомова Л.А.

Проверил : доц. к.н. Елесина В.В.

Бийск 2014

Оглавление


2

1Аналитическая часть 2

1.1Анализ российского рынка одноразовой посуды 3

1.2 История появления одноразовой посуды 5

1.3 Характеристика ассортимента одноразовой посуды 6

1.4 Химический состав одноразовой посуды 8

1.5 Технология производства одноразовой посуды 9

1.6 Основные производители одноразовой посуды 15

1.7 Факторы, влияющие на качество одноразовой посуды 16

1.8 Сертификация и идентификация одноразовой посуды 19

2 Эксперементальная часть 20

Заключение 23

Список литературы 23








1Аналитическая часть




1.1Анализ российского рынка одноразовой посуды



На российском рынке одноразовой посуды представлено более 100 игроков, из которых в верхнем ценовом сегменте работают 5-8 компаний, контролирующих почти половину рынка. Прежде всего это Huhtamaki Group, крупнейший в мире производитель одноразовой посуды и упаковки – среди его клиентов McDonald’s, Pepsi и Nestle, – а также ООО «Мастер Кап, клиентами которого являются ЗАО «Интеко», Компания «Артпласт» и ПТГ «Мистерия» (Москва, завод «Диапазон»). После ввода новых таможенных пошлин в конце 1990-х годов – в настоящее время доля пошлин и налогов в цене посуды доходит до 70% – и в связи с кризисом, поставки из Европы практически сошли на нет, оставшись весомыми только в узком премиальном сегменте. Российские производители сейчас контролируют около 94% рынка в целом в натуральном выражении.

В 1993–1994 годах в России наблюдался активный рост рынка одноразовой посуды в натуральном выражении. В период с 2000-го по 2005 год ежегодный рост рынка составлял 20-25%. В 2009 году рынок стабилизировался, но в 2010-м вновь был отмечен рост, годовое значение которого, по предварительным оценкам, составил около 6%. Важной особенностью рынка одноразовой посуды является его подверженность ярко выраженным сезонным колебаниям. Самое заметное увеличение продаж приходится на сезон отпусков – с мая по сентябрь. Этот период – горячее время для авиакомпаний и летних кафе. Объемы закупок наращивают и розничные сети. Наиболее востребованными ассортиментными позициями являются стаканы, столовые приборы, кофейные чашки, тарелки. Динамика их продаж выглядит следующим образом. Стаканы емкостью 200 миллилитров из полистирола активно продаются с апреля по сентябрь, если в это время стоит теплая погода. Для стаканов емкостью 500 миллилитров пик продаж приходится на май-июль. Чашка кофейная и стаканы из полипропилена пользуются спросом в холодное время года. У производителей тарелок большие проблемы по реализации этой продукции девять месяцев в году, кроме лета, поэтому они обычно также выпускают пищевые контейнеры, кофейные чашки или стаканы из полипропилена. Фактор сезонности постепенно нивелируется. Одноразовые столовые приборы прочно вошли в обиход, кафе и закусочные увеличили объемы закупок этой продукции в сотни раз – в сравнении с началом 1990-х годов, многие потребители используют их дома. В результате ассортимент перестает подвергаться заметным сезонным колебаниям, и объемы продаж становятся стабильными на протяжении всего года. Сейчас в сезон основную роль играет цена. Такие факторы, как дизайн и расфасовка, становятся актуальными, когда активность на рынке заметно спадает. Актуальной тенденцией в продаже одноразовой посуды является возросший спрос не на отдельные позиции, а на наборы. Большое значение имеет их тематическая направленность, дизайн и комплектность. Все большим спросом пользуются коллекции: тарелки, салфетки, скатерти, стаканы, трубочки для сока и коктейля – все с одинаковым рисунком. Еще одним фактором развития рынка одноразовой посуды в России стало то, что в конце 2008 года произошло существенное снижение цен на полимеры – в среднем на 12-15%, – что привело к сокращению себестоимости производства в 2009 году. На сегодняшний день рост рынка одноразовой посуды обеспечивается главным образом за счет появления новых мелких производителей в регионах. На протяжении 2010–2012 годов рынок демонстрирует рост около 8-10% в натуральном выражении. Основную долю российского производства одноразовой посуды составляют стаканчики объемом 180-220 миллилитров. В настоящее время, благодаря появлению новых производств, доля бумажной одноразовой посуды достигает 11,9% в натуральном выражении, в то время как в 2007 году она не превышала 3%. Доля посуды из полимерных материалов составляет 88,1% из которых на посуду из полипропилена, полистирола и вспененного полистирола приходится соответственно 45, 40 и 15%. Рассматривая структуру рынка одноразовой посуды можно отметить, что самой массовой товарной позицией остаются стаканчики – на них приходится 45% производства. Далее следуют тарелки и столовые приборы – 30 и 22%. В последнее время все большой спрос приходится на одноразовую посуду премиум-класса – бокалы для шампанского и вина, кофейные чашки, –3% всей выпускаемой продукции.

1.2 История появления одноразовой посуды


Впервые одноразовая посуда появилась в Соединенных Штатах Америки в начале прошлого столетия. Первый патент на производство одноразовых бумажных стаканчиков был выдан в 1910 – ом году, впоследствии начали производиться другие предметы посуды, такие как тарелки, вилки, ложки и ножи. В массовом порядке одноразовую посуду стали производить в конце 1950-ых - 1960-ых годах в США. С тех пор производство этого вида посуды активно развивалось, от бумаги произошел скачек в сторону полимерных материалов, сейчас снова наблюдается переход на бумажную одноразовую посуду, поскольку она является более экологичной и менее ядовитой для человека.

Первая серия одноразовых стаканчиков в мире была произведена в конце 1950-ых годов в США Уильямом Дартом, который в 1960 году создал свою компанию - Dart Container Corporation, которая в настоящее время покрывает более 30% рынка одноразовой посуды и упаковки США. В Советском Союзе одноразовая посуда началась выпускаться в 1960-х годах, но ее качество и внешний вид были неприемлемыми: скорее всего, многие еще помнят бумажные одноразовые стаканчики, которые были настолько некачественными, что приходилось вставлять стаканчик в стаканчик, чтобы не обжечь руки горячим кофе или чаем, который просачивался из стаканчика. В связи с тем, что в Советском Союзе практически отсутствовала система фаст-фуда, спроса на одноразовую посуду практически не было, и поэтому отрасль не развивалась, но ситуация кардинально изменилась с началом Перестройки. Одноразовую посуду из пластика и бумаги, которая отвечала стандартам качества Европы и США, в России начали производить только с середины 1990-ых годов.

В настоящее время главную роль в продажах одноразовой посуды играет ее качество и потребительские свойства.

1.3 Характеристика ассортимента одноразовой посуды



Пластиковая одноразовая посуда- емкости, производимые методом термоформования из полипропилена, полиэтилена или полистирола. Области применения: точки общепита (кафе, закусочные, пивные бары), дачи, пикники, походы. К одноразовой посуде также относится упаковка (стаканчики под запайку, контейнеры, поддоны и лотки). Данные виды одноразовой посуды нашли широкое применение для упаковки кулинарных и кондитерских изделий. Контейнеры применяются для расфасовки салатов, мороженого, сметаны, соусов, мелких кондитерских изделий (драже, монпансье, орешков и т.д.). Поддоны (лотки) могут производиться из вспененного полистирола.


Появившись в 60-х годах прошлого века в США, одноразовая посуда победно шествует по всему миру, не теряя своей актуальности. Ее производят не только из привычного пластика (полипропилена и полистирола), но также из картона, бумаги, алюминиевой фольги и вспененного полистирола. Всем этим материалам присущи различные достоинства. Так, вспененный полистирол обладает повышенной прочностью и термостойкостью — горячий напиток, налитый в пластиковый стаканчик из такого материала, не обожжет руки, а прохладный — долгое время будет оставаться холодным.

Одноразовая посуда может быть не только привычного белого цвета или прозрачной — производители предлагают широкую цветовую гамму. Огромен и ассортимент посуды. Нынче производят не только стаканчики и тарелки, но и бокалы для шампанского (очень прочные, имитирующее стекло), рюмки, кружки для пива, чашки для чая и кофе, ложки, вилки и ножи, креманки, розетки, миски различных форм, подносы для гриля и мн. др. К классу одноразовой посуды относят также бумажные и полиэтиленовые скатерти — любого цвета, с рисунками и без. Они идеально подходят для использования на открытых площадках кафе и ресторанов. Сервировка стола не обходится без различных украшений. Особой популярностью пользуются соломинки для напитков: цветные и прозрачные, в полосочку и со всевозможными украшениями. Кроме того, производители предлагают огромный ассортимент оригинальных декоративных элементов, предназначенных для оформления напитков, коктейлей и десертов — зонтики, фрукты, листья, веточки растений и т. д.

 Современная пластиковая посуда изготавливается либо из полистирола (PS), либо из полипропилена (PP). Первый вариант отличается большей хрупкостью, что, естественно, отражается на цене. Их целесообразно покупать для холодных закусок и холодных напитков. Посуда из полипропелена имеет более высокую стоимость, но это соразмерно с ее качеством. Главной особенностью является способность такой посуды выдерживать высокую температуру и пригодность для использования в микроволновых печах. Цена на тарелки, ложки и стаканы одноразовые зависит и от технологических особенностей их производства. Самый дешевый способ изготовления — метод формования в результате которого получается легкая, но довольно хрупкая одноразовая посуда. Второй метод — литье. С технологической точки зрения он более трудозатратен, что отражается на стоимости и качестве конечного изделия. Посуда, полученная литьем, более жесткая и устойчивая, а цена ее почти в 4 раза выше, чем у посуды, изготовленной посредством формования.


Одноразовая пластиковая посуда может использоваться в качестве рекламоносителя. Нанесенные на тарелках, чашках или бокалах логотипы компаний, номера телефонов и прочая информация, не только сделают одноразовую посуду привлекательнее внешне, но и прорекламируют товар, компанию, услугу.



1.4 Химический состав одноразовой посуды


При определенных условиях пластик выделяет токсичные соединения, которые, попадая в организм человека, подтачивают его здоровье. Ученые США утверждают, что до 80% обнаруженных в организме человека « пластиковых» веществ попадают из строительных и отделочных материалов (из пластиковых окон, мебели), но больше всего - из посуды. Из пищевого пластика различные соединения переходят в продукты. Технический и пищевой пластик производят из – поливинилхлорида (ПВХ), полипропилена, полиэтилена, полистирола и поликарбоната. Сами по себе полимеры инертны и нетоксичны. Но технологические добавки, растворители, продукты химического распада попав в пищу, оказывают токсическое воздействие. Это может происходить при хранения или нагревании продуктов. Кроме того эти материалы подвергаясь изменению (старению), выделяют продукты разрушения. 

Поливинилхлорид - это полимер на основе хлора. Он распространен во всем мире, т.к. чрезвычайно дешев. Из него делают бутылки для напитков, коробочки для косметики, тару для бытовых химикатов, одноразовую посуду. Со временем ПВХ начинает выделять вредное канцерогенное вещество - винилхлорид. Из бутылки оно попадает в напиток, из тарелки - в пищу, а с пищей и в наш организм. Вредное вещество из ПВХ начинает выделяться через неделю после того, как в нее залили содержимое. Через месяц в минеральной воде скапливается несколько миллиграммов винилхлорида (онкологи считают, что это очень много).

Зачастую пластиковые бутылки используют повторно, наливают в них чай или др. напитки и даже алкогольные. В них, на рынках, продается молоко и подсолнечное масло. Большие бутыли используют как ведра и даже хранят в ней «живую» и святую воду (целебные свойства воды могут сохраниться только в стеклянной таре). В бутылки для воды ничего, кроме воды, повторно наливать нельзя. Повторно можно использовать только РЕТ-бутылки. Из РVС-бутылок выделяется токсичный хлор-винил.


Бутылочный пластик сохраняет нейтральность только в отсутствии кислорода, пока вода сохраняет свой первоначальный химический состав. Как только бутылку открывают, вода и пластик быстро меняют свои свойства. Добросовестные производители ставят на дне опасных бутылок значок - тройку в треугольнике, или PVC, т.е. (ПВХ). Вредную емкость можно распознать и по наплыву на донышке. Он бывает в виде линии или копья в двух концах. Если нажать на бутылку ногтем, на опасной образуется белесый шрам. «Правильная» бутылка остается гладкой.

1.5 Технология производства одноразовой посуды


Первый этап - производство полимерной ленты из полипропилена (рекомендуемая марка 21 030) или ударопрочного полистирола (рекомендуемая марка УПС825Е). Сырье поступает на производство в виде гранулированного сырья.(рис.1.)



Рисунок 1 – Гранулированное сырье

Изначально, сырье имеет вид гранул с диаметром 3-4 мм, полупрозрачного цвета, далее приготавливается смесь на основе первичного (нового) и вторичного (переработанные отходы собственного производства, чаще просто измельченного на дробилке). Пропорции могут варьироваться в любых пределах. Конечно, существуют правила, по которым желательно не превышать 30% вторичного материала к 70% первичного, но на практике все зависит от множества факторов - производственной ситуации, качества (внешнего вида) готовой продукции, поведения смеси при экструзии и поведения полученной после экструзии ленты в процессе формовки и высечки и т.д. Бывают ситуации, когда в производство идет только вторичное сырье. «Вторичка» имеет следующий вид (может быть прозрачной как на фото или окрашенной в любой цвет).

При производстве цветных (окрашенных) изделий к смеси сырья добавляется 1-2% красителя.

Далее, готовая смесь направляется в экструдер экструзионной линии. (рис.2.)



Рисунок 2 - Экструдер экструзионной лини

На выходе с экструзионной линии получается лента, в данном случае полипропиленовая, окрашенная в белый цвет. Диаметр рулона может достигать 800 мм, а вес 200 кг.(рис.3.)

Рисунок 3 – Полипропиленовая лента

Во время экструзии оператор задает кроме цвета, толщину и ширину ленты. Так же стоит учитывать, что ширина ленты формируется путем обрезки краев застывшего полотна (они далее собираются на бобины и передаются на измельчение, после снова перерабатываются). Процесс обрезки показан синей стрелкой. Толщина формируемой ленты в дальнейшем