Файл: 2 Отечественные и зарубежные подходы к профилактике.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие принципы в формировании подходов к профилактике деструктивного поведения
2. Специфика зарубежных подходов к профилактике деструктивного поведения
– принципов, позволяющих не дать «непроизвольному Я» уничтожить человека;
– способов научиться следить за своими мыслями, чувствами и поведением;
3. Особенности отечественных подходов к профилактике деструктивного поведения
12.
Также под саморазрушающим поведением понимают:
– «поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности»13;
– «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью»14;
– поведение, приводящее к саморазрушению, «выражается в большей степени в трудновосполняемой утрате духовности, нравственности, приводящей, в итоге, к личностной дисфункции и социальной дезадаптации различной степени, а не только как нанесение физического вреда организму»15.
Как видим, в российской психологической науке однозначного термина «саморазрушающее поведение» на сегодняшний день не сформулированно. Исходя из понятия, саморазрушающее поведение – это нанесение личностью самому себе какого-либо вреда. Исследователи считают, что к саморазрушающему поведению может относиться широкий спектр поведенческих проявлений разной степени выраженности последствий (фактическая угроза физическому, психологическому здоровью, жизни человека в целом и/или невозможность нормального развития, либо отсутствие действий – допущение психологического и/или физического насилия).
Многие формы саморазрушающего поведения, характерные для подросткового возраста, стали предметом специального исследования российских психологов.
Пока саморазрушающее поведение подростков не стало нормой, но научное сообщество России с тревогой констатирует, что на сегодняшний день множество подростков проявляют признаки саморазрушающего поведения, а его масштабы расширяются и наносят огромный вред социальной стабильности.
Ведущими социально-психологическими факторами проявляющихся асоциальных действий отечественные ученые выделяют: нарушения семейных отношений, трудности адаптации подростков в социуме, особенности самооценки и самоотношения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Анализ психологических исследований показывает, что саморазрушающее поведение детерминировано взаимодействием внешних условий и внутренних процессов личности. Важнейшим условием риска возникновения саморазрушающего поведения является социальная ситуация развития, определяемая характеристиками ближайшего окружения, а именно: негативно переживаемый стиль родительского воспитания и проблемы адаптации.
Чаще всего исследователи указывают на склонность к девиантным нормам поведения, противоречивое самоотношение и неадекватную самооценку; в основе саморазрушающего поведения лежат дезадаптивные модели реагирования, формирующиеся в неблагоприятных социальных условиях развития и под влиянием определенных психологических особенностей.
Заключение
Проанализировав мнения зарубежных и отечественных исследователей проблемы деструктивного поведения, становится ясно, что все формы такого поведения объединяются по ключевому признаку причинения ущерба (разрушения), как самой личности, так и окружающим людям или объектам природы или культурным ценностям. Любая форма деструктивного поведения может усугубиться из-за невозможности разобраться в своих чувствах, выражать их в допустимой для общества форме, что чревато формированием стойкой тенденции использования такого поведения. В результате это приводит к дезадаптации, стойким изменениям психики, а также тяжелым медико-социальным последствиям.
Особую тревогу исследователей деструктивного поведения вызывает его широкое распространение среди подростков. Педагоги, психологи и психиатры отмечают, что подростковый возраст по сути своей противоречив и неоднозначен, процесс развития в подростковом возрасте скачкообразен.
Таким образом, можно заключить, что проблема деструктивного поведения личности в подростковом возрасте является особенно актуальной во всём мире. В современной России ведётся активное исследование и выявление ведущих социально-психологических детерминант этого поведения подростков, к которым относят:
– выраженный негативизм отношения родителей к подростку;
– проблемы адаптации;
– неустойчивое и противоречивое отношение к самому себе, к ценности собственной жизни;
– ориентацию на непродуктивные стили общения.
Исходя из этого, выстраиваются различные подходы к профилактике деструктивного поведения и планируются формы и методы работы по предупреждению подобных форм поведения в подростковой среде.
Следует обратить внимание подростковых терапевтов на: своевременное выявление доклинических форм психосоматичеких заболеваний, случаев злоупотребления психоактивными веществами; эффективную диагностику разового или эпизодического их употребления и проведение среди нуждающихся медико-психологических мероприятий; выявление лиц, страдающих хронической наркоманией
, токсикоманией или алкоголизмом, и применение к ним соответствующих мер административно-воспитательного характера. Целесообразно разработать и использовать при профилактических осмотрах 15–17-летних подростков, медицинском освидетельствовании призывников скрининг-тестирование, методики психодиагностики для выявления среди них лиц с доклиническими формами психических расстройств, склонных к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, и своевременного проведения среди них соответствующих лечебно-оздоровительных мероприятий.
Качественная социально-психологическая профилактика деструктивного поведения
Несовершеннолетних увеличит число несовершеннолетних, ориентированных на содержательные виды организации досуга (спорт, творчество, туризм, добровольческая деятельность), создаст систему ценностей, и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности.
Технологии профилактики деструктивного поведения обязательно предполагают социально-психологический и педагогический процесс перевоспитания. В сфере культуры, искусства, спорта, досуга разработаны различные по содержанию и направленности социально-профилактические, реабилитационные (адаптационные,
анимационные, коррекционные) технологии, использующиеся в профилактике деструктивного поведения.
Немаловажную роль играет подростковый возраст – период завершения формирования
характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить в различным формам асоциального поведения.
В современном мире проблема деструктивного поведения, как действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешнего и внутреннего мира личности подростка, становится одной из важнейших проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимания общественности и государства. Причинами этого являются: семьи, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося наследственность, снижающая защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности.
1 Подробнее см.: https://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/PreventionOfJuvenileDelinquency.aspx
2 Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; общ. ред. и вступ. статья Ф.В. Бассинаи М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
3 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. Издательство: АСТ Серия: Philosophy М., 2004. – 635 с. ISBN: 5-17-023209-8 – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/from_an/
4 Farberow N.L., Shneidman E.S. The cry for help. New York, 1961. – URL: https://archive.org/details/cryforhelp00farbrich
5 Козелецкий, Ю. Трансгрессия: страсть преодоления границ / Ю. Козелецкий // Психология предпринимательства: хрестоматия: учеб. пособие / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. –
С. 212–269. – URL:
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:87346/Source:default
6 О’Коннор, Р. Психология вредных привычек. – URL: https://psixologiya.org/biblioteka/2252-richard-o-konnor-psixologiya-vrednyx-privychek.html
7 Подробнее см.: Гринвуд, П.В. Программы профилактики и вмешательства для несовершеннолетних правонарушителей // Будущее детей. – 2008. – № 18 (2). – С. 185–210. – URL:
https://www.researchgate.net/publication/49852121_Prevention_and_Intervention_Programs_for_Juvenile_Offenders
8 Подробнее см.: Санчес, К. и соавторы. Систематический обзор причин и стратегий предотвращения насилия с применением огнестрельного оружия в Соединенных Штатах // Американский журнал неотложной медицины. – 2020. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0735675720305507
9 Подробнее см.: Хэмлин, Д. Связаны ли нормы и правила владения оружием с инцидентами с огнестрельным оружием в американских школах? Анализ за сорок лет (1980–2019) // Journal of Criminal Justice. – 2021. – Vol. 76, September-October. – URL: https://www.researchgate.net/publication/354157710_Are_gun_ownership_rates_and_regulations_associated_with_firearm_incidents_in_American_schools_A_forty-year_analysis_1980-2019
10 Лысак, И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Автореферат дисс.д.ф.н. 09.00.13. Ростов-на-Дону 2007. – 47 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/filosofsko-antropologicheskii-analiz-destruktivnoi-deyatelnosti-sovremennogo-cheloveka
11 Сатыбалова, Е.В. Метаморфозы человека-в-мире: между негативностью и позитивностью: опыт анализа человеческой деструктивности: монография / Рос. филос. об-во и др. – Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2006. – 100 с. (Сер. «Филос. образование» / ред. совет: В.В. Ким (предс.) и др.;
Вып. 36). – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28023/1/philos_edu_36.pdf
12 Алёхин, А.Н. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема / А.Н. Алёхин,
Е.Е. Малкова // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 191–198.
13 Лекомцев, В.Т. Социальные дисфункции и саморазрущающее поведение: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. – Ижевск: Удм. ун-т, Ижевск, 2002. – 120 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32543635.
14 Остроменская, Е.В. Концепции саморазрушающего (аутоагрессивного) поведения детей / Е.В. Остроменская // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной науч.-практ. конференции. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 118–122.
15 Михайлов, О.С. Социальное равнодушие и социальная среда как условия развития саморазрушающего поведения подростков / О.С. Михайлов // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной науч.-практ. конференции. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 97–103.
Также под саморазрушающим поведением понимают:
– «поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности»13;
– «действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью»14;
– поведение, приводящее к саморазрушению, «выражается в большей степени в трудновосполняемой утрате духовности, нравственности, приводящей, в итоге, к личностной дисфункции и социальной дезадаптации различной степени, а не только как нанесение физического вреда организму»15.
Как видим, в российской психологической науке однозначного термина «саморазрушающее поведение» на сегодняшний день не сформулированно. Исходя из понятия, саморазрушающее поведение – это нанесение личностью самому себе какого-либо вреда. Исследователи считают, что к саморазрушающему поведению может относиться широкий спектр поведенческих проявлений разной степени выраженности последствий (фактическая угроза физическому, психологическому здоровью, жизни человека в целом и/или невозможность нормального развития, либо отсутствие действий – допущение психологического и/или физического насилия).
Многие формы саморазрушающего поведения, характерные для подросткового возраста, стали предметом специального исследования российских психологов.
Пока саморазрушающее поведение подростков не стало нормой, но научное сообщество России с тревогой констатирует, что на сегодняшний день множество подростков проявляют признаки саморазрушающего поведения, а его масштабы расширяются и наносят огромный вред социальной стабильности.
Ведущими социально-психологическими факторами проявляющихся асоциальных действий отечественные ученые выделяют: нарушения семейных отношений, трудности адаптации подростков в социуме, особенности самооценки и самоотношения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Анализ психологических исследований показывает, что саморазрушающее поведение детерминировано взаимодействием внешних условий и внутренних процессов личности. Важнейшим условием риска возникновения саморазрушающего поведения является социальная ситуация развития, определяемая характеристиками ближайшего окружения, а именно: негативно переживаемый стиль родительского воспитания и проблемы адаптации.
Чаще всего исследователи указывают на склонность к девиантным нормам поведения, противоречивое самоотношение и неадекватную самооценку; в основе саморазрушающего поведения лежат дезадаптивные модели реагирования, формирующиеся в неблагоприятных социальных условиях развития и под влиянием определенных психологических особенностей.
Заключение
Проанализировав мнения зарубежных и отечественных исследователей проблемы деструктивного поведения, становится ясно, что все формы такого поведения объединяются по ключевому признаку причинения ущерба (разрушения), как самой личности, так и окружающим людям или объектам природы или культурным ценностям. Любая форма деструктивного поведения может усугубиться из-за невозможности разобраться в своих чувствах, выражать их в допустимой для общества форме, что чревато формированием стойкой тенденции использования такого поведения. В результате это приводит к дезадаптации, стойким изменениям психики, а также тяжелым медико-социальным последствиям.
Особую тревогу исследователей деструктивного поведения вызывает его широкое распространение среди подростков. Педагоги, психологи и психиатры отмечают, что подростковый возраст по сути своей противоречив и неоднозначен, процесс развития в подростковом возрасте скачкообразен.
Таким образом, можно заключить, что проблема деструктивного поведения личности в подростковом возрасте является особенно актуальной во всём мире. В современной России ведётся активное исследование и выявление ведущих социально-психологических детерминант этого поведения подростков, к которым относят:
– выраженный негативизм отношения родителей к подростку;
– проблемы адаптации;
– неустойчивое и противоречивое отношение к самому себе, к ценности собственной жизни;
– ориентацию на непродуктивные стили общения.
Исходя из этого, выстраиваются различные подходы к профилактике деструктивного поведения и планируются формы и методы работы по предупреждению подобных форм поведения в подростковой среде.
Следует обратить внимание подростковых терапевтов на: своевременное выявление доклинических форм психосоматичеких заболеваний, случаев злоупотребления психоактивными веществами; эффективную диагностику разового или эпизодического их употребления и проведение среди нуждающихся медико-психологических мероприятий; выявление лиц, страдающих хронической наркоманией
, токсикоманией или алкоголизмом, и применение к ним соответствующих мер административно-воспитательного характера. Целесообразно разработать и использовать при профилактических осмотрах 15–17-летних подростков, медицинском освидетельствовании призывников скрининг-тестирование, методики психодиагностики для выявления среди них лиц с доклиническими формами психических расстройств, склонных к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, и своевременного проведения среди них соответствующих лечебно-оздоровительных мероприятий.
Качественная социально-психологическая профилактика деструктивного поведения
Несовершеннолетних увеличит число несовершеннолетних, ориентированных на содержательные виды организации досуга (спорт, творчество, туризм, добровольческая деятельность), создаст систему ценностей, и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности.
Технологии профилактики деструктивного поведения обязательно предполагают социально-психологический и педагогический процесс перевоспитания. В сфере культуры, искусства, спорта, досуга разработаны различные по содержанию и направленности социально-профилактические, реабилитационные (адаптационные,
анимационные, коррекционные) технологии, использующиеся в профилактике деструктивного поведения.
Немаловажную роль играет подростковый возраст – период завершения формирования
характера. Нарушение этого формирования характера, происходящее подчас в данном возрасте, сопровождается различными негативными характерологическими реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить в различным формам асоциального поведения.
В современном мире проблема деструктивного поведения, как действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешнего и внутреннего мира личности подростка, становится одной из важнейших проблем, которая все чаще и чаще обращает на себя внимания общественности и государства. Причинами этого являются: семьи, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося наследственность, снижающая защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности.
1 Подробнее см.: https://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/PreventionOfJuvenileDelinquency.aspx
2 Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; общ. ред. и вступ. статья Ф.В. Бассинаи М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1989. – 456 с.
3 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. Издательство: АСТ Серия: Philosophy М., 2004. – 635 с. ISBN: 5-17-023209-8 – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/from_an/
4 Farberow N.L., Shneidman E.S. The cry for help. New York, 1961. – URL: https://archive.org/details/cryforhelp00farbrich
5 Козелецкий, Ю. Трансгрессия: страсть преодоления границ / Ю. Козелецкий // Психология предпринимательства: хрестоматия: учеб. пособие / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. –
С. 212–269. – URL:
http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:87346/Source:default
6 О’Коннор, Р. Психология вредных привычек. – URL: https://psixologiya.org/biblioteka/2252-richard-o-konnor-psixologiya-vrednyx-privychek.html
7 Подробнее см.: Гринвуд, П.В. Программы профилактики и вмешательства для несовершеннолетних правонарушителей // Будущее детей. – 2008. – № 18 (2). – С. 185–210. – URL:
https://www.researchgate.net/publication/49852121_Prevention_and_Intervention_Programs_for_Juvenile_Offenders
8 Подробнее см.: Санчес, К. и соавторы. Систематический обзор причин и стратегий предотвращения насилия с применением огнестрельного оружия в Соединенных Штатах // Американский журнал неотложной медицины. – 2020. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0735675720305507
9 Подробнее см.: Хэмлин, Д. Связаны ли нормы и правила владения оружием с инцидентами с огнестрельным оружием в американских школах? Анализ за сорок лет (1980–2019) // Journal of Criminal Justice. – 2021. – Vol. 76, September-October. – URL: https://www.researchgate.net/publication/354157710_Are_gun_ownership_rates_and_regulations_associated_with_firearm_incidents_in_American_schools_A_forty-year_analysis_1980-2019
10 Лысак, И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Автореферат дисс.д.ф.н. 09.00.13. Ростов-на-Дону 2007. – 47 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/filosofsko-antropologicheskii-analiz-destruktivnoi-deyatelnosti-sovremennogo-cheloveka
11 Сатыбалова, Е.В. Метаморфозы человека-в-мире: между негативностью и позитивностью: опыт анализа человеческой деструктивности: монография / Рос. филос. об-во и др. – Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2006. – 100 с. (Сер. «Филос. образование» / ред. совет: В.В. Ким (предс.) и др.;
Вып. 36). – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28023/1/philos_edu_36.pdf
12 Алёхин, А.Н. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема / А.Н. Алёхин,
Е.Е. Малкова // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 191–198.
13 Лекомцев, В.Т. Социальные дисфункции и саморазрущающее поведение: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. – Ижевск: Удм. ун-т, Ижевск, 2002. – 120 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32543635.
14 Остроменская, Е.В. Концепции саморазрушающего (аутоагрессивного) поведения детей / Е.В. Остроменская // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной науч.-практ. конференции. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 118–122.
15 Михайлов, О.С. Социальное равнодушие и социальная среда как условия развития саморазрушающего поведения подростков / О.С. Михайлов // Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков: история, теория и практика: Материалы Международной науч.-практ. конференции. – Орехово-Зуево, 2017. – С. 97–103.