Файл: Кгу Забеловская общеобразовательная школа отдела образования Житикаринского района Управления образования акимата Костанайской области. Проект Тема проекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Забеловская общеобразовательная школа отдела образования Житикаринского района» Управления образования акимата Костанайской области.

Проект

Тема проекта Развитие коммуникативной компетентности детей с особыми образовательными потребностями.

Выполнил(а): Боляк В.В. Барабаш О.И.

Проверил(а): Моргунова Л.С.

Оценка работы____________

Подпись ________________

с. Забеловка 2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
  1. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ………………………………………………………………………..6

    1. Компетенция: понятие, структура и значение……………………………………...6
    1. Формирования коммуникативности у школьников……………………………….8


    2. Подходы к процессу коммуникативной компетенции у начальной школы…………………………………………………………………….9

  1. Глава II.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ…………………….11

    1. Анализ сформированности компетенций у школьников в КГУ «Забеловской общеобразовательной школы»……………………………………………………………11

    2. Результаты сформированности коммуникативной компетенций у школьников..14

  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...16

  3. Список литературы ……………………………………………………………………18

  4. Приложение…………………………………………………………………………….19

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется тем, что современная система школьного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея создания оптимальных условий развития личности школьника, формирование его активности. Школьник должен чувствовать себя активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира

Целью нашего исследования явилась повысить компетентность педагога в области формирования коммуникативных компетентностей у детей с ООП в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе.

Задачи исследования: решению этих задач способствует:

-знакомство детей друг с другом;

-создание условий для раскрепощения;

-их сближение и объединение;

-осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;

развитие коммуникативных навыков и умений;

-снижение эмоционального напряжения.

Гипотеза: Развитие коммуникативной компетентности детей с особыми образовательными потребностями способствует систематическая работа по созданию и внедрению методов работы с детьми, которые имеют особые потребности

Источниковую базу исследования составили: КГУ «Забеловская общеобразовательная школа», контингент 1-4,5-9 классы

Проблема исследовательской работы:

 актуальных проблем, которая встает во взаимодействии с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. 

Предмет исследования: комплекс упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений подростков 6-10,11-14 лет с легкой степенью умственной отсталости

Методологической основой исследования явились принципы историзма и объективизма, рассматриваемого времени.

Полученные результаты имеют практическое применение: материалы, фотографии могут использоваться как наглядное пособие на уроках, внеклассных мероприятиях.

С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У них отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи), интеллектуальная недостаточность, а также нарушения в мотивационно-потребности, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сферах.

В системы образования в соответствии с законом Республики Казахстан «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования. Отличительной особенностью новых образовательных стандартов являются установленные новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Речь выполняет две основные функции — сигнификативную и коммуникативную. Благодаря первой - человек может произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря второй - речь становится средством общения, передачи информации.  

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям.

Учащиеся с ООП имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции:

в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников;

в межличностных отношениях проявляют эгоцентризм;

могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и воздействия.

Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в наклоне букв, форме заглавных букв и т.п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Дети с ООП сначала общаются на невербальном уровне: используют улыбку, жесты. Особое место в этом ряду занимают индивидуальные средства общения. Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей с ООП очень важен. Воспитанники с нарушением в развитии имеют разную степень сенсорных и интеллектуальных нарушений, различные навыки, способности и потребности, но каждому ребенку нужно подобрать эффективные пути и средства, чтобы сделать его потребности и желания понятными другим, а тем, в свою очередь, - пути и средства, чтобы сообщать информацию детям с ООП. Важно выбрать из них те, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации.

Общение -понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей с ООП, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В процессе общения используются знаковые системы: вербальные и невербальные средства.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию другого человека и самого себя. Одним из проявлений этой потребности служит стремление к оценке и самооценке. Потребность в общении начинает проявляться и формируется у ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми. Содержание общения претерпевает изменения, которые детерминируются характером ведущей деятельности в данном возрасте. Естественно, что партнерами по общению для ребенка являются взрослые и сверстники.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Таким образом, общение имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Для учащихся с ООП характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. Недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию.

Учащиеся с ООП не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу. Школьники данной группы испытывают значительные трудности выбора адекватных языковых средств.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.

Начиная работать с ребенком с ООП, наблюдая за ним, постоянно нужно идти на контакт, искать точки соприкосновения, интересные дела и темы. Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?
Развитие коммуникативной компетенции включает в себя речевые, языковые, социокультурные, компенсаторные и учебно-познавательные аспекты, каждый из которых состоит из определенных компонентов. Это и обогащенный словарный запас, и широкий кругозор, а также умение высказываться и завоевать аудиторию, умение отвечать, взаимодействовать с другими лицами, воспитанность, толерантность, знание этики и многое другое.

Основная цель работы с детьми с ООП - повышение их качества жизни. Ребенок должен стать более самостоятельным, адаптированным к окружающей среде. Как правило, у таких детей чаще всего страдает речь. Многие из них не говорят. Страдает и понимание обращенной речи. Речь человека - основное средство коммуникации. Ее отсутствие приводит к тому, что общение становится невозможным.

Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ООП – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


1.1 компетенция: понятие, структура и значение
Коммуникативной компетенции овладение общением в его функций: эмоционально-оценочной, информационной, этикетной.

«компетенция» для теория обучения и образования не новое. Дидакты и философы во все времена разделяли (компетенцию) и его реализацию В последнее время повышенный интерес к понятию.

Д. Хаймз что каждому высказыванию свои правила, которых гарантирует использовать язык в коммуникации. При рассмотрении «язык – речь» разграничил понятия деятельность» и «речевая

В понятие компетентности включены:

  • и умения целесообразного языка в конкретной общения;

  • когнитивные, и интенциональные факторы.

В описание коммуникативной было предложено Ван на основе спецификаций Европы . Он полагал что компетенция содержит компоненты, или субкомпетенции:

  • дискурсная компетенция понимать и логически отдельные высказывания в смысловой коммуникации);

  • компетенция (знание и грамматических правил);

  • компетенция (умение вербальные и невербальные для компенсации недостающих

  • компетенция (умение и интерпретировать языковые в соответствии с ситуацией

  • социокультурная компетенция степень знакомства с контекстом).

Лингвист М. Н. Вятютнев определяет коммуникативную компетенцию

«как выбор реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности ориентироваться в той или иной обстановке общения; умения

классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации».

В время компетенция большинством исследователей как реализуемая способность, формированная на закрепленных жизненном и интеллектуальном ценностях, которую развивает в результате и познавательной активности.

Понятие компетенции, согласно «Стратегии модернизации содержания образования», «включает не только когнитивную и операционно- технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.»

Понятие «компетентность» (от «compete») в переводе на язык означает: «соответствую», «подхожу». Коммуникативная компетенция как владение навыками с социумом, умение в группе, знакомство с социальными ролями.

Коммуникативная компетенция это:

  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

  • совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

В условиях учебного процесса ситуация задается педагогом. Мысли являются предметом речевой деятельности, которые выражаются в связи с определенными мотивами
в пределах определенной темы. Побуждение к речи может быть и внешним (исходящим от другого лица) и внутренним (исходящим из потребностей самого человека). Сама ситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной.

Рефлексия у обучающихся начальной школы является основным фактором сформированности коммуникативной компетенции, когда школьник способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у школьника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения.

Коммуникативная компетенция, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:

    1. эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, чувствительность к другому);

    2. когнитивный (включает способность предусматривать поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, связан с познанием другого человека);

    3. поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).

В. М. Топалова предлагает такую модель коммуникативной компетенции:


  • дискурсивная компетенция;

  • социолингвистическая компетенция;

  • лингвистическая компетенция;

  • страноведческая компетенция;

  • стратегическая компетенция.

По мнению многих исследователей, коммуникативная компетенция имеет многогранный характер и основой для выделения состава коммуникативных и речевых действий является «ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности».

Структура коммуникативной компетенции школьников включает в себя следующие компоненты:

  1. Когнитивный компонент: система представлений младших школьников о видах коммуникации на родном и иностранном языках, устная и письменная, опосредованная и непосредственная, речевая и неречевая.

  2. Аксиологический компонент: мотивы и цели коммуникации: информационный обмен, информационный запрос, убеждение, презентация, эмоциональное самовыражение, мотивированный отказ.

  3. Интерактивный компонент: универсальные и предметные коммуникативные действия и, связанные с ними, способы коммуникации: монолог, диалог, полилог, сообщение, высказывание, диспут, дискуссия, выступление, аргументация, вопрос, отрицание, письмо, телефонный разговор, телеграмма, SMS.

  4. Эмпирический компонент: рефлексия коммуникации на основе контроля содержания коммуникации, коррекции способа коммуникации и оценки достижения цели коммуникации.