Файл: Конкурентоспособность предприятия и качество продукции Содержание.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентоспособность предприятия и качество продукции

Содержание:

  • Резервы и пути повышения конкурентоспособности.
  • Качество продукции.
  • Стандартизация и сертификация продукции.

Резервы и пути повышения конкурентоспособности.


Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка и порождает среди товаропроизводителей или приспособленческое поведение, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует их позиции на рынке на длительную перспективу, или новаторское поведение, обусловливающее экономическую победу товаропроизводителя над конкурентом за счет инноваций.

При этом существует прямая зависимость влияния уровня конкурентоспособности продукции на эффективность производства поскольку:
  • конкурентоспособная продукция в более полной мере удовлетворяет потребности в ней и всегда находит рынок сбыта;
  • конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стабильность предприятия, а также получение им максимально возможной прибыли.

Конкурентоспособность предприятия может быть повышена за счет различных резервов.

Под резервами понимают неиспользованные возможности повышения конкурентоспособности предприятия, заключенные во всей совокупности факторов, и сокращения на этой основе затрат живого и общественного труда на единицу создаваемой и реализуемой потребительской стоимости.

Резервы конкурентоспособности систематизированы в научной литературе и ранжированы для каждого типа предприятий и организаций. 

Конкурентоспособность = соотношение «цена : качество»

то есть, чем меньше стоит единица полезности продукции для потребителя (единица качества), тем более конкурентоспособна продукция.

Все резервы повышения конкурентоспособности можно объединить в следующие группы: 

Использование рыночной ситуации

Повышение эффективности рекламы

Использование производственно-технического потенциала

Использования финансово-экономического потенциала предприятия

Использование кадрового потенциала
  • Использование рыночной ситуации. Данная группа охватывает все резервы, связанные с тем, насколько предприятие эффективно и полно использует правила деятельности, устанавливаемые государством (использование различных налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; программы повышения конкурентоспособности предприятий и т.п.).
  • Повышение эффективности рекламы. В рыночных условиях существует высокая конкуренция на рынке рекламы. Реклама – это форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя. С помощью рекламной деятельности до потребителя доводятся такие преимущества товара, как наличие сертификата качества, доступная цена, удобное место продажи и др. В данную группу входят резервы, связанные с эксплуатацией продукта (сервис, сроки гарантийного обслуживания и т.д.).
  • Использование производственно-технического потенциала. В данном направлении предприятие может повысить конкурентоспособность путем улучшения использования основных фондов, совершенствования технологии производства, улучшения материально-технического обеспечения производства; улучшения монтажных, пусконаладочных и погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
  • Использования финансово-экономического потенциала предприятия. Конкурентоспособность может быть повышена за счет повышения финансовой устойчивости.
  • Использование кадрового потенциала. Актуальность резервов данной группы определяется растущей популярностью человеческого фактора в управлении. В кадровом потенциале имеются значительные возможности улучшения его использования и качественного развития. Создание необходимой социально-психологической поддержки всей системы управления деятельностью является важным условием выявления и использования этой группы резервов.


Пути повышения конкурентоспособности
    • Использование достижений НТП
    • Интенсификация производства
    • Обеспечение необходимой технической оснащенности
    • Совершенствование стандартов

Технические
    • Внедрение современных форм и методов организации и управления производством
    • Совершенствование товаропроводящей системы
    • Расширение прямых хозяйственных связей по цепочке добавленных стоимостей
    • Использование отечественного и зарубежного опыта в сфере повышения конкурентоспособности

Организационные
    • Использование согласованной системы прогнозирования и управления уровнем спроса и предложения продукции
    • Углубление развития специализированных зон производства
    • Совершенствование системы ценообразования, в том числе и на продукцию производственного характера
    • Использование эффективной системы мотивации труда
    • Введение селективной государственной поддержки приоритетных отраслей

Экономические

Таким

образом

Значительное влияние на рост конкурентоспособности оказывают правительство. Их влияние осуществляется за счет:



    • Снижение издержек производства продукции
    • ( компенсации части затрат на производство путем дифференциации налоговых и процентных ставок, введение налоговых и кредитных льгот, субсидирование производства и экспорта)


    • Регулирование цен и доходов
    • ( механизм формирования цен на средства производства и продукции: индикативные, залоговые, целевые, гарантированные, пороговые цены)


    • Программ расширения спроса на производимую продукцию
    • ( гос субсидирование и административное содействие экспорту, программы продовольственной помощи внутри страны)
    • Регулирование таможенно-тарифной политики, лицензирование экспортно-импортных операций

Первый способ

Цп = Цпр + Ип

где Цп – цена потребления;

Цпр – цена продажная;

Ип – издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

Ип = (ЗП + Ирем + Имр + А + Ипр)∙Тн,

где ЗП – годовой фонд з/п обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;


Ирем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Имр – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и др. материалы;

А – годовая величина амортизации;

Ипр – прочие годовые эксплуатационные издержки;

Тн – нормативный срок службы

Способы определения конкурентоспособности товара

Второй способ

КП = КПэ∙ КПт ∙ КПн ,

где КП – комплексный показатель уровня качества товара;

КПэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт – комплексный показатель технического уровня;

КПн – комплексный показатель надежности

Пкi = КП2i /Цi; Пкб = КП2б /Цб ,

где Пкi, Пкб – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;

КПi, КПб – комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона

ОПк = Пкi /Пкб

ОПк – относительный показатель конкурентоспособности

Третий способ

Iтп =  Ii∙ai ,

где Iтп – сводный индекс по техническим параметрам;

Ii – индивидуальный индекс i-го технического параметра;

ai – вес i-го параметра.

Iэп = Цпi /Цпо

где Iэп – сводный индекс по экономическим параметрам;

Цпi, Цпо – цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Ки = Iтп / Iэп

Ки – интегральный показатель конкурентоспособности

Качество продукции.


Зарубежные специалисты по управлению конкурентоспособностью продукции считают, что ее уровень на 70-80 % зависит от качества товара.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к потреблению, ее способность удовлетворять своему назначению. Каждой вещи, изделию, виду продукции присущи свои особые свойства, характеризующие их качество. Для станка важна высокая производительность, точность обработки; для , автомобиля — грузоподъемность, скорость, расход горючего; для ткани — плотность, усадка, несминаемость; для обуви — ее прочность, эластичность кожи, удобство колодки, соответствие моде и т.д.

Копт = Q/C,

где Q - качество изделия;


С - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются:


Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя)

Качество проектирования продукта

Качество процесса производства

Соответствие качества конечной продукции проекту

Качество послепродажного обслуживания

Каковы основные характеристики качества продуктов с точки зрения потребителя:


  • функциональные характеристики — соответствие изделия назначению;
  • надежность — количество ремонтопригодных отказов за срок службы;
  • долговечность (срок службы) — показатель, связанный с надежностью;
  • бездефектность — количество обнаруженных потребителем дефектов;
  • эргономические — характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.

а) гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление);

б) антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и т.п.);

в) физиологические и психофизические (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным особенностям человека);

г) психологические (соответствие изделия возможностям восприятия и обработки информации);



д) эстетические (выразительность, гармоничность, соответствие среде, стилю, целостность);

Современные проблемы управления качеством

Основные проблемы по совершенствованию управления качеством продукции:
  • включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности;
  • ориентация систем управления качеством на потребителя;
  • усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции.

Причины:


  • отсутствие квалифицированных кадров;
  • ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятий;
  • недостаточный опыт массового использования статистических методов;
  • отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Применимость групп показателей качества продукции



Группа показателей качества продукции

Группы продукции

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Природное сырье и топливо

Материалы и продукты

Расходные изделия

Неремонтируемые изделия

Ремонтируемые изделия

1

2

3

4

5

6

1. Показатели назначения

+

+

+

+

+

2. Показатели надежности:

безотказности

_

_

_

+

+

долговечности

-

-

-

+

+

ремонтопригодности

-

(+)*

(+)*

-

+

сохраняемости

+

+

+

+

+

1

2

3

4

5

6

3. Показатели экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии

-

-

-

+

+

4. Показатели технологичности

+

+

+

+

+

5. Показатели транспортабельности

+

+

+

+

+

6. Показатели эргономические

-

(+)

+

+

+

7. Показатели экологические

(+)

(+)

(+)

(+)

+

8. Показатели безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Примечание: - неприменимость + применимость (+) ограниченная применимость * вместо ремонтопригодности - восстанавливаемость


1

2

3

4

5

6

9. Показатели эстетические

-

(+)

+

+

+

10. Показатели стандартизации и унификации

-

(+)

(+)

+

+

11. Показатели патентно-правовые

_

(+)

(+)

(+)

+

12. Экономические показатели качества

+

+

+

+

+