Файл: Скульптура и архитектура Древней Греции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Я приняла решение изучить Древнюю Грецию из-за огромного вклада в фундамент искусства, науки, философии и архитектуры. Моя цель - поведать об основных этапах развития греческой скульптуры и архитектуры, как наиболее развитых навыков греков, с помощью хронологического метода, для более глубокого понимания того, как Древняя Греция повлияла на будущие произведения искусства.

Древние греки были одаренным народом. Они создали оригинальные и высокохудожественные произведения архитектуры, скульптуры, живописи. Греческое искусство не утратило своей прелести и до наших дней. Греческие скульпторы впервые за всю историю того времени создали образ свободного человека – гражданина. Возвышение достоинств человека стало идеалом Греции, из – за чего, их искусство имеет большое воспитательное значение. Характер сюжетов греческого искусства весьма своеобразен. Художники прославляли главным образом легендарные события, особенно борьбу с врагом, так как война была доблестью свободных граждан. Философ Платон писал, что, для правильного воспитания человека, нужна гармония развития всех сил его, одно физическое ведет к огрубению, одни науки и искусство ослабляют и изнеживают.

Памятники искусства были народным достоянием, доступным для постоянного и широкого обозрения. Монументальные статуи, рельефы и большие картины украшали все общественные здания и площади, где грек проводил большую часть своего свободного времени в государственных и общественных делах, в занятиях физической культурой. Здесь находилось много статуй с изображением божеств и выдающихся людей. Развитие художественного вкуса было неразрывно связано с театральными представлениями и торжественными прецессиями. Достижения древнегреческого общества легли в основу современной европейской цивилизации, Древнегреческая цивилизация выработала многие институты и категории, которые легли в основу современного общества. Среди достижений греческой цивилизации в политической сфере центральное место занимает понятие «гражданин», предполагающее наличие прав и обязанностей. Непосредственно с понятием статуса гражданина связано понятие свободы как высшей личностной ценности, в том числе и политической свободы (свободы выбора). Именно в античной Греции был успешно реализован первый опыт демократического республиканского устройства государства. Античная Греческая демократия обеспечивала прямое участие граждан в управлении государством. Огромный вклад античное общество внесло в мировую культуру. Культуру греческой античности называют классической, поскольку она стала образцом для последующего культурного развития человечества. Можно сказать, что нет ни одной сферы культуры, на которую не оказали влияние идеи древних греков. Древнегреческая культура оставила нам в наследство систему ценностей, характеризующуюся высокой гражданственностью и гуманизмом. Древние греки были язычниками. Но они оставили после себя богатое наследство — яркую мифологию. Греческие мифы стали неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, скульпторов и художников всех времен. До наших дней практически не дошло никаких трактатов античных скульпторов и ученых, но имеется огромное количество литературы современных исследователей. Кроме того, до наших дней дошли многие статуи и рельефы – подлинники и римские копии – поэтому представление о древнегреческой скульптуре складывается совершенно четкое.


Статуями украшали храмы, жилища, городские площади и могилы известных или богатых людей. Как правило, статуи вырезали из камня или известняка, покрывали краской и украшали драгоценными камнями или изделиями из золота, серебра, бронзы. Небольшие статуэтки зачастую изготавливались из терракоты, бронзы и дерева.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего после­дующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины устойчивого воздействия греческой архитектуры, фор­мы которой были восприняты еще в античную эпоху Римом, заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости и ясности компози­ций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, казалось бы, самых незначительных, в пластичности, органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Греки обнаруживали исключительное чувство меры и изобретатель­ности в прорисовке различных декоративных элементов и деталей. Они широко применяли архитектурные обломы (профиля) — полочки, валы, гуськи, каблучки, скопни в самых различных сочетаниях и ритмах, постоянно меняя соотношения между ними. В сооружениях обломы в зависимости от использования того или иного ордера дополня­лись орнаментацией.

Греческая архитектура отличалась большой правдивостью и логичностью формообразования. Выразительность сооружений, в том числе интерьеров, определялась прежде всего тектонической четкостью конструктивной основы, обрабатываемой и мастерски дополняемой пластическими орнаментальными и цветовыми средствами.

2.Гомеровский период

Период с 11 по 8 в. до н. э. известен в истории как важнейший этап формирования греческой культуры. Благоприятные исторические обстоятельства способствовали тому, что в этот промежуток времени был сформирован патриархальный жизненный уклад и возникли истоки примитивного хозяйства.

 Но самым важным событием гомеровского периода послужило появление в  8 в. до н. э.  настоящих литературных шедевров – «Илиады» и «Одиссеи». Кстати, от фамилии автора – Гомера и возникло название этого исторического этапа.

 С первых строк эпических поэм читатели получают представление о греческих идеалах. Так, описание осады Трои и подвигов греческого героя Одиссея показывает значимые добродетели и недостатки греческих правителей, воинов и др. персонажей, а также дает представление о верованиях и стремлениях народа, о «дворцовых тайнах» и искренних чувствах и переживаниях исторических особ. Но главная ценность «Илиады» и «Одиссеи» заключается в том, что благодаря этим произведениям исследователи из разных стран смогли узнать подробности важного этапа истории Греции, а также соседних и дальних поселений.


 К тому же, из строк гомеровских поэм мы получаем краткое представление об архитектуре известных культовых и других зданий, об особенностях военных действий. И по мере того, как греческий эпос стал обретать популярность и обсуждаться критиками на Западе, начали исчезать пробелы в изучении загадочной истории и мифологии этой страны.

В археологической и искусствоведческой литературе этот период принято называть «геометрическим периодом», поскольку на него приходится зарождение и расцвет геометрического стиля вазовой живописи, в котором многие усматривают первое значительное художественное явление в истории греческого искусства послемикенской эпохи. В рамках всего этого периода эволюция геометрической вазописи остается главным средством датировки важнейших этапов общественного и культурного развития. С чисто внешней стороны вклад начального этапа гомеровского периода в развитие греческой культуры кажется достаточно скромным. Никаких особенно крупных достижений, сравнимых по своей значимости с достижениями следующего этапа, в культуре этого времени обнаружить не удается. Сами темпы культурного и, следовательно, также общественного прогресса остаются крайне замедленными. Имеющийся в наличии археологический материал показывает, что около 800 г. до н. э., как и за сто лет до этого, греческое общество все еще находилось на очень низком, поистине варварском уровне развития. Шаг из варварства в цивилизацию только предстояло сделать. Об этом свидетельствует: 1)отсутствие сколько-нибудь значительных городов (в IX так же, как и в X в., Греция все еще остается сугубо деревенской страной), 2)практически полное отсутствие письменности, 3)крайняя неразвитость таких важных видов искусства, как скульптура и архитектура (для того, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на примитивные бронзовые статуэтки из Олимпии, изображающие людей или, может быть, человекообразных демонов, или окинуть взглядом остатки древнейших греческих храмов, которые почти невозможно отличить по их конструкции и архитектурному убранству от обычных жилых домов, 4)преобладание абстрактно-орнаментального искусства, изобразительным(изображения людей и животных чрезвычайно редки и встречаются почти исключительно среди произведений мелкой пластики, но не в вазовой живописи), 5)отсутствие налаженных контактов с соседними странами (предметы чужеземного, в частности, восточного импорта встречаются в этом периоде только эпизодически, как величайшая редкость. Греция, таким образом, еще не вышла из того состояния экономической и культурной изоляции, в котором она пребывала на протяжении всего переходного периода).


Учитывая последующие события, охарактеризовать этот период как время постепенного накопления сил перед новым стремительным подъемом. В этот период широкое развитие получила расписная керамика. До VII в. до н. э. в ней существовал геометрический стиль.

От этого времени почти не осталось памятников зодчества. Сохранились лишь руины, по которым можно сказать, что строительство в этот период развивалось на основе традиции микенской культуры. Планы сооружений напоминали мегарон микенской эпохи - прямоугольные постройки, вход в которые находился на узкой стороне. Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели как обычные дома, так и храмы, которые рассматривались как жилище божества. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.

Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают: эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ - священных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора, разделенной на мужскую и женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен (“антами”) и столбами между ними.

Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича (редко из плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором; вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя(1храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в Гермоне).


Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

3.Архаика

Период VII-VI вв. до н.э.- время складывания и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов. Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвиатридами.

Период архаики – время возникновения греческой письменности, медицины, истории, географии, математики, лирической поэзии, театра, изобразительных искусств. Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. На главной площади города, где происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству - покровителю города.

В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой для всего дальнейшего развития греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни. Простейший тип архаического храма - храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. Между выступами боковых стен - антами - на фасаде были помещены две колонны. Простиль - более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма явился периптер - храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой..