Файл: Готический собор как образ мира.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначение розеток становится более ясным, если взглянуть на их иконографическое содержание. Своей круглой формой розетки дают возможность заполнить их не нарративным иконическим материалом, образующим объединенный образ, связанный с вечностью и концом века сего. Наиболее важной темой такого рода является, очевидно, Апокалипсис, как правило, изображаемый на розетках западного портала. Круг розетки появляется перед верующим, входящим, во храм как вращающийся меч архангела, воспрещающий доступ к святому. Он встает как плотина на пути потока времени, за которым времени уже нет, а есть только две вечности – адских мук и райского блаженства.

Розетки также использовались для секулярных сюжетов, выражающих вневременные категории, таких как аллегории искусств (Сен-Дени, северный трансепт) или знаки зодиака. Именно через розетки в готику входит образ вневременности. Судя по тому вниманию, которое аббат Сугерий уделял содержанию витражей, необходимость выражения в них вневременных богословских категорий могла быть важным фактором, определяющим развитие архитектурных форм.

Вывод по 3 главе

Для средневекового христианского храма важнейшим образом-парадигмой был образ Небесного Иерусалима. При переходе от романики к готике произошла модернизация этого образа, впитавшего и сублимировавшего как внешние черты, так и дух средневекового города. Городской принцип единства в многообразии воплотился в линейной сложносоставной структурности новой архитектуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основании проведенного исследования мы получили следующие теоретические результаты:

1.Христианское искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

2.Символично пространство храма – дома Бога, центра спасения, ковчега для душ верующих. Все образы, символы и знаки христианства включались в образно – культовую систему церковного праздника. Она была направлена на возведение человека «от видимого к невидимому», т. е. погружала его в особый духовный мир. Многие виды искусства – архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка (многоголосные хоры), объединенные и задействованные во время богослужения, интенсивно воздействовали на эмоции и духовное состояние верующих. Храмовый синтез искусств вызывает у прихожан чувство единения с богом и светлой радости.

Певучесть Слова, строгие лики святых, величественная архитектура храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.


3.Готический стиль именуют «новым», и он быстро становится эталоном, тем более что первые соборы строились быстро.

В литературе ХII века слово «современный» впервые стало употребляться в положительном смысле. Впервые стало казаться, что новое должно быть лучше старого. Зарождается концепция прогресса, понимаемого первоначально в сакральном смысле, как поэтапного пути к спасению. Идея прогресса, заложенная в самой структуре христианской Библии, переместилась в реальную жизнь.

Если в ранней готике новые апсиды и порталы часто пытаются интегрировать со старой основой, то в зрелой готике пропадает всякая оглядка на прошлое. Доходит до того, что радуются пожарам, разрушавшим старые храмы и создающим условия для их обновления. Пожар старого собора в Шартре в 1194 г. был воспринят как очищающий божественный огонь, ниспосланный Богоматерью, возжелавшей перестройки посвященного ей собора в новом стиле.

Выводы:

1.Образ готического собора представляет собой результат эволюции образа Нового Иерусалима. Это во многом прямолинейный, иллюстративный образ Святого Града, характерный как внешним сходством со средневековым городом, так и богатой декорацией и ярко выраженной структурой, отражающей влияние городского духа.

2.Образ Святого Града, воплощенный в готическом соборе, отмечен структурной сложносоставленностью в сочетании со стилевым единством, а также, особенно в ранней готике, выраженной скульптурностью своей иконической пластики. Родство готической образности духу средневекового города, оказавшему столь значительное влияние на характер современной западной цивилизации, определяет место и значение готических соборов как одного из её центральных культуро-образующих парадигматических образов.

3.Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1.Шартрский собор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 2.Реймсский собор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 3.Сен-Дени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунок 4.Ланский собор.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы». СПб.: Азбука-классика, 2004. – 320 с.

2.Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. Алетейя, М. 1999. – 216 с.

3.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.,2002. – 350 с.

4.Деев С. В. Принцип симметрии в орнаментальных особенностях композиции готического стиля средневековых европейских стран//Актуальные проблемы современного образования. 2014. № 2(17). - С. 33–38.

5.Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986. – 288 с.

6.Костина Е. А. Архитектурный стиль «готика» и его особенности // сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Елабуга, 2016. - С. 99–103.

7.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., Прогресс, 2000. -376 с.

8.Лидов А. М. Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. Ч. 2 «Небесный Иерусалим». М., Феория, 2014. – 406 с.

9.Лясковская О.А. Французская готика XII- XIV веков. – М., 2003. – 174 с.

10.Муратова К.М.. Мастера французской готики. М.: Искусство, 1988. – 447 с.

11.Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века, М. Л., «Искусство», 2004. – 392 с.

12.Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени.В кн: «Богословие и искусство средневековья», Киев, 1992. – С.79-118.

13.Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Киев, 1998. – 336 с.

14.Рагин В.Ч. Искусство витража от истоков к современности. М., Белый Город, 2004. - 287 с.

15.Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков [Текст] / пер. с фр. и науч. ред. О. С. Воскобойникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. — М.: 2017. — 352 с.

16.Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи Искусство, М., 2001. – 233 с.

17.Шлегель Ф. Основные черты готического зодчества // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. – 448 с.

18.Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике». М: Алетейя, 2003. - 256 с.

19.Raoul Bauer. De ontvoering van God. De betekenis van de gotische kerkarchitectuur. Leuven: Davidsfonds, 2009. P. 34-45.

20.Bruno Klein. The beginning of Gothic architecture in France and its neighbors. In: Gothic. Architecture; sculpture; painting. Potsdam: H. F. Ullmann, 2013. P. 28-115.