Файл: КурсовКонец XIX века. Зарождение новой философии формообразованияая работа.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Промышленные выставки
1.2. Первые промышленные выставки
1.3. Всемирная выставка в Лондоне в Гайд-парке
1.5. Промышленная выставка 1889 г.
1.6. Промышленная выставка в Чикаго
Глава 2. Первые теории дизайна
2.1. Практическая эстетика Земпера
2.2. Теоретические воззрения Рескина
2.5. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»
Глава 3. Инженерные школы в России
В конце XIX века в России было образовано 19 высших технических школ. После революции 1905 года создавалось множество частных, разной специализации, курсов (в основном женских), появились общественные институты научно-учебного и просветительского характера. В период 1901-1917 года было подготовлено в полтора раза больше инженеров, чем за прошлые 35 лет.
Во второй половине XIX века в России происходит бум моностроительства (Рис 12). Россия встала на лидирующие позиции, что было связано с особенностями промышленного расцвета страны и с возникшей необходимостью прокладывания новых дорог, строительства большого количества пролетных решетчатых мостов. Данный социальный заказ вызвал создание в России мощной инженерной школы.
3.4. Российские промышленные выставки XIX века
В 9 мая 1829 г. в Санкт-Петербурге на Васильевском острове в помещении биржи состоялась Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий. В самом большом зале биржи собирались машины и орудия труда, в других залах предоставлялась продукция российских мануфактур. На выставке было более 100 тыс. человек. Выставка заложила начало целому ряду промышленных подобных мероприятий, прошедших в Москве, Петербурге, Варшаве и др. городах России.
«Устав промышленности», вошедший в «Свод законов Российской империи», изложил требования к промышленности и ее продукции. При оценке производителя особое внимание обращалось: 1) на пользу, приносимую заведением тому месту, где оно существует; 2) на технические нововведения, улучшенные и упрощенные приемы; 3) на важность и употребительность изделий; 4) на возможность производства изделия лучшего качества.
При проставлении оценки изделий учитывалось: 1) степень важности фабрикации, которая зависит от того, туземные или иностранные материалы она обрабатывает, большему или меньшему числу рабочих доставляет средства к существованию, более или менее важной потребности жителей удовлетворяет, и не заменяет ли иностранных изделий вполне или большей частью; 2) обширное производство фабрикации; 3) введение и упрочение новой области промышленности в местах, где был недостаток в заработке или первоначальный материал не имел ценности; 4) создание новых машин, орудий и приемов, облегчающих и ускоряющих работу; 5) попечение об улучшении положения рабочих и об устранении опасности для их жизни и здоровья, сопряженной со свойством некоторых работ, а также предоставление им выгод, предохраняющих их от нищеты и беспомощности в случае болезни или утраты сил» и т.д.
С 1882 года Всероссийские выставки включали в экспозицию вместе с областями промышленности области искусства и называться художественно-промышленными.
Крупнейшая художественно-промышленная выставка прошла в 1896 г. в Нижнем Новгороде. В Нижнем Новгороде символом выставки стало шесть павильонов из легких металлических и деревянных конструкций (Рис 13), кpyглые и овальные в плане. Их автором стал инженер Владимир Шухов. По внешнему виду сетчатые конструкции павильонов напоминали вид плетеных корзин и в них использовался принцип конических сечений. Форма рассчитывалась круговым движением прямолинейных образующих. В конце XIX века в России построено около двухсот сооружений по этому закону. Инженер уделял большое внимание эстетическим основам своих сооружений. После закрытия Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде несколько раз проходили крупные торговые ярмарки, но они никогда не поднимались до такого высокого общественного уровня.
3.5. XX в.
В начале XX в. выделяются 2 личности – Петр Страхов и Яков Столяров. Они занимались техническими проблемами. Страхов в 1905 году выступил с докладом в Политехническом обществе при училище на тему "Техника и красота жизни". Он говорил о красоте в природе, о технике как основе искусства и подошел к мысли о влиянии технического прогресса на окружающую жизнь, также он обратил внимание на то, что техника играет вовсе не первенствующую, а подчиненную, вспомогательную роль. Страхов ссылался на учебник по механике немецкого профессора Франца Рело, и на основании его сделал вывод, что сутью «машинного стиля» является динамика, а форма должна выражать эту сущность.
Вопрос эстетики в технике рассматривал Яков Столяров. В своем труде "Несколько слов о красоте в технике" он критикует украшательство в XIX веке, маскировавшее технику под искусство и утверждает, что развитие машиностроения выработало основу для создания своей красоты форм.
Взгляды Столярова выражали концепцию харьковской инженерной школы начала XX века, согласно которой инженеры должны получать достаточную художественную подготовку, которая позволяла бы им профессионально работать в области инженерного дизайна и положительно сказывалась на качестве промышленной продукции региона.
Вывод по 3 главе
Русская инженерная школа дала миру в начале XX века много изобретений в сфере машиностроения, энергетики, воздухоплавания, радио, строительства. Здесь не было столь активного вмешательства в проблемы формообразования окружающей среды, как в Германии или в США, где шла напряженная дизайнерская работа по созданию новых заводов, портов, мостов, средств транспорта, высотных зданий и их технического оборудования. Зато были поставлены важнейшие вопросы связи техники и художественной культуры.
Заключение
В ходе исследования было подробно рассмотрены первые шаги создания современного дизайна, которые включали в себя создания первых промышленных выставок и инженерных школ, а также образование первых теорий дизайна. Была рассмотрена проблема взаимодействия техники с искусством, которую пытались решать теоретики и архитекторы.
Всемирные промышленные выставки оказали огромную роль в развитии дизайна. Выявились основные минусы эстетики форм первых промышленных изделий. Возникла необходимость поиска нового формообразования, основанного на других эстетических законах, отвечающего особенностям технологии машинного производства. Пошло исследование законов образования эстетически действенных форм в области промышленного производства. Выставки играли прогрессивную роль в развитии и укреплении международных отношений в области обмена опытом производства промышленной продукции и новых технологий в показе лучших произведений искусства, а также в развитии торговли между странами.
Главное достижение первых теорий дизайна – искусство вышла на путь социально-полезного продукта, обрела функциональность. Был проложен путь к гармонизации машинного производства с ремесленным. Инженерные школы утвердили поставленный путь.
Поставленная цель проекта была выполнена. Удалось увидеть основные идеи дизайна в области формообразования, обратить внимание на революцию производства и на ошибки, возникавшие в процессе создания проектов и идей, отметить важные открытия в области дизайна. Данные выводы помогут лучше понимать дизайнерскую системы и избегать ошибок,
Библиография
Литература:
- Методика художественного конструирования. Дизайн-программа.М.:
ВНИИТЭ, 1987г.-172 с., ил.
- Михайлов С.М. История дизайна. Том 1: Учеб. Для вузов. – 2-е изд. Исправл. и дополн. Москва: «Союз Дизайнеров России», 2002.- с.70-126
- Павлов К.А. Международные ярмарки и выставки. М., 1962, с. 12-13
Интернет-ресурсы:
- analiculturolog.ru
- communitarian.ru
- spargalki.ru
- stud24.ru
- studopedia.ru
- studfiles.net
- knowledge.allbest.ru
- life-prog.ru
- n-t.ru
- historydesigns.ru
- vivovoco.astronet.ru
- ulpu2.ru
Рис 1
Рис 2
Рис 3
Рис 4
Рис 5
Рис 6
Рис 7
Рис 8
Рис 9
Рис 10
Рис 11
Рис 12
Рис 13