Файл: КурсовКонец XIX века. Зарождение новой философии формообразованияая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По Земперу, наука, технический прогресс предоставляют в распоряжение художественной практики такие материалы и способы их обработки, которые еще не освоены. Временные промежутки, необходимые для эстетического образования нововведений в историческом развитии все время уменьшаются.

В своем труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика» (1860-1863) Земпер пишет о теории функционализма, рассматривает зависимость формообразования от изменения идей, материалов и техники их обработки. Форма каждой вещи имеет цель, ее функцией, материалом, из которого она сделана, характером технологии производства вещи, господствующими в обществе социально-политическими порядками.

Земпер - один из пионеров дизайна. Он был одним из первых кто определил в середине теорию о связи эстетики и техники. Его труды стали основой для формирования в проектной идеологии концепции рационализма, оказали большую роль в развитии промышленной культуры в Германии, Англии и других европейских странах, повлияли на становление педагогических концепций дизайна того времени.

Виолле де Люк также был близок к теории функциональной формы. В своей книге «Беседы об архитектуре» (I862-1863) он выступил против механического накладывания декора на функциональные элементы и конструкции. Виолле де Дюк боролся за правдивое выражение в форме свойств материала и функции объекта.

2.2. Теоретические воззрения Рескина

Джон Рескин - английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ. Свои взгляды на искусство он высказал в книгах "Современные живописцы", "Семь светочей архитектуры", "Камни Венеции", "Лекции об искусстве". По его мнению, предметная среда общества подчеркивает ее моральное состояние.

Оценку правдивости он выставил на одно из первых мест. Он вел образный и широкий разговор об художественном, обращая внимание, что искусство является комплексной творческой деятельностью. Рескин хорошо оценивал художественную нерасчлененность архитектуры, изобразительного искусства и материальной среды той эпохи. В 1853 г. выходит книга “Камни Венеции”. В главе, посвященной отличиям между ремеслом и искусством, Рескин первым выступил против промышленного разделения труда и “деградации рабочего станочника в машину”. В книге он писал: "Людей можно бить, заковывать в цепи, мучить, надевать на них ярмо, как на скотину, уничтожать, как летних мух, но все-таки в одном, в лучшем смысле, они остаются свободными. Убивать же их душу, вытесывая бесформенные, гниющие поленья из стволов их человеческого разума, обращать... плоть и кровь в простые ремни для связки машин - вот истинное рабовладение». Он характеризовал отличие между отвлеченным научным познанием и художественным постижением жизни: наука показывает отношение вещей и явлений между собой, а искусство ставит вещи в отношение к человеку. Рескин постоянно указывал на уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, бедственного роста новой материальной среды и гибель природы.


Рескин был против оправдания сопутствующих техники неудобств и лишений. Машина подвергалась критике, поскольку она вытеснила здоровое физическое упражнение и мастерство рук и глаза, необходимые для улучшения всякой работы. Рескин призывал обращаться к ремеслам. В возрождении ремесел Рескин верил найти альтернативу его фабричному производству, а также возможность увеличить эстетическую ценность обычных предметов быта.

2.3. Франц Рёло

Франц Рёло – инженер и теоретик, первый поставивший вопрос о форме машин. Всю свою жизнь он изучал машин. Главные его работы относились к исследованию кинематики машин. Рёло не был сторонником взглядов Рёскина и Морриса на роль технического прогресса и машины в жизни человека и не разделял развития техники от общего развития человеческой культуры. Он начал с того, что огласил возможность единой гармонии в развитии искусства и техники, которое было условием правильного развития общества. Рёло создал уникальную теорию, согласно которой все народы можно делить на две огромные группы (манганистические, изменяющие природу, христианские нации; натуристические, арабский мир). Манганистическое отношение к действительности создало промышленность и содействовало расцвету культуры. Процесс конструирования машин Рёло рассматривал как творческий, связанный с красотой, с вопросами формообразования. Специальная работа «О стиле в машиностроении» посвящена вопросу о форме машины. Рёло надеется, что в будущем обязательно возникнет учение о машинной форме, которое позволит в любом случае находить оптимальные находки. Рёло выражал мысль о зависимости формы от материала и способа обработки.

Машина может быть дополнением творческих способностей. Рёло впервые в истории дизайна связывает технику с культурой. Он стал сторонником того, что развитие техники не только не является угрозой для развития культуры, но она сама является носительницей культуры.

2.4. Братство прерафаэлистов

Следующий этап в развитии идей - создание “Братства прерафаэлитов”. В 1848 г. семь учеников Королевской Академии художеств в Лондоне создали “прерафаэлитское братство” с целью совершить революцию в английском искусстве. Это – скульптор Томас Вулнер, художники –Джеймс Коллинзон, Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти, Уильям Майкл Россетти, Фредерик Стефенс и Уильям Холман Хант. Название братства предполагало признание искусства предшественников Рафаэля и отрицание его. Прерафаэлитское движение началось с дружбы нескольких молодых людей, объединенных стремлением вырваться из душной атмосферы обывательского искусства времен королевы Виктории.


2.5. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремесел»

Уильям Моррис ухватил идеи Россетти и Рескина. Уильям Моррис был поэтом, писателем, публицистом, художником и декоратор-дизайнером, мастер-новатором прикладного искусства. Он был сторонником идей социализма и активным участником рабочего движения. Моррис утверждал свой тип комфортной среды, основанный на законах тихой рациональности, противопоставленной всему вычурному и нарочитому.

Область Морриса - критика технизированной среды, которая имела у него социальный характер. Он ставил задачу выявления интереса к творческому труду среди широких слоев населения, развивал врожденную нужду человека проявлять свой инстинкт красивого.

В 1861-62 гг. он организовал вместе с П. Маршалом, Ч. Фолкнером при участии Д. Рескина, художественно-промышленное общество "Моррис и К°", где в кустарных мастерских исполнялись по заказам оформление интерьеров, настенная роспись, изготовлялись мебель, ткани, обои, металлические изделия, витражи, шпалеры, вышивки и пр. Моррис смог в рамках созданной им компании предотвратить разделение между художником и ремесленником. Этой уникальностью он восхищал многосторонность художников-ремесленников стиля "ар нуво". Уильям Моррис делал попытки восстановить те методы, какими работали ремесленники в Средние века. Средневековые традиции были основными чертами в работах Морриса и его последователей. Самыми знаменитыми примерами мебели простых форм, выпускавшейся "Моррисом и Ко", стала серия "сас-секских" стульев.

Моррис вдохновил других художников и ремесленников на создание подобных групп. Образовалась единая группа Движение «Искусства и ремесла». Члены "Движения искусств и ремесел" смотрели в ностальгическое прошлое, доиндустриальную эпоху с ее простыми кирпичными и каменными сельскими жилищами, и вдохновлялись богатыми традициями английской архитектуры. Спроектированный в 1859 г. архитектором Ф.Уэббом собственный дом Морриса «Ред хауз», имел облик средневекового

жилища (Рис 6).

Моррис во многом выступил как последователь Рескина, позаимствовав его идеи развития художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения «соседства роскоши и нищеты». Моррис предлагал практическую программу создания нового стиля жизни, дал живую картину соединения высокоразвитой техники с ремесленным трудом как проявлением народного творчества. Художественная концепция была высказана Моррисом в 35 лекциях по вопросам искусства и литературы с 1877 по 1894 год.


Каждая эпоха и каждое поколение людей получают в наследство все богатство накопленной человечеством культуры, у них равные художественные возможности, способности к восприятию красоты и воплощению ее в продуктах своего труда. Каждый человек способен к пластическому творчеству. К художественно-творческому труду должны быть привлечены все люди.

Для Морриса важно все материальное окружение, без деления его на ценное и обыденное. Он обращался к вещам, которые создаются обыкновенными рабочими в процессе обычного труда.

Движение искусств и ремесёл стало одной из отправных точек для формирования стиля «модерн» и современного дизайна. Русский аналог движения - художественные содружества в Абрамцево и Талашкино.

Движение искусств и ремесёл - реакция на промышленную революцию. Моррис и другие прерафаэлиты, идеализируя средневековье, разделяли веру мыслителя Джона Рёскина в превосходство товаров ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. Массовое производство приводит к деградации. Предпочтение сначала отдавалось внешней простоте, лаконичности формы, растительным и анималистическим узорам. Позднее в декоративно-прикладное искусство стали вносить более абстрактные мотивы; использовались персонажи мифологии.

Вывод по 2 главе

В заключение нужно отметить, что Движение за обновление искусств и ремесел охватило многие регионы Европы. Идеи и цели были необходимостью. В разных странах развивались похожие процессы, исходящие от бунтарства против рутины и пошлости.

В период XIX в. в Англии появляются Моррисовские общества ремесленного, ручного дизайна. После они стали распространяться в Бельгии, Франции, Германии, Австрии, России. В материальных результатах их работы воплощались важные теории ручного дизайна – высокое качество, чувство материала, сочетание красоты и пользы. Благодаря художественной практики моррисовских мастерских и издательства иллюстрированных книг образовался стиль модерн.

Теоретики движения также делали попытки сделать искусство социально полезным. Необходимо было быть нужным обществу и достичь гармоничных отношений между производителем и потребителем. Это и объединяла ремесленников и художников Движения "Искусства и ремесла". Идеи движения, направленные на гармонизацию машинного общества, способствовали разработки нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса - дизайн.


Пришло осознание того, что машина тоже может делать вещи красиво и без ложных украшений, что сама технология производства диктует красоту изделиям, пришло гораздо позже.

Глава 3. Инженерные школы в России

3.1. Введение

Во второй половине XIX в. был заметен расцвет русской инженерной школы. В то время как происходил художественный упадок. Лучшие представители этой школы получали европейскую и мировую известность. Была сформирована стилистика русского авангарда - конструктивизм.

Машинизация промышленности в России сопровождалась упадком художественного производства в середине и во второй половине XIX века. Россия была одним из потенциальных лидеров промышленного прогресса.

3.2. XVIII в.

В начале XVIII в. в России было около 180 мануфактур. Началась подготовка отечественных инженерно-технических кадров (в Пушкарской, Артиллерийской, Навигационной школах и Морской академии).

1719 г. - в Санкт-Петербурге открылась для Кунсткамера (Рис 7) - первый естественно-научный музей. В 1725 г. Была построена Академия наук (Рис 8). Эта академия стала научным и учебным центром; она делала свои труды, была связана с государственными фабриками, заводами и верфями, способствовала проведению географических экспедиций.

3.3. XIX в.

Труды и учебники по механике были хорошо известны в России. От Парижской политехнической школы были взяты основные идеи и методики "прикладной механики". В 1810 году был построенный Петербургский институт корпуса инженеров путей сообщения, ставший аналогом Парижской политехнической школы (Рис 9).

До революции 1917 года институт выпустил свыше 5 тыс. высокообразованных специалистов. Они заложили основы русской инженерной школы. Развитию русской инженерной школы способствовали многочисленные отечественные научно-технические журналы, выходившие в России с 1825 года ("Горный журнал", "Журнал путей сообщения", "Журнал мануфактур и торговли", "Инженерные записки").

В 1866 год - создание Русского Технического общество (Рис 10), поставившее перед собой большие задачи влияния на промышленное и общекультурное развитие России. Общество участвовало в подготовке русских разделов на зарубежных выставках, специализированных выставок внутри страны, проводило конференции, выпускало книги. В начале 70-х годов в Петербурге открылся Музей прикладных знаний (Рис 11), а в Москве – Политехнический, где популяризировали успехи отечественной и мировой науки и техники, зачитывали публичные лекции, организовывали отдельные выставки машин и приборов. К концу XIX века в России открываются новые политехнические и коммерческие институты.