Файл: Организационный стресс и адаптация в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональный стресс – это состояние напряжения, которое возникает при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполнением высококлассной работой. На фоне профессионального стресса способен возникнуть синдром профессионального выгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, формирующийся из-за хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Понятия «профессиональный» и «организационный» стрессы пересекаются, однако целиком несхожи. В зарубежной литературе применяются понятия «стресс на работе» либо «трудовой стресс» без различий стрессоров, связанных с организационными проблемами и стрессорами со стороны профессиональной деятельности. Согласно суждению А. Б. Леоновой, система оценки профессионального стресса – более сложная, чем оценка стресса на работе[2]. К более сложному явлению относится профессиональный стресс, который возникает в ответ на трудности и специальные требования со стороны профессии. Профессиональный стресс определён также личными амбициями, субъективным образом профессионального развития и самореализации личности.

    1. . Процесс адаптации человека в организации

Адаптирование персонала в компании является важным звеном. Становясь сотрудником предприятия, новичку следует принять организационные условия: режим труда и отдыха, утверждения, указы, должностные инструкции, постановления.

Одной из проблем в организации является управление трудовой адаптацией. В процессе взаимодействия сотрудника и организации происходит их взаимное приспособление, базой которого является постепенное вступление сотрудника в новейшие высококлассные и социально-экономические условия труда. Важнейшими элементами приспособления сотрудника являются согласования самооценок и притязаний его возможностей. Адаптация сотрудника в организации предполагает собой ход его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности. Это процесс, который потребует взаимной активности и заинтересованности как от работника, так и от коллектива.

Начинающий сотрудник вступает в концепцию внутриорганизационных отношений, захватывая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствуют: требования, нормы, правила поведения, которые определяют социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчинённого, руководителя. Человек, который занимает любую из этих позиций, ждут соответствующего поведения. Поступая на работу в организацию, человек имеет определённые цели, потребности, нормы поведения. В согласовании с этим, сотрудник предъявляет определённый список требований к организации.


Состояния потребности личности выступают источником процесса её адаптации. Возникновение происходит при осуществлении взаимодействия личности со средой и различными видами деятельности. Дезадаптационные состояния физиологического и психологического характера можно считать состояниями потребности, а процесс адаптации - процессом реализации. Дезадаптация - это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологических или психофизиологических возможностей человека. Дезадаптация проявляется из-за временных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация выражается в разных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Прочные патологии психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах или отказе от деятельности.

Дезадаптационные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, состояние психического и физиологического дискомфорта. Это заставляет личность проявлять активность и вообще устранять эти состояния. Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением. Это определённый процесс и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению этой ситуации, к усилению трудностей и неприятных переживаний. Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, а патологическая характеризуется активностью личности в социальных ситуациях.

Дезадаптация связана с такими изменениями как: снижение удовлетворённости профессиональной деятельностью; снижение мотивации профессиональной деятельности; снижение толерантности; утрата смысла профессиональной деятельности; непринятие себя; непринятие окружающих людей; эмоциональный дискомфорт; стремление уйти от проблем; нарушения саморегуляции поведения.

Признаки адаптированности сотрудника состоят в следующем: проявления у нового сотрудника чувства ответственности и причастности к делам организации; чёткое выполнение обязанностей; проявление активности; установление дружеских отношений с коллективом; принятие правил компании.


Признаки дезадаптированности сотрудника состоят в следующем: незнание большинства процессов относительно занимаемой должности; низкие результаты в работе; снижение работоспособности; состояние стресса; конфликтность.

Вывод:

  1. Стресс – это напряжённое положение организма человека, которое способно являться физическим и психическим;
  2. Организационный стресс – это психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных обстоятельств деятельности;
  3. Причины организационного стресса заключаются в следующем: нарушение чувства комфорта; недостаток времени; трудные и незнакомые производственные задачи; конфликты; переутомление; монотонность; изменения в организации, которые влекут за собой увольнения, сокращения, изменение должностей;
  4. Профессиональный стресс – это состояние напряжения, которое возникает при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов;
  5. На фоне профессионального стресса может возникнуть синдром профессионального выгорания (профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведёт к эмоциональному истощению);
  6. Адаптация – это эффективное взаимодействие индивида с окружающей средой;
  7. Адаптация является важной частью в организации;
  8. Дезадаптация – это невозможность приспособиться к новой обстановке;
  9. Признаки адаптации: активность; инициативность в работе; принятие правил компании; результативность работы;
  10. Признаки дезадаптации: конфликтность; снижение работоспособности; низкие результаты в работе; состояние стресса.

ГЛАВА 2. Исследование связи адаптации новых сотрудников и уровня переживания организационного стресса.

2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения

Курсовая работа посвящена изучению организационного стресса и адаптации в организации.


Ход исследования (этапы):

  1. Выбор методик для изучения организационного стресса и адаптации в организации;
  2. Поиск испытуемых для выборки;
  3. Опрос испытуемых;
  4. Расчёт результатов;
  5. Выявление отличий.

В моём исследовании приняли участие 24 человека, они являются студентами 1 курса психологии. Девушек в моей выборке 17, а юношей 7. Возраст варьируется от 17 до 22 лет. Мною был выбран 1 курс психологии в связи с тем, что они являются новичками, и полностью адаптация у них ещё не произошла, а также будет интересно посмотреть за состоянием стресса в группе.

Исходя из своего исследования, я предположила две гипотезы:

  1. Стресс несёт большое влияние на процесс дезадаптации;
  2. Юноши проще адаптируются в организации, чем девушки.

Для исследования я выбрала 3 методики такие как:

1. Шкала организационного стресса (МакЛин в адаптации Н.Е. Водопьяновой);

2. Адаптированность студентов в ВУЗе (Т.Д.Дубовицкая и А.В. Крылов);

3. Оценка профессиональной дезадаптации (О.Н. Родина).

Шкала организационного стресса – бланковая методика, которая измеряет предрасположенность к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, правильно производить оценку ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и возобновления жизненных сил.

Адаптированность студентов в ВУЗе – бланковая методика, специализирована для исследования адаптированности студентов в ВУЗе и включает в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Обнаруживает первокурсников, переживающих в процессе адаптации к группе и к учебной деятельности. Поступление в ВУЗ и обучение в нём сопутствувется включением выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что является запускающим механизмом процесса адаптации. Благополучность адаптпации подразумевает актуальность возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различных трудностей, возникающих в процессе обучения.

Оценка профессиональной дезадаптации – бланковая методика, специализирована для оценки рабочего состояния сотрудников. Изменение профессиональной среды, взаимосвязанное с приходом нового руководителя, с приобретением новой профессии или вступлением в новую должность, сменой места работы, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека могут привести к серьезным изменениям в отношении человека к профессии и даже привести к профессиональной дезадаптации. Поэтому всё чаще психологи сталкиваются с необходимостью содействия адаптации сотрудников к изменившимся условиям труда.


    1. Результаты исследования и их интерпретация

Таблица № 1

Результаты по методике «Шкала организационного стресса»

Испытуемые

Шкала организационного стресса

Cпособность самопознания

Широта интересов

Принятие ценностей других

Гибкость поведения

Активность и продуктивность

Всего баллов

1

12

13

11

18

11

65

2

9

11

7

9

8

44

3

12

10

10

9

13

54

4

7

10

10

11

9

47

5

10

9

8

10

11

48

6

8

8

8

9

13

46

7

7

8

7

12

9

43

8

8

12

10

13

4

47

9

11

10

7

13

8

49

10

9

14

8

15

10

56

11

14

16

8

13

8

59

12

6

8

8

11

9

42

13

11

8

10

10

10

49

14

10

8

6

12

10

46

15

10

8

9

16

11

54

16

8

10

5

13

6

42

17

4

8

4

10

7

33

18

11

11

9

14

14

59

19

12

14

5

9

11

51

20

6

5

5

10

12

38

21

11

13

8

13

12

57

22

8

10

7

8

9

42

23

8

10

7

10

8

43

24

10

11

12

10

12

55