Файл: Организационный стресс и адаптация в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь представлены результаты по методике «Шкала организационного стресса». Разобраны пункты в целом и общая сумма баллов. В этой методике существует три типа поведения: поведение типа А; поведение типа В; поведение типа АВ. Автор утверждает, чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше толерантность, а чем он больше, тем больше предрасположенность к переживанию дистресса и различным стресс-синдромам, соответственно к риску профессионального выгорания и коронарных заболеваний.

Общий показатель организационного стресса и риск сердечно-сосудистых заболеваний:

  • больше 50 баллов – поведение типа А;
  • 49–40 баллов – поведение типа AB;
  • меньше 39 баллов – поведение типа B.

По таблице мы видим, что 9 испытуемых имеют поведение типа А, 2 испытуемых поведение типа В и 13 испытуемых поведение типа АВ.

Испытуемый под номером 1 (девушка) имеет самый высокий показатель, и принадлежит типу поведения А. Это значит, что она расположена к стрессам, часто переживает, стресс на неё сильно влияет, ей сложно сориентироваться на решение задач при таком состоянии.

Испытуемый под номером 17 (юноша) набрал самый низкий показатель по этой методике. Он принадлежит типу поведения В. Следовательно, это обеспечивает гармоничное отношение, он спокойно переносит напряжение, не испытывает чувства паники в каких-либо ситуациях, он объективно смотрит на вещи и ищет пути решения, так же легко может удержаться в коллективе, находит общий язык с группой.

В целом группа принадлежит смешанному типу поведения АВ. Это средний результат. Из этого следует то, что они не всегда смогут удержаться в стрессовой обстановке, найти пути решения в таком состоянии, удержаться в коллективе, найти с ним общий язык, иметь интерес к работе.

Таблица № 2

Результаты по методике «Адаптированность студентов в

ВУЗе»

Испытуемые

Адаптированность студентов в ВУЗе

 

К группе

К учёбе

1

11

7

2

13

12

3

15

11

4

10

10

5

15

11

6

14

14

7

15

13

8

14

16

9

12

14

10

12

13

11

4

0

12

12

7

13

14

8

14

11

10

15

11

11

16

15

10

17

11

8

18

7

8

19

15

12

20

14

12

21

14

7

22

13

13

23

13

15

24

14

8


Здесь представлены результаты по методике «Адаптированность студентов в ВУЗе». Методика имеет два показателя: адаптированность к учёбе; адаптированность к группе. Автор утверждает, что высокие показатели по шкале "Адаптированности в учебной группе"  говорят о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, быстро находят общий язык с однокурсниками, соблюдают принятые нормы и правила в группе. Если понадобиться помощь, то студент сможет, запросто обратиться к своим однокурсникам и не будет испытывать никакого стеснения. Способен проявлять активность, отлично проявляет себя в командной работе и берёт на себя инициативу.

Низкие баллы по этой же шкале свидетельствуют о том, что студентам трудно общаться с группой, трудно находиться в этой группе. Студент держится в стороне, он сам по себе, малоактивен. Не придерживается норм и правил в группе. Ему трудно обращаться за помощью.

 Высокие показатели по шкале «Адаптированность к учебной деятельности» свидетельствует о том, что студентам легко учиться, они быстро схватывают учебный материал, в срок выполняют домашние работы. При необходимости без всяких трудностей обратиться к преподавателю за помощью. Свободно выражает свои мысли, активен на занятиях.

Низкие показатели по этой же шкале говорят о том, что студентам трудно осваивать учебный материал, в срок домашняя работа не выполняется из-за того, что лень, из-за того, что нет понимания к пройденному материалу. Он испытывает трудности в выступлении и в выражении своих мыслей. Если надо обратиться к преподавателю, то студент этого не сможет сделать. Он нуждается в дополнительных занятиях, отсутствует индивидуальность.

В целом у группы низкий показатель адаптации. Это связанно с тем, что они ещё не успели полностью адаптироваться, а кому-то вовсе сложно это сделать и понадобиться большой срок для этого. Есть испытуемые, которые отличились показателям. Испытуемые под номером 1, 12, 13, 17, 21 и 24 имеют достаточно низкие показатели по адаптации к учёбе. Есть вероятность того, что некоторые студенты не имею никакого желания учиться или им не нравиться. Студенты некомфортно себя чувствуют, есть те, кто сам по себе, у них не очень хорошая успеваемость, они малоактивны и в тоже время в срок не сдают домашние задания, учебный материал плохо усваивается.

Есть такие испытуемые, у которых оба пункта с низкими показателями и даже очень низкими, это номером 11 и 18. У номера 11 достаточно низкие показатели, в группе он себя чувствует некомфортно, боится обратиться за помощью к одногруппникам, чувствует напряжение, и испытывает желание «поскорее уйти домой». Складывается впечатление, что к учёбе он вообще не готов и это не его, найти общий язык не может не то что с группой, но даже и с преподавателями. Не активен, усваивается материал плохо, трудно даются изъяснения своих мыслей.


У испытуемого под номером 18 тоже низкие показатели, но лучше, чем у испытуемого под номером 11. Он пытается находить общий язык с группой, но в большей степени он сам по себе. Иногда может попросить о помощи. Малоактивен, трудно выражает свои мысли. В группе пока полностью не адаптирован, чувствует некий дискомфорт.

Таблица № 3

Результаты по методике «Оценка профессиональной дезадаптации»

Здесь представлены результаты по методике «Оценка профессиональной дезадаптации». Разобраны пункты в целом и общий балл. Автор утверждает, что степень выраженности дезадаптации определяется количеством набранных баллов:

  • 96 баллов и более – это высокий уровень дезадаптации, который требует принятия мер, которые нельзя откладывать (психологические и медицинские);
  • От 65 до 95 баллов – выраженный уровень дезадаптации, который требует обязательного вмешательства специалистов, смены профессии или проведения программы по реадаптации (Реадаптация - комплекс мероприятий, направленный на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды);
  • От 32 до 64 баллов – умеренный уровень дезадаптации, который требует оказания помощи специалистов по проведению реадаптации;
  • До 32 баллов – низкий уровень дезадаптации, для этого случая полезно проведение консультативной работы специалистов.

В среднем у группы умеренный уровень дезадаптации либо низкий. Но есть два испытуемых, которые отличились, это номер 17 (юноша) и номер 21 (девушка).

У номера 17 низкий уровень дезадаптации, следовательно он не испытывает равнодушия к обучению, самостоятельная работа его не затрудняет, чувствует себя хорошо, домашние работы выполняет регулярно, в контроле не нуждается, легко находит общий язык. Но консультацию специалиста будет полезно получить.

У номера 21 высокий уровень дезадаптации. Человек чувствует напряжение находясь в группе, плохо усваивается учебная программа, домашние задания выполняются не регулярно. Даже бывает жалуется на самочувствие. Испытывает равнодушие к учёбе. В этом случае помощь откладывать нельзя, надо обращаться к специалисту, чтобы снизить уровень дезадаптации.

Таблицы № 4

Результаты корреляции

Для подтверждения моих гипотез, я сделала корреляционный подсчёт некоторых данных, это организационный стресс и дезадаптация и адаптация девушек и юношей.


Первая гипотеза звучит как: стресс несёт большое влияние на процесс дезадаптации. Итак, мы видим, что поведение типа А, сказывается на дезадаптации в большей степени, чем поведение типа В. Поведение типа А, является высоким показателем к расположению организационного стресса, связи с этим находясь в напряжении, человек будет постепенно идти к дезадаптации. Поведение типа В не сильно влияет на дезадаптацию. Последний тип поведения АВ отрицательно сказывается на последующей дезадаптации сотрудника. Тип АВ это некая середина, которая рано или поздно приведёт к дезадаптации. Но в этом типе есть шанс не допустить такой вариант, можно решить это пройдя реадаптацию.

В связи с этим, первая гипотеза подтверждается.

Вторая гипотеза звучит как: юноши проще адаптируются в организации, чем девушки. Итак, по результатам видно, что девушки лучше адаптируются в организации, чем юноши, но и результат юношей не плох. Люди по своему характеру бывают разные, девушки более скромные, юноши более раскрепощённые. Но гипотеза доказывает обратное. В соответствии с этим, девушкам проще найти общий язык, проще образовать компанию, проще найти между собой общие интересы и подружиться.

Вторая гипотеза не подтвердилась.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена связь организационного стресса и адаптации в организации. Так же было проведено исследование, для подтверждения гипотез:

  1. Стресс несёт большое влияние на процесс дезадаптации;
  2. Юноши проще адаптируются в организации, чем девушки.

На основании корреляционного анализа первая гипотеза подтвердилась, а вторая нет.

Под понятием «организационный стресс» подразумевается стресс, который образуется в рамках компании. Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными факторами трёх уровней: первый - индивидуальные характеристики персонала; второй - групповое взаимодействие; третий - организационная среда. Организационный стресс выражается в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на определённую организационно-производственную ситуацию.

Для того, чтобы избежать отрицательное воздействие стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного сотрудника. Чтобы эта борьба со стрессом была действенной, необходимо выявить причины этого стресса, устранить их и создать комфортные условия, добавить необходимую физическую нагрузку, потому что активность – это одна из единственных возможностей покончить со стрессом. Кроме того, необходимо делать анализ своей реакции на определённые стрессовые ситуации и работать над этим. В случае если имеется стремление, но нет времени можно воспользоваться самовнушением, думать о хорошем.


В курсовой работе мною был затронут термин «профессиональный стресс». Это напряжённое состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов. Профессиональный стресс может привести к синдрому профессионального выгорания.

Определение слова «адаптация» означает приспособление, которое имеет свойство к изменению внешним и внутренним условиям. В своём исследовании я анализировала адаптацию первокурсников. Трудности приспособления студентов первого курса стремительно изучаются многими исследователями. Научные работники, которые функционируют над данной проблемой, приходят к выводу о необходимости специальной психолого-педагогической, а иногда и медико-психологической помощи.

Основная проблема приспособления первокурсников - это проблема перехода от школьного состояния к состоянию, когда правила и нормы существуют, но они неизвестны и контроль за тем, соблюдаешь ли ты эти правила, не систематический, и наказание может наступить неожиданно. Поэтому первокурсникам нужна помощь. Эта помощь должна осуществляться в нескольких направлениях:

  • Во-первых, это информирование первокурсников о правах и обязанностях. Студенты первого курса должны почувствовать, что они под контролем и, что их уважают, ценят;
  • Во-вторых, социологическая часть, провести опрос первого курса. Они будут связаны с реализацией ожиданий и проблемами студентов первого курса;
  • В-третьих, этап психологической работы. Необходимо помочь преодолеть конфликты внутри групп. Для этого надо провести психологический тренинг «Как научиться жить в группе». Разработаны множество методик для адаптации студентов к ВУЗу, которые были разработаны еще для адаптации школьников к школе. Но их эффективно применяют педагогики в вузах.

Дезадаптация - нарушение способности приспособления организмов к условиям существования. Плохие взаимоотношения со сверстниками в группе, переживания собственного отторжения от группы может быть причиной осложнений в развитии личности. Состояние психологического изолирования отрицательно влияет на формирование личности и эффективность её деятельности и обучения.

Таким образом, стресс непосредственно связан с адаптацией. В случае если имеются серьёзные нарушения согласно данным признакам, в таком случае не стоит откладывать помощь, надо обратиться к специалисту и решать эту проблему. Либо стремиться предотвращать это самим.