Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития (Понятие и сущность малых предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим, каким образом происходит распределение отраслей, в которых работают малые предприятия на территории Российской Федерации. Как видно из статистики, по итогам прошедшего 2019 г. практически четверть всех представителей малого бизнеса была занята в оптовой торговле, 15 % из них были заняты в строительстве, а 11 % в розничной торговле. Десятая часть малых предприятий в отчетном году осуществляла транспортные услуги, остальные же виды деятельности исследуемых субъектов бизнеса составляли менее 8 %. Следует также отметить, что в различных регионах интересы малых предприятий отличаются. Так, например, в курортных населенных пунктах Краснодарского края значительный удельный вес малых предприятий приходится на предприятия общественного питания, так как данные территории изобилуют множеством кафе и ресторанов.

Настроение владельцев малого бизнеса в последние годы является пессимистичным, они прогнозируют снижение эффективности бизнеса, особенно это касается таких отраслей как розничная торговля и строительство. При этом необходимо отметить, что у представителей малого бизнеса, осуществляющих разработку компьютерного программного обеспечения более благоприятные перспективы. Это обусловлено популярностью IT-технологий, их востребованностью в различных сферах жизни.

Что же угрожает малому бизнесу в России на сегодняшний день, чего больше всего боятся владельцы малых предприятий? Среди данных угроз можно выделить снижение покупательской способности населения. В настоящее время снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы граждан направляются в первую очередь на приобретение товаров первой необходимости, а именно на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом стало не только неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом. Снижение покупательской способности населения привело к тому, что все больше малых предприятий по итогам финансового года отмечают снижение числа клиентов, уменьшение средней суммы чека, и как следствие, снижение показателей прибыли.


В связи с этим, первоочередной задачей для владельцев малого бизнеса является сохранение клиентской базы. С этой целью предприниматели готовы менять ценообразование и форматы торговли с учетом современных технологий и вновь формирующихся запросов потребителей, повышать качество товаров и сервиса, расширять перечень товаров, работ и услуг.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий:

- внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах;

- способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.

В большей степени эти факторы воздействуют на развитие субъектов малого бизнеса, которые наиболее чувствительны к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которых личные черты конкретного руководителя во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Стоит также выделить несколько мер, которые в перспективе будут способствовать развитию малого бизнеса в России:

- снижение налоговой нагрузки на субъектов малого бизнеса;

- рост потребительского спроса;

- смягчение банковской политики по кредитованию субъектов малого бизнеса;

- поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий, включая содействие развитию их торговых, производственных, научно-технических и информационных связей с зарубежными государствами;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

- установление упрощенного порядка лицензирования деятельности малых предприятий, сертификации их продукции.

Очевидно, что малый бизнес является важной составляющей рыночной экономики, без которой нельзя представить эффективное развитие государства. От него зависит развитие конкурентной среды в экономике, предложение высококачественных услуг, создание необходимых рабочих мест, внедрение инноваций в производства. Поэтому для обеспечения устойчивого финансового роста, в первую очередь необходимо создавать благоприятные условия для малого бизнеса, как более гибкого, инициативного сектора экономики любого государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Понятие «малое предпринимательство» чрезвычайно широкое и вместительное. В нем переплетается совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений. Складывалось это понятие на протяжении долгого времени и постоянно изменялось под воздействием базисных и надстроенных институтов, а также психологии общества.
  2. Среди особенностей малого предпринимательства выделяются:

- Особенности производственного процесса: узкая специализация, ограниченность масштабов используемых средств производства и технологий, упрощенность системы сбыта;

- Специфическая система менеджмента: особое значение роли руководителя, его непосредственная вовлеченность во все функциональные области, отсутствие громоздких управленческих систем, оперативность в принятии решений;

- Особенности персонала: личные отношения «руководитель-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности;

- Финансовые особенности: небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов, зачастую источником финансов являются родственники или друзья (реже – банк), низкая капитализация, высокая скорость оборачиваемости капитала;

- Особенности продукции: высокая восприимчивость к инновациям, гибкость;

- Особенности внешнего характера: локальность ресурсных рынков сбыта, личный характер взаимоотношений предпринимателя с потребителем, высокая чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры и политической ситуации, ограниченность источников финансирования, высокая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства;

  1. Малое предпринимательство составляет базу мелкотоварного производства, определяет темпы экономического прогресса, структуру и качественные характеристики ВВП, реализовывает структурное изменение экономики, довольно быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, гарантирует изобилие рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, осуществление инноваций, дополнительные рабочие места, создает новый социальный слой предпринимателей-собственников, содействует ослаблению монополизма. Также малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции.
  2. Развитие малого предпринимательства имеет множество важных преимуществ:

– увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

– рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

– создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

– трудоустройство работников, особенно представителей социально уязвимых групп населения;

– подготовка кадров за счёт использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

– разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

– косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путём освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно перспективными;

– ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

– мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

– улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

  1. Основными проблемами малого предпринимательства на сегодняшний день являются:

- Снижение покупательской способности, что связано с низкими зарплатами, уменьшением покупательской способности рубля и высокой закредитованностью.

- Высокая налоговая нагрузка, которая продолжает расти с 2017 года. При этом с введением упрощённой системы налогового режима уплаты единого налога на вменённый налог (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес окончательно сократилась. Таким образом, многие индивидуальные предприниматели перешли на указанные специальные режимы налогообложения. Разумеется, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки, но в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощённую систему налогообложения, не предусматриваются.

- Недостаток финансовых ресурсов, причём не только собственных, но и заёмных. Поскольку начинающему предпринимателю достаточно тяжело получить кредит, большая часть собственников не пользуется заемными или кредитными средствами. Следствием этого являются высокие риски, связанные с кредитованием небольших предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одни и те же для больших и малых ссуд.

- Административные барьеры. Существует значительное число проверок предприятий со стороны органов надзора и контроля, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований во всевозможных инстанциях.


Таким образом можно сделать вывод, что одним из важнейших направлений государственной политики, направленной на развитие малого бизнеса, должно стать совершенствование практики межведомственного взаимодействия по усилению мер развития и поддержки малого предпринимательства со стороны соответствующих структур власти субъектов федерации и муниципалитетов, органов содействия занятости, комитетов по управлению имуществом, органов, ответственных за решение социально-экономических проблем населения (молодежи, инвалидов, женщин, бывших военнослужащих и т. д.).

И в заключение хотелось бы ещё раз отметить, что малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы. Оно имеет большое значение для формирования и развития структуры экономики. При этом, несомненно, малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях и неперспективным в других.

Так же очевидно, что малое предпринимательство оказывает большое влияние на экономику, создает такие экономические условия, без которых просто немыслима высокая эффективность рынка. По степени развитости малого бизнеса судят о гибкости экономики страны. В нашей стране доля малого бизнеса, как уже было сказано, невелика, около 20%, тогда как в развитых странах этот показатель в среднем находится на уровне 60%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об обществах с ограниченной ответственностью".
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об акционерных обществах".
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  5. Арзуманова Т.И. Экономика организации: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К, 2018. – 237 с.
  6. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 370 с.
  7. Забелина Е.А. Экономика организации: учебное пособие: [12+] / Е.А. Забелина. – Минск: РИПО, 2016. – 270 с.
  8. Шаркова А.В. Экономика организации: практикум / А.В. Шаркова, Л.Г. Ахметшина. – М.: Дашков и К, 2018. – 120 с.
  9. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2016. – 407 с.
  10. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Гражданкина Е.В. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 96с.
  11. Давыдова А.А., Конева А.А. Малое предпринимательство: сущность и функции / Давыдова А.А., Конева А.А. – Вологда: Электронный научно-экономический журнал «Стратегии бизнеса», 2020. – 330-336 с.
  12. Плеслов А.А. Факторы и возможности развития малого предпринимательства / Плеслов А.А. – Новосибирск, 2018. – 507-517 с.
  13. Хамидулина Е.А., Гулин Г.А. Проблемы малого предпринимательства / Хамидулина Е.А., Гулин Г.А. – М.: Научный журнал «Экономические и социальные перемены в регионе», 2003. – 37-46 с.
  14. Петров Д.В., Хорольская Т.Е. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития / Петров Д.В., Хорольская Т.Е. – Краснодар: Международный журнал, 2020. – 215-219 с.
  15. Зубова О.Г., Жаркова С.Л. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / Зубова О.Г., Жаркова С.Л. – М.: Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования» №3/2020, 2020. – 86-94 с.
  16. Тангиева А.Б. Статистический анализ основных показателей деятельности малых предприятий – 2 с.