Файл: Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития (Понятие и сущность малых предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется проблемами развития малых предприятий в России на сегодняшний день, что негативно сказывается на экономической ситуации в стране.

Поскольку рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства, с переходом России «к рыночным отношениям», с каждым годом в предпринимательскую деятельность вовлекается всё большее количество людей.

Одним из видов предпринимательской деятельности является малый бизнес. На начальном периоде своего становления, малое предпринимательство занимало незначительное место в общественном сознании. На сегодняшний же день в России оно не просто занимает ниши, невыгодные для крупных предприятий, а представляет собой стремительно развивающийся, перспективный сектор экономики, играя очень важную роль в развитии всего государства и являясь «мотором» для развития любой цивилизации.

В экономике развитых стран малые предприятия так же занимают значительное место. На их опыте можно убедиться, что наличие в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора просто необходимо. Развитие этого сектора экономики решает множество актуальных современных проблем, таких как: создание дополнительных рабочих мест, обеспечение рынка товарами более высокого качества. А также, влияет на экономический рост и ускоряет научно-технический прогресс.

Предметом исследования для данной курсовой работы являются основные тенденции малого предпринимательства в России.

Объектом исследования: малое предпринимательство.

Цель данной работы — изучение сущности малого предпринимательства в целом, его плюсов и минусов, его роли и места в экономике России, а также путей его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить сущность, виды и формы малого предприятия;

— выявить достоинства и проблемы малого предпринимательства;

— проанализировать роль малого предпринимательства в российской экономике;

— рассмотреть перспективы развития малого предпринимательства в России.

Источники информации: учебно-методическая литература по малому предпринимательству, статьи в экономических журналах, законы.

Малые предприятия на современном этапе


Понятие и сущность малых предприятий

Следует отметить, что существующий и часто используемый термин «малое предпринимательство» так же часто заменяют понятием «малый бизнес», так как на сегодняшний день серьезного разграничения этих понятий нет. Однако понятие «малое предпринимательство», на мой взгляд, является более емким, так как подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является получение и максимизация прибыли за счет производства и продажи товаров, а также выполнение работ и оказание услуг, с обязательным соблюдением норм законодательства. При этом такая деятельность, безусловно, связана с риском, и для своей успешности должна быть основана на использовании инноваций.

Общие вопросы деятельности малых предприятий регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.10.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нём раскрывается смысл понятия «субъекты малого (и среднего) предпринимательства»: ими являются «хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

Так же данный закон устанавливает критерии малых и средних предприятий, регулирует вопросы налогообложения, государственной поддержки малого бизнеса и национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 Федерального закона № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Под такими субъектами понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале.


Так же, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна быть больше, чем 100 человек – для малых предприятий и не более 15 человек – для микропредприятий.

Кроме того, есть ограничение на уровень дохода: сумма дохода, полученная организацией по итогам отчетного года, не должна превышать 800.000.000 руб. Данная сумма рассчитывается на основании выбранной системы налогообложения и подтверждается показателями, отраженными в налоговой декларации.

Малое предпринимательство – это, с одной стороны достаточно специфический сектор экономики, создающий материальные блага при максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан. Весьма красноречиво о распространенности и значении малых предприятий говорит то, что в целом по стране на 80 человек приходится одно малое предприятие — юридическое лицо.

Зачастую, малый бизнес рассматривается как основной инновационный потенциал экономики страны, поскольку он представляет собой разветвленную сеть предприятий и организаций, которые напрямую связанны с массовым потреблением товаров и услуг. Сами собственники малого бизнеса так же являются одновременно и производителями, и потребителями. Подобная сеть быстро адаптируется к постоянно изменяющимся требованиям рынка, а также имеет способность к созданию и использованию технических и организационных нововведений.

Органично связанный с крупным бизнесом, малый бизнес является «двигателем прогресса» для экономики страны.

Особенности и виды малых предприятий

Отличительными особенностями субъектов малого предпринимательства являются:

  1. упрощенная регистрация субъекта хозяйствования: короткие сроки создания, позволяющие быстрее освоить проектные мощности;
  2. льготные условия для старта: для создания и функционирования предприятия необходимы минимальные ресурсы (в том числе размер собственного капитала);
  3. за счёт этого, капиталовложения быстрее окупаются;
  4. малым предприятиям доступны льготы по налогообложению;
  5. упрощенная бухгалтерская и статистическая отчетность: позволяет упростить управление предприятием, за счёт отсутствия элементов бюрократизма (свойственных крупному бизнесу);
  6. малые предприятия имеют так же упрощенную организационную структуру благодаря небольшой численности сотрудников;
  7. при небольшой численности повышается мотивация работников, так как они яснее видят зависимость между качеством своего труда, результатами хозяйственной деятельности и материальным благополучием;
  8. устанавливается так же прямой контакт с потребителем, за счёт которого предприятие способно быстрее реагировать на спрос;
  9. малый бизнес более гибок и мобилен, что так же определяет возможность его быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка;
  10. благодаря гибкости и мобильности появляется возможность идти на риск для развития предприятия.

Самые распространенные виды малых предприятий:

— Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество), в соответствии с Федеральным законом №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью» признается «созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале».

— Акционерное общество (АО).

Акционерным обществом (далее - общество) в соответствии с Федеральным законом №208-ФЗ "Об акционерных обществах" признается «коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.»

Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции выпускаются в ограниченном количестве и могут принадлежать только учредителям. Имеется и ограничение по количеству акционеров: их может быть не более 50.

— Индивидуальные предприниматели (ИП).

Индивидуальным предпринимателем (ИП), в соответствие со ст. 23 Гражданского кодекса РФ признается «гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 1 данной статьи)».

К малым предприятиям так же могут быть отнесены хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таким образом, становится очевидно, что малые предприятия занимают определенную сферу деятельности, в которой редко фигурирует крупный бизнес.

Функции, цели и задачи малого предпринимательства

Можно выделить 4 основные функции малого предпринимательства:

• Ресурсная

• Организационная

• Творческая

• Социальная

Ресурсная функция гарантирует полезное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов, а также их преумножение. Малый бизнес содействует экономии и пропорциональному использованию ресурсов.


Организационная функция заключается в развитии конкурентной среды, что побуждает хозяйственную инициативу и насыщает рынок товарами и услугами высокого качества.

Творческая функция обеспечивает научно-технический процесс, развитие таких отраслей, как кибернетика и информатика, что позволяет вовлекать в деятельность предприятия идейных специалистов.

Социальная функция гарантирует решение проблемы занятости населения за счёт формирование новых рабочих мест, поглощает излишнюю рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является базой развития среднего класса.

И так, малое предпринимательство выполняет особую функцию в народном хозяйстве, а именно:

- корректирует экономическую систему;

- поддерживает социально-политическую стабильность общества за счет обеспечения собственного благосостояния участников и достижения пользы для общества в целом.

Основными целями малого предпринимательства можно считать:

‒ инновационный рост и инновационное развитие отраслей, регионов и страны в целом;

‒ повышение уровня и качества жизни населения регионов и страны в целом;

‒ формирование и устойчивое поступательное развитие инновационной экономики государства в целом.

Для достижения этих целей необходимо сформировать и обеспечить приоритетные направления развития малого предпринимательства, а также разработать комплексную модель социально-экономического функционирования малого предпринимательства как одного из основных элементов инновационного производственного механизма. Согласно выделенным целям, малое предпринимательство призвано решить следующие задачи:

‒ выявить факторы инновационного роста малого предпринимательства и определить силу влияния каждого фактора;

‒ определить факторы, которые влияют на повышение уровня и качества жизни населения;

‒ сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства.

Основные тенденции малого предпринимательства в России

Преимущества и недостатки малого бизнеса

Многие особенности малых предприятий в то же время являются их преимуществами перед крупным бизнесом. Рассмотрим подробнее основные плюсы МП:

  1. Во-первых, низкие стартовые затраты: зачастую, на открытие хватает либо личных сбережений, либо поддержки родственников или друзей. Имея даже небольшой стартовый капитал есть все шансы начать небольшой, но успешный бизнес.
  2. За счёт меньших капиталовложений у малых предприятий меньшие сроки строительства и небольшие размеры, что даёт возможность быстрее внедрять новые технологии и автоматизацию производства.
  3. Высокий контроль над предприятием: владелец малой фирмы может применять единовластные решения в управлении, не тратя времени на лишнюю бюрократию. Это обеспечивает оперативность в принятии решений и повышает производительность.
  4. За счёт отсутствия лишнего бюрократического аппарата, уменьшаются издержки управления, что позволяет быстрее реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе даёт возможность резко сменить вид деятельности. Ведь большие размеры повышают степень формализации предприятия и понижают способность к организационным изменениям.
  5. Мобильность и гибкость: малый бизнес способен легче подстроиться под требования рынка, (так как необходимые корректировки производятся достаточно быстро). Например, в случае непредвиденных обстоятельств сменить местоположение небольшого магазина значительно легче, чем переносить целый промышленный комплекс.
  6. Малый бизнес больше ориентируется на конечного потребителя, чем крупные фирмы. Поскольку малое предприятие лучше знает уровень спроса на локальных рынках, оно, соответственно, лучше приспособлено удовлетворять такой спрос.
  7. У малых предприятий более высокая оборачиваемость капитала.
  8. Работники малого предпринимательства имеют более высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи и проявить способности.
  9. Малый бизнес так же дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
  10. Инновационный потенциал: мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, вполне готовые к риску, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации.