Файл: Преимущества и недостатки рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Современный мир невозможно представить без информационных технологий, которые изменили и облегчили различные сферы, открыли новые рыночные возможности. Появление новых цифровых инфраструктур, развитие компьютерных технологий и цифровых коммуникаций создает новые возможности в области информационных технологий, их внедрение в социально-политическую и экономическую жизнь общества, формирует новую систему международной экономики - цифровую. Цифровая экономика основана на производстве электронных товаров и услуг высокотехнологичными бизнес-структурами и внедрении этих продуктов посредством электронной коммерции.

Цифровая экономика - это деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах позволяет повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, технологиях, оборудовании, хранении, продаже, доставка и потребление товаров и услуг.

Экономические отношения и законы являются предметом цифровой экономики. Отношения формируются в процессе производства, обмена, распространения и потребления научно-технической информации с помощью цифровых информационных технологий, и развитие этих процессов регулируется экономическими законами.

Актуальность обусловлена ​​технологическими изменениями, которые вносят новые характеристики как в мировую экономическую систему, так и в экономику отдельных рынков и предприятий. Цифровые технологии привели к революции в бизнесе. Новая цифровая экономика основана на принципиально иных правилах, чем традиционная экономика. Хозяйствующие субъекты вынуждены работать в условиях постоянно меняющейся среды выживания, а развитие в таких условиях предполагает постоянную адаптацию бизнеса к динамично меняющейся среде на стратегическом и тактическом уровне

Проблемы управления устойчивостью исследовались и основательно описаны в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как И. Ансофф, В. Василенко, В. Геец, В. Герасимчук, Г. Киндрацкая, П. Кливець, А. Ковтун, М. Корецкий, А. Кузьмин, Н. Лепа, Б. Мизюк, Г. Минцберг, А. Мищенко, В. Момот, В. Луцков, А. Наливайко, В. Пономаренко, Ж. Поплавская, М. Портер, А. Дж. Стрикленд, Т. Ткаченко, А. Томсон, С. Шершнева, Н. Чухрай, Е. Ястремская. Авторами исследованы особенности стратегического управления, управления устойчивостью и тому подобное.


Глава 1. Эволюция экономических систем и понятие информационной экономики

Роль информации в экономическом развитии общества

Бизнес играет особую роль в механизме устойчивого экономического развития, так как он обеспечивает не только реализацию инновационного потенциала, а также создание децентрализованных рабочих мест, дополнительные поступления в бюджеты разных уровней. Периоды экономической нестабильности для малого бизнеса на местном уровне являются большой проблемой, потому что в отличие от крупных сетевые структуры малого бизнеса не способны диверсифицировать риски из-за эффекта масштаба. Малые предприятия на сегодняшний день наиболее уязвимые участники экономической системы. Малые предприятия закрываются значительно больше, чем новые, о чем свидетельствует низкая доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП России - менее 20%.

Среди сложных барьеров, с которыми сталкивается малый бизнес, отметим:

  • строгое ограничение финансовых ресурсов, в том числе высокие процентные ставки по банковским кредитам
  • региональные особенности спроса, а именно ситуация, когда предприниматели не учитывают уникальные свойства местного рынка
  • высокие трансакционные издержки, что характерно для небольших производственных компаний
  • отсутствие стратегического планирования и учета влияния рыночных изменений.

Несмотря на агрессивную внешнюю среду, у малого бизнеса есть ряд качеств, которые гарантируют ему преимущества по сравнению с основными игроками на рынке:

  • быстрое принятие решений
  • организационная гибкость
  • минимальные начальные инвестиции.

Многочисленные исследования подтверждают, что развитие малого бизнеса коррелирует с особенностями социально-экономического локального экономического района. Таким образом, демографическое, социальное, государственное регулирование и поддержка, а также наличие ресурсов в регионе оказывают существенное влияние на определение региональной специфики бизнеса.


Однако макроэкономические изменения вносят более серьезные коррективы в деятельность малого бизнеса.

В декабре 2016 года в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (далее - Российская Федерация), преобладающим вектором развития экономической системы обозначен переход к цифровой экономике» [8]. Кроме того, в Указе Президента Российской Федерации, подписано 1 декабря 2016 года «О стратегии научно-технического развития Российской Федерации», цифровые технологии играют ключевую роль в инновационно-технологическом развитии государства [10].

Программа перехода к цифровой экономике носит долгосрочный характер и предполагает поэтапную реализацию. В частности, до 2019 года задача состоит в том, чтобы создать организационные, законодательные и финансовые механизмы для подготовки страны к полностью цифровой, инновационной экономике [13]. Следующие этапы предполагают широкое, полномасштабное внедрение цифровой экономики, которое заключается в использовании, в том числе в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства Российской Федерации, цифровых технологий интеллектуального производства, роботизированных систем, а также коммерциализация и экспорт новых научных разработок [15].

Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года определяет термин «цифровая экономика» следующим образом:

Цифровая (электронная) экономика представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих благодаря использованию электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий для анализа больших объемов данных и прогнозирования с целью оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономическое развитие государств.

Целью национальной программы развития цифровой экономики является создание в России благоприятных организационных и нормативных условий для эффективного развития институтов цифровой экономики с участием государства, национального бизнес-сообщества и гражданского общества, а также обеспечить быстрый рост национальной экономики за счет качественного изменения структуры и системы управления национальными экономическими активами, достижения эффекта «российского экономического чуда» в условиях глобальной цифровой экосистемы [14].

Основными задачами программы являются обеспечение технологического лидерства страны в контексте формирования глобального цифрового пространства; формирование качественно новой структуры экономических активов, соответствующих экономическим приоритетам цифровой экономики; формирование подходов к организации обрабатывающих отраслей, торговли, услуг с учетом достижений цифровой экономики и эффективных в условиях формирования и развития глобального цифрового пространства; формирование принципов эффективного управления сложившимися и совершенствование управления существующими экономическими активами (ресурсами) и некоторые другие.


Особый интерес в программе представляет задача создания условий для активного участия национального бизнес-сообщества, в том числе в секторе микро-, малого и среднего бизнеса, функционирующего, как правило, на уровне одного региона. Мнения экспертного сообщества о стадии развития цифровой экономики разошлись. Таким образом, ряд специалистов в области цифровой экономики понимают результат трансформационного воздействия технологий общего назначения в области информации и коммуникации, которые затрагивают все сектора экономики и социальной активности, включая сектор малых и средних инновационных технологий, предпринимательство, которое мы рассматриваем.

А. Калинин (Президент Всероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Поддержка России») отождествляет цифровую экономику с цифровизацией. Под цифровизацией в исследовании мы понимаем глубокую трансформацию предприятия, подразумевающую активное использование цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности бизнеса и улучшения опыта взаимодействия с клиентами.

По словам Германа Грефа, в наше время общество уже перешло от информационной стадии к цифровой эпохе. «Мы должны изучить, как будет существовать бизнес и как мы будем сосуществовать в эту новую эпоху: не имеет значения, являетесь ли вы владельцем бизнеса или обычным сотрудником, потому что изменения повлияют на всех ...».

«Цифровизация - это та самая новая волна, которая поднимет долю малого бизнеса в нашем ВВП. Серьезная модернизация должна произойти со всеми существующими предприятиями, но, что является наиболее важным, цифровизация откроет множество новых возможностей для запуска собственного бизнеса и достижения успеха в нем». - заявил председатель совета директоров ОАО «Сбербанк».

В контексте исследования мы одобряем позицию, согласно которой цифровая экономика - это новая парадигма взаимодействия участников экономического процесса, основанная на активном использовании информационных технологий, которая важна для 3 этапов:

  • рынки и секторы экономики;
  • платформы и технологии
  • сфера, которая создает условия для развития платформы и технологий и эффективного взаимодействия участников рынка и секторов экономики (сфер деятельности) и нормативного регулирования, информационной инфраструктуры, рабочей силы и информационной безопасности.

По оценкам McKinsey & Company, к 2025 году объем российской цифровой экономики может вырасти до 9,6 млрд рублей (по сравнению с 3,2 млрд рублей в 2015 году) [15]. Это увеличение должно стимулироваться цифровым преобразованием традиционных секторов и развитием отдельной высокотехнологичной отрасли.


Эксперты этой компании подчеркивают, что Россия уже «живет в цифровую эпоху». Одним из наиболее важных факторов цифровизации является количество интернет-пользователей. По этому показателю Российская Федерация занимает первое место в Европе и 6-е в мире. Это также стимулируется увеличением продаж смартфонов - сейчас 60% населения имеют смартфоны, что выше показателей Бразилии, Индии и некоторых стран Восточной Европы. Количество пользователей портала государственных услуг достигло 40 миллионов человек. Но Россия по-прежнему не является одним из лидеров в развитии цифровой экономики из-за уровня цифровизации, доли цифровой экономики в ВВП, задержек технологических изобретений.

Среди очевидных преимуществ оцифровки экономической системы:

  • повышение производительности труда с помощью роботизации и одновременного снижения себестоимости продукции;
  • предприятия, которые следуют тенденциям экономической системы, получают неоспоримое конкурентное преимущество по сравнению с другими участниками рынка, которые действуют в соответствии с традиционным форматом;
  • создание новых рабочих мест;
  • бедность и социальное неравенство.

Вместе с тем воздействие может не только открыть новые возможности, но и создать новые рыночные барьеры. Среди всех участников рынка наиболее чувствительным к изменениям внешней среды является малый бизнес.

Сегодня малые предприятия являются наиболее уязвимыми участниками экономической сферы. В настоящее время все больше малых предприятий закрываются, а не открываются, о чем свидетельствует небольшая доля средних и крупных предприятий в ВВП России - менее 20%. В развитых странах эта цифра составляет 50%. Например, показатель США составляет 50%, что составляет 8 миллиардов долларов. Это почти 22 миллиона предприятий без персонала и 6 миллионов компаний с работниками. В России - 3 миллиона индивидуальных предпринимателей и 2 миллиона компаний. Разница между предпринимательскими структурами в России и в развитых странах не только количественная, но и качественная. Это особенно заметно в проблемных областях. Малые предприятия в США производят ¼ всех патентов. В России в сфере научных исследований и перспективных разработок работают только 5% малых и средних предприятий, а их доля в производстве патентов крайне мала.

Мы предполагаем, что период пика является наиболее важным для малого бизнеса. Российская статистика гласит, что только 3,4% предприятий преодолевают возраст до 3 лет. В 2017 году темпы роста зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - их число увеличивается на 7% каждый год, а количество ИП, останавливающих деятельность, увеличивается на 14,1%.