Файл: Преимущества и недостатки рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 – Сильные и слабые стороны малого бизнеса

На местном уровне малый бизнес создает особую конкурентную сферу, которая регулирует экономику региона, в котором он работает, и определяет стиль его инновационного развития.

Описывая малый бизнес, мы прежде всего отмечаем двустороннее сотрудничество между предприятием и факторами окружающей среды. Классический подход к исследованию факторов окружающей среды предполагает их одностороннее влияние на предприятие. Однако в местном масштабе мы можем утверждать обратное.

Практические примеры могут продемонстрировать двусторонний характер этого эффекта. Анализ взаимосвязи малого бизнеса и социального фактора показал, что основное влияние последнего на предприятие заключается в определении структуры спроса и объема рынка в целом. Таким образом, изменение реальных доходов жителей региона обеспечивает рост платежеспособности населения и способствует развитию рынка сбыта. В то же время предприятие обслуживает трудовую команду, обладающую необходимыми знаниями и навыками. Изменение спроса на трудовые ресурсы определяет выбор образовательных программ, на которые ориентируются жители региона.

Информационная экономика: понятие, сущность

Концепция постиндустриального общества и экономики была впервые разработана в 1950-х годах, когда исследователи узнали о постепенном расширении несельскохозяйственных, непромышленных секторов развитых индустриальных стран. Учитывая, что эти разделы являются ядром новой развивающейся экономики, термин «постиндустриальный» часто использовался для описания этой экономики. Это подразумевало, что основные особенности этой новой экономики еще не были достаточно ясны или понятны, поэтому новая экономика была просто определена в терминах старой экономики, которую она заменяла.

Ранние исследования «постиндустриальной» экономики ошибочно рассматривали ее как экономику услуг. Одним из первых авторов, который правильно распознал главную особенность новой зарождающейся экономики, был Machlup (1962), который использовал термин «индустрия знаний» для ее описания. Он обнаружил, что к 1959 году профессии, производящие знания, превзошли другие профессии по количеству. Однако уже в 1973 году такие авторы, как Даниэль Белл (Daniel Bell, 1973), продолжали называть развивающуюся экономику «постиндустриальной». В 1977 году Марк Ури Порат (1977), к которому позже присоединился Рубин, написал 9-томную диссертацию, в которой измерял и оценивал размеры этой экономики, и назвал этот развивающийся сектор «информационной экономикой». С тех пор его работы широко цитировались и упоминались как первое широкое использование термина «информационная экономика».


Поскольку цифровые технологии позволили производить точные копии текста, изображений, аудио, видео и других информационных материалов в течение неограниченного поколения, информационная экономика быстро росла. С появлением Интернета, а затем и Всемирной паутины информационная экономика постепенно превратилась в полноценную экономику, которой она является сегодня.

Наиболее часто упоминаемое определение «информационной экономики» - это определение Пората, который различает две экономические области: область материи и энергии, и область информации. Последний он называет информационным сектором, а первый включает в себя сектор сельского хозяйства и промышленности. Информационный сектор предполагает преобразование информации «из одного шаблона в другой».

Порат разделяет информационный сектор на сектор первичной информации и сектор вторичной информации. Работники «первичного информационного сектора» - это те, кто почти полностью занимается созданием или обработкой информации, такие как ученые, писатели, библиотекари и т. д. Работники «вторичного информационного сектора» - это те, кто работает в основном на неинформационных материалах, но чья работа связана с информацией. Это работники неинформационных фирм и отраслей, которые производят информацию для внутреннего использования при производстве сельскохозяйственных или промышленных (т.е. неинформационных) товаров.

Порат включает в сектор первичной информации следующие отрасли:

1) производство и изобретение знаний (частные научно-исследовательские и информационные услуги);

2) распространение информации и коммуникации (образование, услуги общественной информации, телекоммуникации);

3) управление рисками (страховая и финансовая отрасли);

4) поиск и согласование (брокерские отрасли, реклама);

5) услуги обработки и передачи информации (компьютерная обработка информации, телекоммуникационная инфраструктура);

6) информационные товары (калькуляторы, полупроводники, компьютеры);

7) отдельные виды деятельности правительства (образование и почтовая служба);

8) вспомогательные средства (здания, офисная мебель);

9) оптовая и розничная торговля информационными товарами и услугами.

Порат включает в сектор вторичной информации «все информационные услуги, производимые для внутреннего потребления государственными и неинформационными фирмами», за исключением тех видов государственной деятельности, которые относятся к первичному информационному сектору, таких как образование и полиграфия, но включая такие действия правительства, как планирование, координация, мониторинг, регулирование, оценка и принятие решений. В сектор вторичной информации также включены те части частных неинформационных фирм и отраслей, которые занимаются информационной работой или производством информации, которые не предназначены для продажи или аренды на рынке, а только для поддержки производства неинформационных товаров, включая внутренняя обработка данных и библиотечные услуги.


Глава 2. Особенности функционирования информационной экономики в России

2.1. Развитие информационной экономики в России

Оценка информационной экономики страны, по методологии Всемирного банка, предусматривает также расчет индекса знаний (The Knowledge Index - KI). Индекс экономики знаний используется для оценки эффективности использования страной знаний с целью ее экономического и социального развития, а индекс знаний - для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания. Первый индекс характеризует уровень развития страны или региона по отношению к экономике знаний, а второй - их потенциал .

По расчету индекс экономики знаний Кеи - это среднее значение среди четырех индексов (экономического и институционального режима, образования, инноваций и информационных технологий и коммуникаций), а индекс знаний КЭ - среднее значение трех индексов (кроме индекса экономического и институционального режима). Представленная методология оценки уровня информатизации экономики позволяет сравнивать отдельные показатели различных стран, а также средние показатели, характеризующие группу стран. Сравнение можно проводить как по отдельным показателям, так и по итоговым индикаторами.

Таблица 1 показывает рейтинг отдельных стран мира (топ-20 России и Украины) по уровню развития и потенциалом информационной экономики.

 Таблица 1

Показатели развития информационной экономики стран мира в 2019 году

Рейтинг

тренд

Страна

Индекс экономики знаний (КЭИ)

Индекс знаний (КЭ)

Индекс экономического режима

индекс инноваций

индекс образования

индекс ИКТ

1

0

Швеция

9,43

9,38

9,58

9,74

8,92

9,49

2

6

Финляндия

9,33

9,22

9,65

9,66

8,77

9,22

3

0

Дания

9,16

9,00

9,63

9,49

8,63

8,88

4

-2

Нидерланды

9,11

9,22

8,79

9,46

8,75

9,45

5

2

Норвегия

9,11

8,99

9,47

9,01

9,43

8,53

6

3

Новая Зеландия

8,97

8,93

7

3

Канада

8,92

8,72

9,09

8,66

9,81

8,30

8

7

Германия

8,90

8,83

9,10

9,11

8,20

9,17

9

-3

Австралия

8,88

8,98

8,56

8,92

9,71

8,32

10

-5

Швейцария

8,87

8,65

9,54

9,86

6,90

9,20

11

0

Ирландия

8,86

8,73

9,26

9,11

8,87

8,21

12

-8

США

8,77

8,89

8,41

9,46

8,70

8,51

13

3

Тайвань, Китай

8,77

9,10

7,77

9,38

8,87

9,06

14

-2

Великобритания

8,76

8,61

9,20

9,12

7,27

9,45

15

-1

Бельгия

8,71

8,68

8,79

9,06

8,57

8,42

16

3

Исландия

8,62

8,54

8,86

8,00

8,91

8,72

17

-4

Австрия

8,61

8,39

9,26

8,87

7,33

8,97

18

7

Гонконг, Китай

8,52

8,17

9,57

9,10

6,38

9,04

19

7

Эстония

8,40

8,26

8,81

7,75

8,60

8,44

20

2

Люксембург

8,37

8,01

9,45

8,94

5,61

9,47

55

9

Российская Федерация

5,78

6,96

2,23

6,93

6,79

7,16

56

-2

Украина

5,73

6,33

3,95

5,76

8,26

4,96


Источник: [ 8 ]

Как свидетельствуют данные табл. 1, Россия занимает 55 место в рейтинге среди 146 исследуемых стран мира, причем по сравнению с предыдущим периодом Россия добавила в рейтинге 9 позиций. Если характеризовать составляющие индекса экономики знаний, то следует признать достаточно низкие значения индекса экономического режима и индекса информационных и коммуникационных технологий, является ниже среднего значения, и достаточно высокий индекс образования.

В рамках исследования проанализирована динамика отдельных показателей информационного сектора экономики РФ в научно-образовательной, телекоммуникационной и технико-инновационный сферах. Приоритетным направлением развития информационного сектора в современных условиях является развитие научно-образовательной сферы, выступает продуцентом новых знаний и информации. Не менее важна также технико-инновационная сфера, поскольку характеризует степень внедрения и практического использования научных и научно-технических разработок в области информатизации. Ее развитие способствует более эффективному управлению растущими информационными потоками.

Как свидетельствуют данные рис. 1, за последние 13 лет объем выполненных научных и научно-технических работ увеличивался. Негативным фактором развития информационного сектора экономики следует признать постепенное снижение численности ученых. Если подобная тенденция будет сохраняться, то за следующие 5 лет этот показатель уменьшится в 2 случае по сравнению с 2000 годом.

Рисунок 2 – Динамика показателей научно-исследовательской сферы информационной экономики

Рисунок 3 – Количественная характеристика научно-исследовательских организаций и инновационно-активных предприятий

Удельный вес предприятий, которые занимались инновациями, снижалась (рис. 3). Начиная с 2015 года, тенденция показателя изменилась на противоположную, что является положительным моментом и свидетельствует о развитии технико-инновационной сферы информационной экономики РФ. В отношении организаций, исполняющих научные исследования и разработки, то их численность снижалась.

2.2. Особенности и противоречия формирования информационной экономики в России

Основными стратегическими целями развития информационной экономики Украины являются: внедрение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности общества и государства; государственная поддержка новых «электронных» секторов (торговля, предоставление финансовых и банковских услуг); создание электронных информационных ресурсов, которые должны использоваться в информационном обмене; использование ИКТ для совершенствования государственного управления, отношений между государством и гражданами, установления электронных форм взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами; внедрение механизмов предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления юридическим и физическим лицам информационных услуг с использованием сети Интернет.


Формирование благоприятных экономических условий развития информационного сектора экономики Украины способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики, обеспечению постоянного экономического роста за счет внедрения ИКТ, развития предпринимательской деятельности в сфере ИКТ путем формирования системы административных, правовых и экономических механизмов, которые будут стимулировать спрос на информационную продукцию, привлечения инвестиций в ИКТ, развитие конкуренции, продвижения отечественной продукции на международный рынок.

Информационный сектор экономики является сегодня самым динамичным сектором народного хозяйства, который определяет экономическое развитие не только отдельных стран, но и всего современного мира. Проблемы информационного сектора - это, прежде всего, проблемы конкурентоспособности экономики, поскольку отставание в обработке и получении необходимой информации, неумение использовать информационный ресурс и распорядиться интеллектуальной собственностью, в конце концов, сопровождается потерей прежних позиций не только на рынках информации и интеллектуальных достижений, но и на рынках продуктов и услуг, в потребительских секторах.

Проанализированные показатели развития информационного сектора экономики достаточно рельефно характеризует уровень ее экономического развития, технологические достижения, степень социального благополучия и устойчивого роста, инвестиционные и социальные перспективы.

Наиболее актуальные проблемы РФ как государства связаны сегодня с формированием благоприятных условий для развития информационного сектора экономики, проведением эффективной государственной политики в этой сфере. Среди них особую роль играют инвестиции государства и частного капитала внутри страны и за рубежом в информационный сектор, которые, в свою очередь, влияют не только на перспективы развития данного сектора экономики, но и на экономический рост страны в целом и во всем мире.

Заключение

Изменения в производственной структуре и расширение границ деятельности предприятия в экономической системе оказывают наибольшее влияние на малый бизнес через универсальное развитие промышленного Интернета и облачных технологий.

  • Активное развитие рынка услуг, в том числе аутсорсинга, под влиянием «стирания» производственных границ
  • Роботизация, подразумевающая снижение затрат в течение всего цикла формирования дополнительных затрат, а также оптимизацию выбора потребительских товаров
  • Быстрый рост uber-модели и развитие цифровых платформ, усиливающих ценовое сопротивление между участниками рынка
  • Смена каналов взаимодействия «бизнес-государство»