Файл: Механизмы управления конфликтными ситуациями в организациях.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
1.1. Природа возникновения конфликта
1.2. Виды и характеристики конфликтов
Глава 2. Управление конфликтными ситуациями в организациях.
2.1. Предупреждение конфликтных ситуаций
2.2. Механизмы управления конфликтами
2.3. Меры разрешения конфликта в организации
Взаимные уступки. Средняя степень гибкости доказательства, высокая степень взаимодействия. Уступка оппоненту по какой-то проблеме и получение уступки в ответ. Механизм действий заключается в неоднократном предложении разумной уступки. Такой механизм может применяться в тех случаях, когда оппоненты ощущают явную выгоду от взаимных уступок или когда отказ от уступок им обойдется значительно дороже.
Уступка оппоненту. Высокая степень гибкости в доказательстве и пассивность во взаимодействии. Несмотря на расхождение во взглядах, один
оппонент воздерживается от противоборства: он рассматривает эти взгляды как несущественные. Другая сторона считает свои взгляды важными.
Воодушевление оппонента. Высокая степень гибкости доказательства, средняя степень взаимодействия. Содержание действий: воодушевление, призыв индивидов к разрешению проблемы, выражение готовности оказать всемерную помощь. Механизм применяется в тех случаях, когда другая сторона способна, но не уверена в разрешении проблемы.
Принуждение. Это механизм прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений.
Сотрудничество. Высокая степень гибкости доказательства, высокая степень взаимодействия. Механизм заключается в совместном деловом обсуждении точек зрения. Отыскиваются решения, которые соответствуют потребностям и интересам обеих сторон. Механизм применяется при разрешении сложных проблем, а также в том случае, когда участники конфликта желают мирного исхода.
Описанные выше механизмы могут применяться для разрешения межличностных, межгрупповых, межэтнических и социально-политических конфликтов.
2.3. Меры разрешения конфликта в организации
Административные меры-прежде всего перемещения, организационные выводы, взыскания и наказания. Поскольку в своей основе административные меры уподоблены хирургическому инструменту, они должны применяться крайне осторожно, на нравственной основе, методически правильно. В противном случае конфликт не будет разрешен, он может даже обостриться. В условиях гласности и демократизации руководителю здесь следует брать за основу следующие положения:
а) любая административная мера должна осуществляться в условиях полной гласности;
б) в обсуждение конфликтной ситуации нужно вовлекать общественность подразделения;
в) к разбирательству конфликтной ситуации нужно привлекать представителей коллектива, пользующихся у работников доверием;
г) в ходе бесед с конфликтующими соблюдать такт, не допускать унижения их чувства собственного достоинства.
Педагогические меры. Оказываются действенными в тех случаях, когда глубина конфликта оказывается небольшой. В исследованной ситуации «служебный конфликт» педагогические меры могут обеспечить создание благоприятного фона для вовлечения в процесс нормализации обстановки сотрудников, с которыми взаимодействуют конфликтующие. Главным средством педагогических мер является метод убеждения. Цель этого метода - привести человека к пониманию того, что конфликт оказывает вредоносное воздействие как на личность конфликтующего, так и на морально-психологический климат трудового коллектива. Успешность убеждения зависит от авторитетности лица, которое осуществляет убеждение и, конечно, от его педагогического мастерства.
В условиях гласности и демократизации эта деятельность в значительной степени усложняется. Те, кого убеждают, хотят получать не только аргументы и факты со стороны убеждающего, но и чувствовать искренность его намерений.
Психологические меры. Применяются во всех случаях разрешения конфликта, однако ведущими становятся в тех случаях, когда конфликтующие сами не в состоянии выйти из противоборства, хотя и желают этого. Макаренко считал, что конфликт, который разыгрывается на глазах у людей, не опасен. С этим конфликтом можно справиться. Опасны, по мнению педагога, скрытые разрушительные процессы, те, что тлеют подспудно. Он считал, что такие конфликты надо выводить наружу путем «взрыва». Только в этом случае можно обнаружить, утверждал Макаренко, истинные корни конфликта, изучить и сделать нужные выводы, которые послужат на пользу в будущем. Взрыв, по мнению Макаренко, расставляет все точки на «i» во взаимоотношениях конфликтующих.
Однако далеко не каждый конфликт можно нормализовать таким способом. Большинство конфликтов разрешаются эволюционным путем. В связи с этим следует широко использовать методы, соответствующие этой тенденции. В условиях конфликтных ситуаций со средней степенью глубины конфликтности, когда интересы отдельны людей или групп сталкиваются друг с другом, всегда находятся несколько возможных тактик поведения и соответствующих им вариантов действий, ведущих к ликвидации противоборства. Процесс этот, в отличие от «взрыва», совершается медленно, часто от стадии к стадии. Разработаны модели управления этим процессом. Одна из них подготовлена американцами Р. Блейком и Дж. Моутон. Согласно этой модели конфликтующие личности (группы) всегда действуют в локусе двух независимых параметров - соперничество и уступчивости. Как бы противоборствующие стороны ни конфликтовали, они волей-неволей наталкиваются на «кооперативный» вектор, который выносит их на компромисс и сотрудничество.
2.4. Кодекс поведения в конфликте
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он- страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
2. Потребуйте от партнера спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте человеку отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема - это то, что надо решать. Отношение к человеку - это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к человеку могут заставить вас не захотеть решать. Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите человеку высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения.
Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. При поиске путей решения надо помнить, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Если нет возможности договориться о чем-то, то надо найти объективную меру для соглашения.
7. В любом случае надо дать человеку «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию. Не стоит задевать его достоинства. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам.
8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?».
9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого.
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом».
12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное - замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла - с кем ссориться?
13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера. Подобные «успокаивающие» слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект разрушительной силы.
15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
Независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт - это явление негативное или это ресурс для развития.
Наиболее распространенный научный подход состоит в понимании конфликта как «столкновения», «противоречия», «противодействия» личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности, несовместимости. Понятия «управление конфликтом», «управление конфликтной ситуацией» трактуются скорее как манипулирование с целью получения максимальной выгоды.
В последнее время большинство социальных психологов склоняется к другому взгляду: конфликт - это «система отношений», «процесс развития взаимодействия». Развитие взаимодействия происходит именно из-за различий по интересам, ценностям или видам деятельности. Конфликт - это процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различий. В рамках этого подхода профилактика конфликтов заключается в создании условий бескризисного и быстрого перехода от одной фазы к другой для всех потенциально возможных конфликтов. А управление конфликтом становится отдельной деятельностью по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. Конфликт - это естественное состояние для любой системы: личности, фирмы, страны или семьи. А задача специалистов - использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед. Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. Человек должен уметь управлять им, делая максимально полезным. Если же он избегает обсуждения своих трудностей и опасений, он не может понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева Г.М. Социальная психология : учебник. Москва., Изд. Аспект Пресс 2018 г., 268 стр.
- Анцупов А.Я., Баклановский С. В. Конфликтология: учебное пособие. Изд. Питер, 2009 г., 304 стр.
- Вестник Московского университета. Серия 14. Психология: журнал. 2020. № 1. Москва. МГУ 2020 г., 161 стр.
- Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология, Изд. Инфра - М, 2015 г., 301 стр.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. Изд. 2-е-СПб Питер, 2008, 544 стр.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. Учебник. Изд. Инфа - М, Альфа - М,
- 2018 г., 336 стр.
- Карташова Л.В. Организационное поведение. Изд. Инфа - М, 2017, 160 стр.
- Научное мнение: педагогические, психологические и философские науки: журнал. 2020. № 1-2. Изд. Санкт-Петербургский университетский консорциум 2020 г., 178 стр.
- Руденко А.М., Самыгин С.И. Конфликтология. Изд. Феникс, 2016 г., 221 стр.
- Сперанский В.И., Шарков Ф.И. Общая конфликтология. Учебное издание для баклавров, Изд. Дашков и Ко, 2018 г., 240 стр.
- Уильямс Г. Жесткие переговоры: как противостоять агрессору. Москва., Издат. Альпина Паблишер 2020 г., 232 стр.
- Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или Учимся разрешать конфликты. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, Флинта 2015, 128 с.
- Шейнов В.П. Управление конфликтами. Изд. Питер,2014 г., 576 стр.