Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несёт ответственность за их выполнение возложенных на него задач.
Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т. п.
Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.
Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути. Это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему. Которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.
Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний. Рассматривая её с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируя по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.
Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.
Согласно принципу государственной закономерности системы менеджмента организационно - правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.
Принцип органической целостности объекта управления предполагает управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления. Они должны составлять единую комплексную систему, имеющую выход. Обратную связь и связь с внешней средой.
Принцип устойчивости и мобильности системы управления предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего к изменениям во внешней среде.[7]
Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, т.е. максимально полно учитывать изменения и требования потребителей продукции и услуг.
Глава 2. Содержание современных подходов и концепций менеджмента
2.1. Предпосылки возникновения концепций современного менеджмента
Сама теория менеджмента возникла очень давно и берет свое начало еще с четвертого века до н.э. На тапах своего развития управление прошло множество стадий которые назывались революциями. Первая революция произошла в четвертом-пятом веке до н.э. в странах древнего Востока. В данный период система государственного управления только начала зарождаться. Первоначально субъектом управления являлись жрецы. По их теории следовало, что богам необязательно приносить в жертву людей, а заменять пожертвование материальными ценностями, или иными вещами. Жрецы посредничество оставляли за собой как источник обогащения. Но появление письменности положило конец произволу посредников-жрецов, так как стало возможным вести строгий учет пожертвований.
Вторая революция произошла в эпоху правителя Хаммурапи, который создал универсальную систему государственного управления, характеризующуюся светской сущностью, а не религиозной, в отличие от предыдущих систем управления. Также правление Хаммурапи определяется верховенством права (так был издан целый свод законов царя Хаммурапи, который содержал 285 законов). Хаммурапи создал новую модель правителя-управленца, которая основана не на подавлении воли подданных, а, наоборот, в стремлении создавать благоприятные и комфортные условия труда подчиненных.[7]
Третья революция произошла в Вавилоне при царе Навуходоносоре 2. Он построил эффективную модель организации производства и был автором проекта Вавилонской башни, и совершенствовал текстильную промышленность.
Четвертая революция характеризуется как индустриальная 17-19 века, которая основала сам менеджмент. Известный факт, что до середины прошлого тысячелетия главенствовало натуральное хозяйство, при котором люди жили только сельским хозяйством и занимались производством самостоятельно. Внешний рынок был практически не освоен. Далее образовался рынок, где происходил обмен товарами и услугами. В первую очередь товарами и услугами пользовались промышленные предприятия, которые требовали управления, и их специфика отличалась от управления сельских хозяйств и частных мастерских. Масштаб различия этих сфер производства был значителен, так как хозяева предприятий для увеличения своего производства должны были привлекать большое количество работников, которые нуждались в контроле и управлении. В конечном итоге сформировалась новая сфера деятельности -управление организациями в условиях рыночной экономики.
Следовательно, можно сказать, что главной предпосылкой возникновения менеджмента стала появление рыночных отношений, увеличение роста предприятий и их специфики. Так, например, на смену натуральному хозяйству пришли предприятия и производства промышленных товаров. Появился рынок с товарами и услугами, возросла надобность в работниках. Предприятия пополняли доходы государства путем оплаты налогов, тем самым образовывали финансовую базу для функционирования государства.
Второй предпосылкой возникновения менеджмента явилось новое направление науки, с момента возникновения цивилизации до второй половины 19-го века. Именно на эту платформу опирались ученые-создатели менеджмента.
2.2. Общая характеристика концепций
Существует несколько подходов концепций менеджмента:
Синергетический подход.
Данный подход объединяет в себе идеи разных наук. Он представляет собой системность управленческой деятельности, самоорганизации, которая находит применение в гуманитарных, технических и естественных науках.
Синергетика - это единый подход к сложным открытым нелинейным системам с их особенностями нестабильности , перестройки , раздвоенности, бифуркации и т.д. Синергетические исследования имеют несколько видов самоорганизующих процессов:
- возникновение организации;
-поддержание приемлемого уровня;
- улучшение и воспроизводство.
Механизм самоорганизации характеризуется доступностью, динамичностью, открытостью, неравновесностью. В данном случае неравновесность системы объясняется накоплением флуктуации (отклонение значений величин от их средних значений). Неравновесная система характеризуется бифуркацией в которой существует непредсказуемость и непредвиденность последующего поведения системы. Главным качеством эволюции системы является необратимость. Необратимость- это сложный процесс, который заключается в невозможности изменения направленности явлений в каждый момент времени.
Существует несколько колебаний системной динамики :
-периодические колебания (например, в экономике-спад-кризис-оживление - подъем). Так начало подъема цикла связанно с внутренними метаморфозами, а в свою очередь, спад характеризуется депрессиями самых значемых системных компонентов. Возникновение коротких, средних и больших циклов это внутренняя закономерность системной динамики, которая присуща многим социальным устройствам.[8]
2. Теория игр.
В данном случае с помощью теории игр любая организация может предугадать действия своих контрагентов. В последнее время роль теории игр в экономике и социальной науке заметно возросла. В экономике с ее помощью появилась возможность для реализации общехозяйственной деятельности, анализа деятельности и систем стимулирования.
Так, например, существует работа 1944 года Дж. Неймана и О. Моргенштерна « Теория игр и экономическое поведение», где была предсказана революция в экономических науках. Согласно данной теории , такие отрасли, как координация , конкуренция, прибыль, риск, неопределенность, стратегическое мышление и поведение являются частью теории игр и связаны с управленческими задачами. В 1980 году возникли новые термины, такие как « стратегический ход» и «стратегический игрок».
3. Теория хаоса.
Само понятие « Теории хаоса» объясняется как учением о сложных нелинейных динамических систем. Под словом нелинейные подразумевается рекурсия и алгоритмы высшей математики. Таким образом, можно сказать, что эта наука об изменяющихся сложных системах, основанная на математических концепциях рекурсии, в форме набора дифференциальных уравнений, которые моделируют физическую систему.
В современных условиях управление организацией требует совершенно нового подхода к управленческой парадигме , имеющая под собой различия от предыдущих управленческих школ. Особенность данной парадигмы заключается в ее самоорганизации. Синергетическая концепция и синергетический подход являются ведущими в формировании стратегии на предприятии и реализации стратегического планирования.
2.3 Современные концепции менеджмента
Концепция Д. Джурана и А. Фейгенбаума
Джозеф Джуран – это американский специалист по качеству, он первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством, он автор всем известной « спирали качества», то есть временная пространственная модель, которая определила главные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством, которая послужила примером для последующих моделей качества.
Согласно теории Джурана, человек должен был стремиться к совершенствованию качества, и на смену политики стабильности должна приходить политика изменений. Основное внимание в данной концепции заключается в стратегических решениях, долговременных решениях и высокой конкурентоспособности. Для того чтобы данный принцип реализовался, необходимо полное осуществление планирования и контроля руководством улучшения качества во всех сферах деятельности и структурных подразделениях организации. Для реализации концепции на предприятии должны быть разработаны мероприятия, которые будут способствовать планомерному управлению всей деятельности за контролем качества, составлять ежегодную программу повышения качества, его измерения и оценки, и, конечно же, совершенствования административной деятельности. Джураном сформулированы определенные виды стоимостного анализа , согласно которому были классифицированы затраты на обеспечения качества, которые состояли из затрат на оценку и изменение качества, затрат на предупреждение дефектности, и издержек по причине внутренних и внешних отказов.
Арманд Фейгентбаум - это американский специалист основатель теории комплексного управления качеством, согласно его концепции, качество должно охватывать все стадии создания продукции всеми уровнями управленческой иерархии при организации различных мероприятий.
Для того, что бы комплексное управление качеством было продуктивным его необходимо создавать на самых ранних этапах продукции . Необходимо вести строгий учет материальных затрат на качество. Нужно управлять и руководить предприятием так, что бы усилия по реализации программ не оказались напрасными. Для этого необходимо пресекать поддержку и поощрение программ, которые основываются на « провозглашении» лозунгов. Нельзя выбирать программы, которые ориентированы на рабочих и игнорируют интересы инженерных служб. Также ошибочно полагать, что постоянного уровня качества не существует, а наоборот, его нужно постоянно повышать и совершенствовать. И, конечно же, нельзя быть уверенным в том, что ставка только на автоматизацию является гарантией качества. [9]
Концепция Э.Деминга
Это специалист в области качества, который повлиял на восстановление послевоенной Японии и США в восьмидесятых годах. Деминг стал руководителем по качеству. Он же разработал 14 принципов, послуживших опорой для американской промышленности, которые также послужили примером для менеджмента в Японии. Данные принципы универсальны и применяются к разного масштаба предприятий в разных сферах. Их можно применить в любом структурном подразделении любой организации.
1. Постоянство целей. Улучшение качества продукции должно стать системой и осуществляться планомерно и непрерывно. Оно должно обеспечить разумное распределение ресурсов , способствовать удовлетворению постоянных потребностей потребителя, совершенствовать бизнес и способствовать увеличению рабочих мест.
2. Принятие новой философии. Необходимо учитывать предыдущие ошибки, сделать акцент на изменении порядка управления, тем самым улучшая качество всех процессов.
3. Прекратить зависимость от инспекции. Контроль качества на производстве должен совершенствоваться и не зависеть от инспекции.
4. Прекратить практику заключения договоров на основе низких цен. Здесь имеется в виду необходимость выбора одного крупного поставщика, которому будет необходим данный вид продукции, на обоюдных решениях не снижать стоимость продукции.
5. Совершенствовать систему. Необходимо изучать новые методы планирования, улучшать контроль качества, снижать затраты на исходные материалы при том не теряя качества продукции.