Файл: Коммуникационные сети и их разновидности. (Понятие коммуникаций, цели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если по результатам исследований мы составим некую схему взаимодействия внутри организации, то можно заметить некоторые интересные особенности. Во-первых, взаимодействие идет гораздо интенсивнее внутри подразделений, нежели между ними. Во-вторых, во всех подразделениях это взаимодействие проходит по-разному. В некоторых подразделениях все индивидуумы инициируют и принимают взаимодействие, тогда как в некоторых существуют люди, ни инициирующие, ни принимающие взаимодействия (изолированные) или те, через кого, напротив, проходит практически вся информация («привратники»); ими обычно являются начальники подразделений, хотя не только они.

Особенно интересными были исследования в НИОКР лабораториях, которые являются менее формализованными, чем другие части организации и, следовательно, в которых неформальные коммуникационные сети оказывают особенно сильное влияние на производительность. Было обнаружено, что работники, отличавшиеся самой высокой коммуникационной активностью, являлись также самыми производительными работниками. При этом, правда, остается невыясненным, была ли высокая коммуникационная активность причиной или следствием высокой производительности. Еще один отмеченный исследователями факт заключается в том, что очень большая часть взаимодействия происходила между сотрудниками не одного и того же, а разных подразделений, но входящих в состав одной и той же организации.

Определяющие факторы коммуникационных сетей. Как было замечено ранее, формальная структура организации оказывает решающее влияние на взаимодействие между организационными подразделениями и разными иерархическими уровнями.

Степень централизации также оказывает влияние на характер коммуникаций. В более централизованных организациях характерна высокая степень вертикальных коммуникаций, тогда как в менее централизованных преобладают горизонтальные. На характер коммуникаций оказывает влияние выполняемое задание путем распределения внутри группы ролей, связанных с его выполнением. Коммуникации внутри группы идут тем интенсивнее, чем сплоченнее группа, а статус каждого ее члена определяет его место в коммуникационном процессе таким образом, что член с наивысшим статусом участвует в нем в наибольшей степени, а член с самым низшим статусом - в наименьшей. Наконец чисто физическое взаимное расположение работников (например, близость их кабинетов) оказывает влияние на интенсивность общения. Было замечено, что открытые офисы (с невысокими перегородками вместо стен) снижают уровень общения.


Это является тем удивительнее, что открытые офисы были внедрены специально для стимуляции общения.

Последствия коммуникационных сетей. Реальная важность коммуникационных сетей заключается не в факторах, определяющих их форму, а в тех последствиях, которые каждая из этих форм несет организации. Например, в процессе исследований было проведено различие между централизованными и децентрализованными коммуникационными сетями. В случае централизованных сетей, тот человек, который занимал центральное положение, получал больше сообщений от своих коллег, получал больше удовлетворения от своей работы, с большей вероятностью выбирался остальными членами группы как групповой лидер и имел большее общественное влияние на остальных членов группы.

Производительность разных типов сетей зависит от типа выполняемого задания. Так для сложных заданий предпочтительней оказываются децентрализованные сети, поскольку они позволяют выполнить задание быстрее и с меньшим количеством ошибок; в то же время для более простых заданий предпочтительнее оказываются централизованные сети. Недостатки централизованной сети при решении сложных проблем возникают из-за того, что лидер становится перегруженным, а остальные члены группы не могут внести достаточный вклад в решение проблемы.

Глава 2. Анализ эффективности коммуникаций на примере АО «Лимак»

2.1 Общая характеристика «Лимак»

Группа «ЛИМАК» — крупный региональный холдинг со значимым позиционированием на федеральном уровне.

Деятельность Группы компаний охватывает всю цепочку производства и реализации качественных продуктов питания, от выращивания зерна и его переработки до розничной торговли.

Основной ценностью Группы «ЛИМАК» является доверие покупателей. Поэтому, в своей деятельности мы руководствуемся принципами открытости и клиентоориентированности.

Все производственные площадки Группы «ЛИМАК» сосредоточены в Липецкой области. На предприятиях Группы работают в общей сложности около 3000 человек.

Группа «ЛИМАК» включает в себя три взаимодополняющих направления бизнеса, показанные на рисунке 10.


Рисунок 10 — Схема представительств компании[28]

АО «ЛИМАК» — производство продуктов питания, в том числе хлебобулочной, мукомольной, макаронной и кондитерской продукции.

ООО «Согласие» — растениеводство и животноводство.

ООО «Макарова лавка» и ООО «Липецкмаркет» — розничная торговля.

Акционерное общество Продовольственная компания «ЛИМАК» — это один из лидеров пищевой промышленности России. Компания объединяет 10 современных предприятий мукомольного, хлебобулочного, макаронного и кондитерского производства, сосредоточенных на территории Липецкой области.

Миссией АО «ЛИМАК» является производство высококачественных продуктов питания, полезных для здоровья и доступных по цене.

Вертикальная интеграция, современные технологии и строгий контроль качества на всех этапах производства гарантируют свежесть и исключительный вкус продукции, которую мы поставляем с наших полей к вашему столу.

      • В 2019 году на предприятиях АО «ЛИМАК» было произведено в общей сложности 316 тысяч тонн продукции, в том числе 158 тысяч тонн муки, 52 тысячи тонн отрубей, 42 тысячи тонн макаронных изделий, 59 тысяч тонн хлебобулочных изделий и 5 тысяч тонн кондитерских изделий.
      • АО «ЛИМАК» — это традиционные рецепты, проверенные временем, и современные инновационные технологии, гарантирующие качество и безопасность производимых продуктов питания. Целями деятельности Общества являются: удовлетворение общественных потребностей в услугах, предоставляемых Обществом, а также получение прибыли в интересах Участников Общества. На сегодняшний день бизнес-портфель компании включает:
      • Хлебобулочное производство
      • Макаронное производство
      • Мукомольное производство
      • Производство мучных кондитерских изделий
      • Производство кремовых изделий
      • Замороженные тестовые полуфабрикаты
      • Поставки продукции осуществляются по всей территории России. Активно развивается экспортное направление. Кроме вышеуказанных видов деятельности, общество также занимается следующими видами деятельности:
    1. Оказание различных услуг, выполнение строительно-монтажных и проектных работ;
    2. Медицинское обслуживание работников;
    3. Внешнеэкономическая деятельность;
    4. Производство крупы и других продуктов из зерна;
    5. Прием, переработка и хранение зерна;
    6. Подготовка кадров для производства объектов по хранению и переработке зерна;
    7. Эксплуатация опасных производственных объектов;
    8. Торгово-закупочная деятельность;
    9. Общественное питание.

Обладая общей правоспособностью, Общество имеет гражданские права и исполняет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (Лицензии).

Общество имеет следующие органы управления:

      • общее собрание акционеров Общества;
      • совет директоров Общества;
      • единоличный и исполнительный орган (Генеральный директор) общества;
      • Ревизионная комиссия Общества.

Совет директоров является коллегиальным органом управления общества, осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением решения вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом общества к компетенции общего собрания акционеров общества.

Должностные лица и работники общества обязаны по требованию члена совета директоров предоставить ему любую известную им информацию как о деятельности общества, так и не связанную непосредственно с деятельностью общества, за исключением информации о частной жизни и информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица как частного лица.

Структура управления характеризуется высокой степенью разделения труда и развитой иерархией управления, конкретизированной цепью команд. Основные преимущества структуры Общества:

      1. Четкое разделение труда. Благодаря этому АО «Лимак» обладает высококвалифицированным персоналом.
      2. Формальная обезличенность (не закрепленность за определенным, ответственным за работу лицом), с которой официальные лица выполняют должностные обязанности.
      3. Наличие взаимосвязанной системы обобщенных правил, процедур и стандартов, что позволяет координировать отдельные задачи.
      4. Осуществление найма на работу происходит в строгом соответствии с квалифицированными требованиями.

Основные недостатки в функциональной нагрузке в высшем звене руководства:

    1. Главный недостаток организации – перенагруженность генерального директора. Помимо непосредственно подчиненных ему элементов контролирует работу отделов и начальников участка.
    2. В иерархии заместителей директоров на одной линии находятся коммерческий директор, главный бухгалтер, директор по экономике и финансов, директор-администратор, технический директор, чья сфера деятельности сильно различается. В связи с этим происходит смешение вопросов ведения высшего звена.

2.2 Эффективность коммуникаций в АО «Лимак»

Управленческий персонал предприятия АО «Лимак» делится на несколько четких звеньев.

Первое звено – генеральный директор и председатель совета директоров. Сюда же относятся руководители секторов – коммерческий директор, главный бухгалтер, директор по экономике и финансам, технический директор, директор-администратор.

Второе звено – составляют руководители отделов (руководитель отдела маркетинга, начальник планово-экономического отдела, начальник отдела кадров, начальник отдела труда и зарплаты, отдела сбыта).

Третье звено составляют руководители подразделений производственного отдела. Помимо вертикальной соподчиненности всех элементов, все эти звенья контролируются еще и самим директором непосредственно.

Генеральный директор

Исполнительный директор

Заместитель генерального директора

Председатель совета директоров

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

Директор по экономике и финансам

Технический директор

Директор-администратор

Руководитель отдела маркетинга

Начальник планово-экономического отдела

Начальник отдела кадров

Начальник отдела труда и зарплаты

Начальник отдела сбыта

Руководители подразделений производственного отдела

Рисунок 11 — Структура организации[29]

В непосредственном подчинении генерального директора находятся исполнительный директор и заместитель генерального директора, информация к ним поступает в устной и письменной форме.

Систему внутренних коммуникаций АО «Лимак» можно проследить на примере должностных инструкций. Например, зав. производством для достижения общих целей и эффективного исполнения обязанностей сотрудничает с другими работниками подразделения или другими отделами и обменивается следующей информацией. Получает информацию от:

      • мастеров АО «Лимак» - сведения о производственном задании, о проблемах производственных процессов, качества сырья, о поступившим в производство сырье;
      • главного технолога - о новых разработках продукции, о вносимых изменениях в технологические процессы, информацию о подборе сырья;
      • начальника цеха - о расстановке и переводе персонала по участкам, организации производства;
      • зав. складом сырья - о наличии сырья на складе;
      • начальника лаборатории - о результатах анализов сырья, дегустации готовой продукции.