Файл: Современные концепции менеджмента (Теория научного управления).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Быстрые и динамичные изменения, которые произошли в течение последних десятилетий, способствовали развитию предпринимательских организаций. Их появление было связано, во-первых, с необходимостью создания реальных экономических ценностей благодаря поиску и реализации всех существующих возможностей. Во-вторых, это было связано с необходимостью мотивировать работников брать на себя ответственность за создание этих ценностей. В-третьих, предпринимательские структуры, рассматриваемые как способ вознаграждения отдельных лиц или групп, были созданы из-за необходимости сочетания выгод и рисков, принимаемых и разделяемых отдельными лицами и группами.
Целью настоящей работы является анализ сущности предпринимательской организации и роли современных концепций управления в процессе ее создания.
Задачи исследования:
- проанализировать особенности современного менеджмента организации;
- обобщить и систематизировать методологические подходы ведущих ученых экономистов и управленческих школ по определению эффективности менеджмента
- следовать эффективности менеджмента компании Facebok;
Методология исследования. В качестве методологической основы работы использованы современные концепции менеджмента, представленные в трудах ведущих зарубежных и российских ученых. Применен интегральный синтетический подход, включающий элементы диалектического и структурно-функциональных методов исследования.
Объектом исследования является менеджмент организации в условиях рыночной экономики.
Предмет исследования - эффективность менеджмента организации с механизмами ее проявления и повышения.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии теории управления организацией, включающей методологию управления организацией, организационно-методические механизмы, формы и методы обеспечения эффективности управления в рыночной экономике.
Практическая значимость возможности создания такого механизма управления организацией, который существенно повышает его эффективность, обеспечивает формирование условий для постоянного развития и роста организации и национальной экономики и совершенствования всех аспектов труда на любом уровне управления организацией.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Предпринимательская организация, управление предприятием
Теория научного управления
Теории управления - это концепции, связанные с рекомендуемыми стратегиями управления, которые могут включать такие инструменты, как структуры и руководящие принципы, которые могут быть внедрены в современных организациях. Как правило, профессионалы не будут полагаться исключительно на одну теорию менеджмента, а вместо этого вводят несколько концепций из разных теорий менеджмента, которые наилучшим образом соответствуют их рабочей силе и культуре компании [24, c. C.54-56].
До того дня, когда машины смогут думать, говорить и испытывать эмоции, люди будут оставаться самыми сложными существами для управления. Люди никогда не смогут достичь такой безошибочной производительности, которую обеспечивают машины. С другой стороны, есть множество вещей, на которые машины не способны, что делает людей незаменимыми активами. По этой причине правильное управление является одной из самых важных вещей для организации.
В течение долгого времени теоретики исследовали наиболее подходящие формы управления для различных рабочих условий. Это где теории управления вступают в игру. Хотя некоторые из этих теорий были разработаны много веков назад, они все еще обеспечивают стабильные рамки для ведения бизнеса.
Американский инженер-механик Фредерик Тейлор, который был одним из первых теоретиков в области управления, был пионером в теории научного управления. Он и его сотрудники были одними из первых, кто научился изучать эффективность работы с научной точки зрения. Философия Тейлора подчеркивала тот факт, что принуждение людей усердно работать не лучший способ оптимизировать результаты. Вместо этого Тейлор рекомендовал упростить задачи, чтобы повысить производительность[2, С.54-59].
Стратегия немного отличалась от того, как бизнес велся заранее. Изначально руководитель фабрики имел минимальные контакты со своими сотрудниками, если таковые вообще имели место. Не было абсолютно никакого способа стандартизировать правила рабочего места, и единственной мотивацией сотрудников была безопасность работы.
По словам Тейлора, деньги были основным стимулом для работы, поэтому он разработал концепцию «заработная плата за честный день за работу». С тех пор научная теория управления практикуется во всем мире. В результате сотрудничество между работниками и работодателями превратилось в командную работу, которой люди теперь наслаждаются.
1.2 Теория управления системами
Управление системами предлагает альтернативный подход к планированию и управлению организациями. Теория системного управления предполагает, что бизнес, как и человеческое тело, состоит из множества компонентов, которые работают гармонично, чтобы большая система могла функционировать оптимально. Согласно теории, успех организации зависит от нескольких ключевых элементов: Университет, взаимозависимость и взаимосвязи между различными подсистемами [5, С.100-102].
Предпринимательство встроено в реальность человеческой деятельности. Это особенно важно при ведении различной бизнес - деятельности, где способность осуществлять изменения и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды определяет, выживет и разовьётся ли организация.
Предпринимательская организация ориентирована на рост и рассчитывает на новые возможности, а не на имеющиеся ресурсы. Поиск новых возможностей осуществляется повсеместно - во внешней среде, а также во внутренних областях, таких как делегирование прав и вовлечение подчиненных в процесс принятия решений, формирование предприимчивости и поведения. Такие организации очень гибкие и изменчивые: организационная структура, принципы, правила, ресурсы, системы и стратегии постоянно меняются, поддерживая весь предпринимательский процесс и приспосабливая его к целям организации в соответствии с требованиями окружающей среды. Работа персонала, групп и всей организации оценивается не на основе эффективности, а результативности и достижения поставленных целей. Индивидуальная инициатива, компетентность и квалификация имеют большое значение [16, С.87-89].
Сотрудники являются одним из важнейших компонентов компании. Другими элементами, необходимыми для успеха бизнеса, являются отделы, рабочие группы и бизнес-единицы. На практике менеджеры должны оценивать модели и события в своих компаниях, чтобы определить наилучший подход к управлению. Таким образом, они могут сотрудничать в разных программах, так что они могут работать как единое целое, а не как отдельные единицы.
Основная концепция теории управления непредвиденными обстоятельствами заключается в том, что ни один подход к управлению не подходит для каждой организации. Существует несколько внешних и внутренних факторов, которые в конечном итоге будут влиять на выбранный подход к управлению. Теория непредвиденных обстоятельств определяет три переменные, которые могут повлиять на структуру организации: размер организации, используемые технологии и стиль руководства.
Фред Фидлер - теоретик теории управления непредвиденными обстоятельствами. Фидлер предположил, что черты лидера были напрямую связаны с тем, насколько эффективно он руководил. Согласно теории Фидлера, есть набор лидерских качеств, пригодных для любой ситуации. Это означает, что лидер должен быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к меняющейся среде. Теория управления непредвиденными обстоятельствами может быть обобщена следующим образом. Не существует единого конкретного метода управления организацией. Лидер должен быстро определить стиль управления, подходящий для конкретной ситуации [7, С.78-79. ]. Важную роль в инициативном управлении играет лидер, менеджер и предприниматель, который благодаря активной жизненной позиции ведет организацию к достижению все более амбициозных целей. Они способны эффективно управлять своими силами, иногда используя врожденную способность привлекать людей своим обаянием и харизмой. Они занимаются развитием творчества и развитием творчества своих подчиненных, они способны воспринимать вещи со свежей, нетрадиционной точки зрения. Они также заставляют других воспринимать эти вещи с их точки зрения. Лидер также может замечать возможности, когда другие видят только хаос и противоречия. Очень важной задачей лидера является поиск, разделение и контроль ресурсов, необходимых для реализации целей. По мере развития организации лидер должен создать команду из руководителей высшего звена, которые смогут дополнить свои навыки и устремления.
1.3 Теория Х и Теория Y
Считаете ли вы, что каждый человек получает максимальное удовлетворение от работы, которую он делает? Или вы считаете, что некоторые считают работу бременем и делают это только за деньги? Такие предположения влияют на то, как организация работает. Предположения также составляют основу теории X и теории Y.
Дуглас МакГрегор - теоретик, которому приписывают развитие этих двух противоположных концепций. Более конкретно, эти теории относятся к двум стилям управления: авторитарному (Теория X) и партисипативному (Теория Y) [9, С.258-260].
В организации, где члены команды проявляют мало страсти к своей работе, лидеры, скорее всего, будут использовать авторитарный стиль управления. Но если сотрудники демонстрируют готовность учиться и с энтузиазмом относятся к тому, что они делают, их лидер, скорее всего, будет использовать управление на основе участия. Стиль управления, который принимает менеджер, будет влиять на то, насколько хорошо он сможет мотивировать членов своей команды [10, С.214-216 ].
Теория X придерживается пессимистического взгляда на работников в том смысле, что они не могут работать при отсутствии стимулов. Теория Y, с другой стороны, придерживается оптимистичного мнения о сотрудниках. Последняя теория предполагает, что сотрудники и менеджеры могут установить отношения сотрудничества и доверия.
Тем не менее, есть пара случаев, когда Теория X может быть применена. Например, крупные корпорации, которые нанимают тысячи сотрудников для повседневной работы, могут найти применение этой идеальной формы управления.
Одна из причин, почему менеджеры должны интересоваться теориями управления обучением, заключается в том, что это помогает максимизировать их производительность. В идеале теории учат лидеров, как максимально использовать человеческие активы в их распоряжении. Таким образом, вместо того, чтобы покупать новое оборудование или инвестировать в новую маркетинговую стратегию, владельцы бизнеса должны инвестировать в своих сотрудников посредством обучения.
Это можно увидеть в научной теории управления Тейлора. Как упоминалось ранее, Тейлор предположил, что лучший способ повысить производительность работников - это сначала наблюдать за их рабочими процессами, а затем разрабатывать наилучшую политику [12, С. 612-614].
Еще одна область, в которой теории управления оказались полезными, - это процесс принятия решений. Макс Вебер предложил, чтобы иерархические системы поощряли принятие обоснованных решений. Отчет, написанный Институтом исследований занятости, предполагает, что сглаживание иерархии прокладывает путь для местных инноваций, ускоряя процесс принятия решений. Выравнивание влечет за собой избавление от должностей и руководящих должностей, чтобы создать единую рабочую среду.
Теории управления, разработанные в 1900-х годах, были направлены на поощрение межличностных отношений на рабочем месте. Одной из таких теорий, которая поощряет совместную среду, является подход человеческих отношений. Согласно этой теории, владельцы бизнеса должны были дать своим сотрудникам больше полномочий при принятии решений [13, С.59-61].
На протяжении всей истории компании применяли различные теории управления на практике. Они не только помогли повысить производительность, но и улучшили качество услуг. Хотя эти теории управления были разработаны давным-давно, они помогают в создании взаимосвязанной рабочей среды, в которой работники и работодатели работают рука об руку. Некоторые из наиболее популярных теорий управления, которые применяются в настоящее время, это теория систем, теория непредвиденных обстоятельств, теория X и теория Y, а также научная теория управления.