Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Менеджмент профессиональной спортивной лиги
1.1 Термин «менеджмент профессиональной спортивной лиги» в спортивной отрасли
1.2. Виды профессиональной футбольной лиги
1.3. Миссия профессиональной футбольной лиги
1.4. Формирование целей профессиональной футбольной лиги
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Спорт выступает важной составляющей развития физической культуры. Его присущим признаком является постоянное острое соперничество среди участников соревнований, регламентация и унификация соревновательных выступлений, условий их выполнения и оценки результатов, которые обусловлены соответствующими спортивными классификациями и правилами. И хотя спорт имеет самостоятельное общекультурное, педагогическое, эстетичное и другие определения, он выступает в роли производной и виртуально – прикладного средства физического воспитания.
В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам.
В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент профессиональной спортивной лиги представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент профессиональной спортивной лиги — это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.
Зарубежные источники представляют нам менеджера как руководителя, занимающего постоянную должность в организации и наделенного полномочиями в области принятия решений по вопросам ее деятельности в рыночных условиях. О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе других людей. Менеджер — это наемный управляющий даже в тех случаях, когда мы говорим о менеджерах топ - класса.
Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно – воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.
Менеджмент профессиональной спортивной лиги как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции.
Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
С сожалением приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов менеджмента профессиональной спортивной лиги в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой - выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.
Теоретическую основу курсовой работы составили монографии, а также учебная литература по менеджменту и управлению персоналом, таких авторов как Куликов А.Н., Манихин А.А., Перевозова О.В, Самоукина Н.В., Тавер Е.И., Тайгирова Т.К, Шатрова А.П., Шерин В.С., научные статьи, последняя периодика по проблеме, данные специализированных порталов сети Интернет.
Объект исследования – Спортивный менеджмент.
Предмет исследования - Менеджмент профессиональной спортивной лиги.
Цель курсовой работы - изучить менеджмент профессиональной спортивной лиги (на примере профессиональной футбольной лиги ПФЛ).
Задачи исследования:
1. рассмотреть менеджмент профессиональной спортивной лиги
2. провести анализ миссии и целей профессиональной футбольной лиги ПФЛ
В теоретической части работы используются методы анализа литературных источников и периодики изданий; метод синтеза, использования которого позволило нам определить закономерности функций, принципов и законов управления спортивной организацией.
В практической части работы использовался метод дифференциальной оценки показателей системы управления спортивной организацией.
База исследования: профессиональная футбольная лига ПФЛ.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1.Менеджмент профессиональной спортивной лиги
1.1 Термин «менеджмент профессиональной спортивной лиги» в спортивной отрасли
Физическую культуру и спорт формируют совокупность ряда явлений и процессов в форме отношений, в условиях которых происходит взаимодействие объектов и субъектов, направленных на физическое и духовное совершенствование человека. Эти явления и процессы нуждаются в целеустремленном развитии путем регуляции и управления, которое может быть при условиях наличия квалифицированного менеджмента профессиональной спортивной лиги на всех уровнях. Широкий круг вопросов, связанных с исследованием современных проблем теории, методологии и практики функционирования и развития физической культуры и спорта, в рыночных условиях, нашли свое отражение во многих работах таких ученых, как М. Золотов, В. Кузин [1], А. Кредисов, И. Переверзин [3].
Однако, по нашему мнению, еще недостаточно обосновано в научной литературе происхождение и формирование ряда понятий и определений, которыми характеризуются физическая культура и спорт, и особенно, требует уточнения понимания и трактовки понятия «Менеджмент профессиональной спортивной лиги» в спортивной отрасли.
Наличие достаточно большого количества употребления понятий таких как: физическая культура, спорт, физическое воспитание, физкультурно-спортивная реабилитация, физкультурно-спортивные услуги и тому подобное предопределены рядом признаков и направлений развития спортивной сферы. Все они имеют определенный статус и трактовки. Однако в научных трудах и нормативно-правовых актах используются различные трактовки и толкования, которые раскрывают сущность основного понятия – «физическая культура и спорт».
В рыночных условиях физическая культура и спорт выступают как единственное целое не только в форме социально идеологического направления, а как деловая среда, в которой каждый индивидуальный субъект удовлетворяет широкий круг требований потребителей. В сфере материального производства сюда можно отнести как достаточно большое количество компаний, которые имеют касательную или принимают непосредственное участие в спортивной сфере, где изготовляются спортивные снаряды, оборудование, инвентарь, спортивная символика и аксессуары, для спортсменов, так и организации, учреждения отдельных людей, организующих, обеспечивающих и управляющих процессами. Эти функции на всех уровнях развития физической культуры и спорта выполняет менеджмент профессиональной спортивной лиги, который выступает как средство реализации цели.
Острая необходимость менеджмента профессиональной спортивной лиги в спорте предопределяется особенностями отрасли, основной из которых является то, что в физической культуре возникает потребность одновременного решения как вопросов спортивного, финансового, психологического характера из организации спортивного процесса, так и непосредственного участия в нем субъектов и объектов спортивной отрасли [9].
Задачей субъектов в спорте является четкое выполнение своих обязанностей, а менеджеров наблюдать и способствовать в обеспечении их реализации, соединив свои действия с ситуационным положением в единственное гармоничное целое, применяя разные методы и средства влияния. Сложность решения этой проблемы связана еще и с особенностью менеджмента в спортивной сфере, которая определяет многогранность и разновидность физической культуры, что связано с ее отдельными органическими составляющими: спортом, физическим воспитанием, физической подготовкой и физической реабилитацией, каждая из которых нуждается в учете специфики урегулирования отношений в соответствии с их проявлением. К тому же, в управлении нуждается не только организация конкретного спортивного процесса, но и деятельность отдельных субъектов.
В Законе «О физической культуре и спорте», в общих положениях и в его статьях не употребляется термин «менеджмент профессиональной спортивной лиги». Очевидно, это является одной из причин, что в справочной литературе и научных трудах ученых, которые исследуют проблемы развития физической культуры и спорта, употребляются разные его понятия. Наиболее распространенными являются использования «спортивный менеджмент» и «менеджмент в спорте», которые, по нашему мнению, отличаются как за формой, так и содержанием. Преимущество употребления понятия «спортивный менеджмент» — это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в рыночных условиях [3].
Ключевая роль в проявлении менеджмента профессиональной спортивной лиги отводится спортивному менеджеру, который может выступать как в коллективной форме, свойственным всем категориям работников учреждений, ведомств и организаций физической культуры и спорта, так и в форме отдельного самостоятельного работника вида профессиональной деятельности. Также отдельные элементы управленческой деятельности свойственны тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и тому подобное. Однако, сфера деятельности отмеченных категорий нацелена, как правило, на методику проведения занятий, тренировок, совершенствования мастерства, что является непосредственно направленными на развитие субъекта спорта, а также спортивной среды. Если выходить из этих позиций то, по нашему мнению, приемлемее употреблять такое понятие как «менеджмент в спорте», а не «спортивный менеджмент».
Потому что в целом тренер, учитель, инструктор, да и спортсмен должны выполнять свои прямые функциональные обязанности, не тратя время на организацию и управление процессами в спорте, тогда им и не станет присущим свойство менеджера. Функции менеджера как такого должны выполнять нанятые или назначенные лица, которые научены и готовы обеспечить организацию и управление спортивным процессом.
Таким образом, менеджмент профессиональной спортивной лиги будет иметь прямое отношение к организации и проведению спортивных мероприятий, где непосредственно направляется его влияние на повышение результативности и эффективности спортсменов. И только используя систему управления, как сознательно организованное, целеустремленное и активное влияние разных субъектов управления на процесс развития и функционирования спорта, можно достичь поставленной цели. В таком случае организация спортивного процесса или мероприятий будет нуждаться в непосредственном участии менеджеров, что, по нашему мнению, предопределяет употребление корректного ключевого понятия «менеджмент в спорте» [4].
Достаточно специфическим кажется понятие «спорт-менеджмент». В его понимание авторы вкладывают всю систему управления в профессиональном спорте, менеджмент профессиональной спортивной лиги и менеджеров спортивных соревнований, спортивных и оздоровительных клубов и заведений, организаторов учебных процессов, в школах, колледжах, институтах, университетах и тому подобное, организацию спортивных мероприятий, экономику спорта, финансы, управление средствами, спортивную информацию и рекламу. Это определение кажется достаточно перегруженным, с одной стороны, а с другой в понятие не включено никаких классических составляющих менеджмента профессиональной спортивной лиги. Однако, их толкование определяет применение управленческих функций непосредственно на объекты в сфере спорта, который дает основания рассматривать их толкование как управление в спортивной сфере, то есть «менеджмент в спорте».
1.2. Виды профессиональной футбольной лиги
Футбол – самый популярный вид спорта. Трансляции топовых матчей собирают миллионную аудиторию. Людей интересуют соревнования национальных сборных, выступления отдельных клубов. Система футбольных лиг России и других стран мира имеет сложную иерархию.