Файл: Система права (Право: понятие, сущность, функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исполнение - требует от субъекта активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Особенно это относится к разным органам государства и должностным лицам государственных и негосударственных организаций, поскольку многие из них создаются и действуют, прежде всего, для исполнения норм права.

Соблюдение - пассивное воздержание субъекта от совершения действий, находящихся под запретом. Государство, возложив конкретную обязанность на различных субъектов общественных отношений вправе требовать соблюдения этих предписаний от субъектов, а в необходимых случаях принуждать их к этому.

Применение права - активная властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела. Применение - это точное, неуклонное строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности. [3, С. 180]

Методологические проблемы определения сущности права.

В советской литературе под сущностью права понималась возведенная в закон воля господствующего класса. Содержание этой воли определялось материальными условиями жизни данного класса. Т.е сущность права рассматривалась как сущность исторических типов права различных общественно-экономических формаций (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право) и не давала общего определения понятия сущности права.

Для более углубленного понимания права профессор Н.Г. Александров предлагал признать, что кроме понятий отражающих классовую сущность правовых явлений, имеются понятия описательные, отражающие их крайне важные, но все же внешние признаки (сущность первого порядка), и смешанные общие понятия, сочетающие как описательные, так и социально-классовые признаки. [7, С. 197]

Различение двух сущностей породило ряд затруднений (две и более сущности одного предмета?). Эти затруднения пытались преодолеть путём построения иерархии сущностей (первого, второго, третьего порядков). Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что имеет место тенденция бесконечного процесса углубления познания в области сущности права, а не существование нескольких сущностей права.

При исследовании классовой сущности права речь идет обычно не столько о сущности, сколько о причинах возникновения права (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает преимущественно или исключительно волю и интересы политически господствующей части общества). Классовое содержание права допускает конкретизацию по частям класса, по периодам развития общества, по отраслям и институтам, не переставая быть оценочной характеристикой права. Категория же сущности должна включать такие качественные черты, без которых вообще нет того предмета, о сущности которого идёт речь. Поэтому рядом с содержанием классовой сущностью права в юридической науке всегда описывалось нечто вроде его предметной сущности, раскрываемой посредством перечня важнейших качеств права. Этот перечень содержится в большинстве определений права: право - система норм (и или отношений), санкционированных или установленных государством и охраняемых от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Подобные определения дают возможность отделить право (систему норм) от иных социальных явлений (норм морали, обычаев, нравов, религиозных норм и др.).


Понимание сущности права постигается не только изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объединений, с особенностью всего комплекса социальных отношений, т.е. отношений между индивидами и социальными группами, классами и сословиями, обществом и государством, но и философией права.

В соответствии с принципами философа И. Канта необходимо отметить, что для постижения сущности права недостаточно знать содержание законодательства разных стран и народов. Сущность права не только не может быть постигнута методами практической юриспруденции, но и вообще не относится к кругу ее интересов, поскольку для юриста первостепенное значение имеют поиск юридических фактов и доказательств, относящихся к данному делу, правовая оценка обстоятельств казуса, определение, кто на что имеет право и к чему обязан, в каких пределах и размерах и т.п. Сущность права не может быть постигнута ни практическим правоведением, ни даже общей теорией права, если последняя не выйдет за пределы юридических категорий. Определение понятий, выражающих существенные свойства права (законы его бытия) согласно И. Канту, входит в предмет и задачу не столь общей теории права, сколько философии права. Сущность права может быть постигнута только философским разумом. [7, С. 203]

Таким образом, можно сказать, сто в настоящее время имеют место множество концепций понимания сущности права, что обусловлено сложностью объекта исследования.

2.2. Признаки правовой нормы

Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право - это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.

Ведущее место среди источников права занимают нормативно-правовые акты - акты компетентных органов и должностных лиц, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворческой деятельности (правотворчества).

Правотворчество - это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.


Целями правотворчества являются:

1. Создание новых норм права.

2. Конкретизация существующих правил поведения.

3. Детализация правовых предписаний.

4. Дополнение существующих правовых норм. [5, С. 112]

Принципы правотворчества:

1. Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.

2. Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.

3. Профессионализм правотворчества предполагает привлечение ктакого рода деятельности компетентных специалистов, обладающих профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов.

4. Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативно-правовых актов.

5. Научный характер правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.

6. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативно-правовых актов. Исходя из этого корректируется работа правотворческих органов.

7. Своевременность правотворчертва предполагает оперативное создание новых норм и внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты в соответствие с качественным изменением общественных отношений. [5, С. 121]

Правотворческий процесс - это особая государственная деятельность по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Пр. процесс включает в себя 4 стадии:

Законодательная инициатива.

Обсуждение законопроекта

Принятие решения.

Обнародование закона.

Потребность в анализе форм (источников) права как самостоятельных категорий современной общей теории государства и права обусловлена необходимостью поиска внешнего выражения права как социального явления. При этом форма (источник) права характеризует связь права с государством как способ выражения государственной воли или как способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила.


2.3. Систематизация нормативно-правовых актов

Систематизация НПА - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Используются три основных формы систематизации.

1. Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификацией занимаются только компетентные органы. Такой акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общ. жизни.

Они рассчитаны на длительное использование. Кодификация НПА подразделяются на три вида:

Основы законодательства,

Кодексы,

Уставы и положения.

2. Инкорпорация - это объединение в сборниках или собраниях действующих НПА в определенном порядке без изменения содержания.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм путем издания официальными органами сборников действующего законодательства. (офиц. инкорпорация бывает хронологической и систематической).

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства организациями или гражданами.

3. Консолидация – одна из форм систематизации, где согласуется ряд нормативно-правовых актов, функционирующих в одной области социальных отношений, в составленный НПА с сохранением содержания. [6, С. 145]

Правовая система – это совокупность внутренне, взаимосвязанных, объединённых общественно схожих юридических явлений, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организаующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, санкции, ответственность).

Англосаксонская правовая система.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Признаки:

-основным источником права выступает судебный прецедент;

-ведущая роль в формировании права отводится суду;

-на первом месте находятся не обязанности, а защищаемые в судебном порядке;

- нет кодифицированных отраслей права;


-отсутствует деление права на частное и публичное;

-юридические доктрины носят сугубо прагматический, прикладной характер. [2, С. 156-157]

Правоотношения

Отношения между людьми, которые попадают под действие норм права, называются правовыми отношениями. Люди вступают в самые разнообразные отношения. Обычно выделяют экономические, политические, социальные, культурные, межличностные отношения. Цели этого разнообразия - межличностные отношения. Над межличностными отношениями могут надстраиваться правовые отношения в виде семейного права, гражданского права и т.д. Политические отношения регулируются нормами права, законами «о выборах» и пр. Таким образом, правоотношения зависят от сферы общественной жизни, которую они регулируют. Правоотношения имеют структуру:

1) объекты правоотношений.

2) содержание правоотношений.

3) субъекты правоотношений. [3, С. 178]

Под объектом правоотношения понимают тот предмет, материальную ценность или права, по поводу которых происходят взаимодействия людей.

Под содержанием правоотношения понимают конкретное действие участников данных отношений.

Субъекты правоотношений (стороны правоотношений) - это те, кто участвует в правоотношениях. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Отсюда видно, что субъектами правоотношений могут являться не менее двух каких-либо субъектов.

Юридические лица как субъекты правоотношений - это общественные организации (партии, профсоюзы), коммерческие организации, фирмы (АО, ЗАО), государства, органы государственной власти. Юридические лица называются коллективным субъектом в гражданском праве. Главный признак юридического лица - владение имуществом. Среди субъектов особое место занимает государство, так как оно само устанавливает нормы права. Участие субъектов в правоотношениях характеризуется наличием прав и обязанностей. Это называется правосубъектностью, которая подразделяется на: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это возможность пользоваться правами и выполнять определенные обязанности.

Дееспособность - это осознанное исполнение прав и обязанностей в рамках правовых норм. Она зависит от возраста, специфических качеств личности и бывает полная и ограниченная (в возрасте от 14 до 18 лет, дееспособность малолетних от 6 до 14 лет).

Во всех отраслях права, кроме гражданского, дееспособность и правоспособность совпадают. В гражданском праве, правоспособность начинается с рождения и заканчивается смертью гражданина. Гражданское право регулирует имущественные отношения, и поэтому закон наделяет даже недееспособных граждан имущественными правами, так как они обеспечивают само существование гражданина. Дееспособность граждан может быть ограничена законом (глава 2 Конституции Российской Федерации).К признакам правоотношения можно отнести следующие: