Файл: Проектирование БД для сотрудника страховой компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современные информационные системы для хранения своих данных в качестве основы используют реляционные базы данных. Технологии и основные концепции данных имеют тенденцию к тому, чтобы складываться постепенно.

Достаточно широкое использование основных баз данных относительно различных категорий пользователей приводит к созданию интерфейсов, которые требуют минимум времени для освоения основных средств управления системой, а с другой стороны оказывают воздействие на построение достаточно мощных и гибких систем управления базами данных (СУБД), которые имеют развитые средства защиты данных от преднамеренного или случайного уничтожения. В последние годы появились новые средства для автоматизации разработок, которые позволяют создавать пользователям базы данных, в том числе и тем, которые не владеют основами теории БД.

Предметная область исследований курсовой работы (КР) – процесс управления продажами в страховой компании. В компании происходит страховое обслуживание клиентов на разных этапах и необходимо организовать учетную деятельность отдела продаж в компании.

Целью работы является разработка программы учета работы отдела продаж страховой компании.

В связи с этим для систематического и непрерывного учета выполненных работ по обслуживанию клиентов в отделе продаж необходимо разработать информационную систему.

Практическая ценность такой системы заключается в том, что она позволяет автоматизировать ручной труд как администратора, так и офис-сотрудника по составлению необходимой документации, по контролю выполняемых работ и оформлению соответствующей документации.

При современных темпах развития рыночных отношений данная разработка приобретает большую актуальность по той причине, что возможность создания и ведения базы данных учета, контроля и распределения различных заявок позволяет организации более эффективно работать с документацией, а также находить и использовать необходимые для развития деятельности контакты.

Задачи, которые должны быть решены для достижения цели:

  • анализ процессов документооборота внутри страховой компании и выявление проблем;
  • постановка задачи;
  • анализ существующих программных средств для ведения учета выполненных работ;
  • моделирование системы;
  • выбор средств реализации;
  • инфологическое и физическое проектирование базы данных;
  • проектирование и разработка приложения.

Объектом исследования является отдел продаж страховой компании.

Предмет исследования – автоматизация процесса управления продажами в страховой компании.

Метод исследования – изучение текущего состояния бизнес-процессов в технологии работы по обслуживанию клиентов внутри компании, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.

Структура работы – работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Информационной базой написания работы выступают методические указания, учебные пособия, интернет-источники, данные финансовой отчётности страховой компании.

1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Описание предметной области. Постановка задачи

Представим общую информацию о компании:

Группа «АльфаСтрахование» является одной из крупнейших российских частных страховых компаний, имеющей универсальный портфель услуг, которая включает комплексные программы защиты интересов бизнеса и страховые продукты для частных лиц. По лицензии, организация предлагает более ста продуктов, в частности, продукты по страхованию жизни граждан.

В 2017 г. проведено исследования аналитическим центром Национального Рейтингового Агентства и Индустриальным страховым брокером, по результатам которого «АльфаСтрахование» получило высокую оценку надежности.

В состав компании входит «Альфа-Центр Здоровья» —медицинские центры, запущенные компанией в 2009 г., предоставляют медицинские услуги населению 12 городов России.

Группа «АльфаСтрахование» объединяет ОАО «АльфаСтрахование», ООО «АльфаСтрахование-Жизнь», ООО «АльфаСтрахование-ОМС», ОАО «СМК «Югория-Мед» и ООО «Медицина АльфаСтрахования».

По лицензии, компании АО «Альфа-Страхование» предлагают страховые продукты, в частности, страхование жизни и страхование от несчастного случая.

В общей структуре страхового портфеля Группы «АльфаСтрахование» без ОМС по итогам 2016 г. наибольшую долю занимает страхование жизни (32,7%), каско (14,5%), ОСАГО (14,4%) и добровольное медицинское страхование (9,7%). Собственные средства Группы «АльфаСтрахование» составляют более 11,8 млрд. руб [2].

При построении организационной модели компании необходимо выделить все единицы персонала, задействованного в страховой компании и установить между ними связи подчинения. Организационная модель представлена на рисунке1.


Рисунок 1. Организационная модель страховой компании

Таким образом, при дальнейшем проектировании информационной системы необходимо учитывать линейность организационной структуры компании. Это означает, что каждая единица персонала в одно время подчиняется только одному вышестоящему лицу. Очевидной положительной стороной такой организационной структуры является отсутствие противоречивости указаний вышестоящих органов, как бывает при функциональных и матричных организационных структурах, когда один человек может подчиняться одновременно нескольким начальникам.

Система должна предоставлять интерфейс для ввода, просмотра и редактирования всех необходимых данных любого справочника. Данные должны предоставляться в виде таблицы с указанием их основных полей. Программа должна обеспечить отображение элементов всех справочников в виде списков с возможностью добавления, редактирования, удаления записей, наложения фильтра по значению в текущей ячейке таблицы, сортировки по одной из колонок, поиска значения в текущей колонке, с возможностью настройки списка отображаемых столбцов и порядка их следования. Необходимо предусмотреть возможность объединения записей справочника в группы, объединяющие записи по смысловому или функциональному назначению. В этом случае в левой части списка должно отображаться дерево групп, а в списке должны отображаться записи только этой группы, при этом режим отображения списка по группам или без групп должен настраиваться [1].

Исходными документами для разрабатываемой системы служат:

  • Перечень документов;
  • Список предлагаемых услуг;
  • Список проданных услуг;
  • Договора страхования и перестрахования.

Эти же типы документов присутствуют в информационной системе.

Информация выше вносится в информационную систему, на основании чего формируются следующие отчеты, являющиеся выходными данными:

  • Работы по сотруднику;
  • Выполненные операции;
  • Отчет по выполненным заказам;
  • Отчет по клиентам.

Функциональные возможности системы можно разделить на три основные части:

  • Ведение списков и справочников;
  • Построение структуры оборудования;
  • Учет выполненных операций.

Функция ведения списков и справочников является рутинной, но необходимой работой. Основная идея ведения справочников – максимально исключить ручной ввод данных, записывая данные в таблицы и предоставляя пользователю возможность выбирать эти данные в виде выпадающих списков или специальных форм выбора. Кроме убыстрения ввода данная функция позволит исключить ошибки и неоднозначности при вводе данных [3]. Второстепенные справочники выступают в основном в качестве реквизитов при заполнении основных справочников и документов по выполнению операций. Это такие справочники как:


  • Клиенты;
  • Отделы;
  • Услуги;
  • Заказы;
  • Сотрудники компании;
  • Подразделения компании;
  • Должности сотрудников предприятия;
  • Статусы операций, выполняемых с клиентами.

В страховой компании основными каналами продаж являются штатные сотрудники и агенты (рис.2).

Рисунок 2. Основные каналы продаж страховой компании

Процесс продажи страхового полиса АО «АльфаСтрахование» в соответствии со следующей структурной схемой (рис. 3):

Рисунок 3. Структурная схема процесса продажи страхового полиса

Базовым документом для заключения договора страхования является заявление страхователя (клиента).

Все операции продажи полиса выполняются вручную или с помощью автоматизированного рабочего место (АРМ) агента, после чего отчеты по заключенным договорам передаются операторам ПК для ввода в КИС СК для обеспечения автоматизированного учета.

Из всего комплекса задач, решаемых в страховой компании, мною будет исследоваться работа отдела продаж. Отдел состоит из нескольких сотрудников. Один обрабатывает заказы. В обязанности остальных сотрудников входит непосредственное обслуживание клиентов, внесение данных в базу данных, оформление договоров [5].

Входными данными по работе с клиентами являются:

  • справочная информация о клиенте;
  • предлагаемые услуги;
  • бланки договоров;
  • список сотрудников;
  • список отделов страховой компании.

Выходными информационными потоками в данном процессе являются:

  • обработанные заявления на страхование;
  • оформленные договора;
  • информация об обслуженных клиентах
  • клиентская база данных;
  • потребности клиента.

1.2 Выбор средств/методологии проектирования. Выбор СУБД

После определения объектов и установления связей между ними, переходят к этапу «Выбор инструментальных средств разработки БД». Этот этап является одним из важнейших моментов в разработке проекта БД, так как он принципиальным образом влияет на весь процесс проектирования БД и реализацию информационной системы. Теоретически при выборе СУБД нужно принимать во внимание десятки факторов. Но практически разработчики руководствуются лишь собственной интуицией и несколькими наиболее важными критериями, к которым, в частности, относятся:


  • тип модели данных, которую поддерживает данная СУБД, её адекватность потребностям рассматриваемой предметной области;
  • характеристики производительности системы;
  • запас функциональных возможностей для дальнейшего развития системы;
  • степень оснащённости системы инструментарием для персонала администрирования данными;
  • удобство и надежность СУБД в эксплуатации;
  • стоимость СУБД и дополнительного программного обеспечения.

На сегодняшний день одной из самых популярных настольных СУБД является MS Access. Это связано с тем, что Access обладает очень широким диапазоном средств для ввода, анализа и представления данных. Эти средства являются не только простыми и удобными, но и высокопродуктивными, что обеспечивает высокую скорость разработки приложений.

В данной работе в качестве инструмента разработки БД была использована СУБД MS Acсess, т.к. одним из основных критериев выбора СУБД является модель данных (используется для представления данных), а MS Acсess поддерживает реляционную модель данных.

Реляционная модель данных представляется в виде двухмерной таблицы, информационными единицами которой являются поля, домены и кортежи. Для описания информационных объектов предназначается соответствующий язык описания информационных документов [6, 7].

Кроме того, СУБД MS Access была выбрана исходя из следующих функциональных возможностей:

  • в ней обеспечивается эффективная обработка больших объёмов информации;
  • – обеспечивает доступ ко всем типам данных;
  • имеется возможность одновременного использования нескольких таблиц БД;
  • несмотря на то, что Access является мощной и сложной системой, его использование не сложно для непрофессиональных пользователей;
  • лёгкость создания таблиц при помощи одного из трёх режимов: с помощью конструктора, с помо­щью мастера и путём ввода данных;
  • простота создания связей между таблицами, с помощью «Редактора связей»;
  • возможность создания форм с помощью конструктора и мастера форм;
  • наличие встроенного механизма проверки целостности данных;
  • СУБД Access позволяет создавать различные отчёты на основе данных из таблиц и других объектов БД.

1.3 Проектирование логической структуры базы данных

Система предназначена для обработки данных о видах страховок, их стоимости, о совершенных сделках, о клиентах, о сроках действия страховки.