Файл: Особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала (Теоретическая часть).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
В современных условиях социально-экономического развития страны в целях обеспечения конкурентоспособного развития отечественных предпринимательских структур важную роль приобретает управление совместным предпринимательством. Создание совместных предприятий является важным направлением выхода на новые рынки, закрепления на них и получения прибыли от использования инновационных технологий, а также эффективного использования ресурсов и новых возможностей.
Необходимость создания совместных предприятий в Российской Федерации обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для совместных предприятий характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.
Много десятилетий в области отношений с иностранными партнерами в нашей стране господствовала монополия государства на внешнеэкономическую деятельность, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей и отношений. Но с переходом России на рыночные отношения в 1991 году право на образование предприятий с совместным иностранным капиталом получают не только государственные внешнеторговые организации, но и отраслевые, региональные, муниципальные представители развивающегося бизнеса.
Значение иностранных инвестиций как одного из непременных условий экономического возрождения страны состоит в том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. Поэтому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать развитию российской экономики
Актуальность темы.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что вопросам развития инвестиционного климата и совместного предпринимательства уделяется большое внимание на уровне руководства Российской Федерации, поскольку это положительно сказывается на экономическом развитии регионов России, что очень важно для нашей страны в современных условиях.
Цель исследования.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей организации финансов предприятия с участием иностранного капитала.
Задачи исследования.
– выяснить особенности и принципы организации предприятий с совместным капиталом;
– предложить пути совершенствования деятельности компании по преодолению проблем, касающихся зарубежного инвестирования.
Объект исследования:
ЗАО "Европлан" (ИНН: 6164077483 ОГРН: 1027700085380)
Предмет исследования:
Особенности создания бизнеса с участием иностранного капитала.
1.1. Способы создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Существует всего три способа создания организации с иностранными инвестициями, это:
1. Учреждение новой коммерческой организации с иностранными инвестициями либо приобретение российской коммерческой организации в собственность.
В данном случае, иностранный инвестор учреждает организацию с иностранными инвестициями, которая регистрируется в соответствии с российским законодательством и 100% участия в организации принадлежит иностранному инвестору. Либо иностранным инвестором становится единственным участником путем приобретения 100% участия в уже существующей российской коммерческой организации, тем самым обеспечивая такой организации статус коммерческой организации с иностранными инвестициями
2. Долевое участие в коммерческой организации с иностранными инвестициями
Иностранный инвестор является участником российской коммерческой организации и ему принадлежит не менее чем 10% долей уставного капитала.
Открытие филиала или представительства иностранного юридического лица. Действующее законодательство не ограничивает юридические лица в праве создавать свои обособленные представительства. Порядок создания филиалов и открытия представительств устанавливается законом и учредительными документами юридического лица.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Создание обособленного структурного подразделения иностранного юридического лица, зарегистрированного в стране своего происхождения (филиала или представительства) подлежит аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Далее мы подробнее опишем каждый из перечисленных способов создания организации с иностранными инвестициями, рассмотрим их преимущества и недостатки.
1.2 Основные различия предприятий с иностранными инвестициями и филиалов (представительств) иностранных юридических лиц.
Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон) закреплено, что правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ. Для организаций с иностранными инвестициями Законом предусмотрены различного рода гарантии, касающиеся деятельности таких организаций, при этом, следует обратить внимание, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными вышеназванным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации (пункт 4 статьи 4 Закона).
Ограничения в деятельности иностранных инвесторов на территории РФ могут быть установлены только федеральными законами. Однако согласно ст. 9 Закона в тех случаях: когда вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды; когда вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов; когда устанавливается режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в РФ по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, не применяются в течение сроков окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Данная норма распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации составляют свыше 25%.
Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в установленном действующем порядке для всех коммерческих организаций.
Отказ в государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения установленного действующим на территории РФ законодательством порядка образования такой организации либо несоответствия ему необходимых для регистрации документов.
Предприятию с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
В отношении приобретения иностранным инвестором доли участия в российской коммерческой организации необходимо подчеркнуть, что коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора, независимо от доли иностранного инвестора в уставном капитале организации. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными действующим российским законодательством. И утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого момента указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные действующим российским законодательством.
Российское законодательство разрешает организациям с иностранными инвестициями привлекать иностранных граждан в качестве работников. Однако следует учитывать требования, предъявляемые законодательством России, при приеме иностранного гражданина на работу.
С января 2003 года введен новый порядок оформления Разрешения на работу иностранных граждан для легальной работы в России. Порядок получения Разрешения на работу является общим для российских фирм, вне зависимости от наличия иностранных инвестиций и должностей, на которые привлекаются иностранцы (за некоторыми исключениями).
Оформление Разрешения на работу происходит в несколько этапов в различных инстанциях, включая Управление по делам миграции ГУВД, Федеральную миграционную службу МВД России.
Основные положения, регулирующие порядок выдачи Разрешения на работу:
Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы": «...Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы...осуществляются Федеральной миграционной службой России...»
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ: «...разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности...»
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу»: «...разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности...»
Также необходимо учитывать, что при создании предприятия с иностранными инвестициями в установленных законом случаях требуется согласование с антимонопольным ведомством (ст. 17, 18 ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г.).
А при приобретении иностранными инвесторами доли участия в российских юридических лицах, собственниками которых являются государственные или муниципальные органы, должно быть согласовано с этими органами.
Филиалы (представительства) иностранных фирм: правовой режим, разрешения на открытие таких филиалов (представительств) и их государственная регистрация.
Как я уже говорил ранее, Гражданское законодательство РФ, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, применяется и к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому при определении гражданско-правового понятия представительства или филиала правомерно руководствоваться определением, установленным ст. 55 Гражданского кодекса РФ, не забывая при этом, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц, согласно ст. 161 Основ гражданского, определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.
Таким образом, Гражданским кодексом установлено, что филиал (представительство) - это по обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающее интересы создавшего его юридического лица, а филиалом является тоже подразделение, осуществляющее все или часть функций юридического лица.
Филиал (представительство) не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им иностранной организации.
Деятельность филиалов (представительств) иностранных юридических лиц на территории РФ в настоящее время регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в соответствии с которым филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица - головной организации (ст. 21).
Как уже указывалось, хотя филиалы (представительства) и названы обособленными подразделениями (более обособленными, чем обычные подразделения или составные части) юридического лица, они все-таки продолжают оставаться его составными частями, вследствие чего сами юридическими лицами быть не могут, собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью не обладают. В качестве представителя юридического лица может выступать руководитель филиала или представительства. Поэтому именно ему, на его имя, а не филиалу или представительству в целом, выдается доверенность, определяющая круг его полномочий.
Также нужно подчеркнуть, что ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшее их юридическое лицо и согласно п. 5 ст. 36 Арбитражно-процессуального кодекса «иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения». В этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него.
Различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере функций того и другого. Из сопоставления пп. 1, 2 ст. 55 ГК РФ явствует, что круг функций филиала шире: он может включать и функции представительства. Если представительство создается с целью осуществления только юридических действий, сводящихся к представлению и защите интересов юридического лица, то деятельность филиала состоит и в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все функции юридического лица либо их часть.
Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 21.12.99 г. № 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов власти по привлечению в экономику РФ прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» установлена аккредитация филиалов (представительств) иностранных юридических лиц и определен ее порядок.
В соответствии с указанным постановлением аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.
Однако филиалу (представительству) иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1.3. Характеристика участия иностранного капитала в деятельности российских организаций
По мере развития российской экономики, совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы российский рынок становится все более привлекательным для международных финансовых институтов, многие из которых стремятся занять соответствующее место в российском экономическом секторе. На территории России вправе действовать зарегистрированные в России предпринимательские фирмы со стопроцентным и смешанным участием иностранного капитала. Деятельность таких предпринимательских фирм регулируется, наряду с другими документами, Федеральным законом РФ от 09.07.1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [17].
Предпринимательские фирмы со стопроцентным участием иностранного капитала появляются на российском рынке по различным конкретным поводам, но общими причинами таких действий являются обычно заинтересованность в обширных рынках сбыта продукции и в привлечении дешевых видов производственных ресурсов, включая рабочую силу наемных работников.
Можно выделить три группы таких компаний, а именно: – предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах; – предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах; – транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России [8]. В целом, зарегистрированные за рубежом предпринимательские фирмы имеют право беспрепятственно действовать на территории Российской Федерации на основании полученных ими лицензий и других разрешительных документов для выполнения видов предпринимательской деятельности, которое требует обязательного лицензирования. В остальных случаях они вправе осуществлять свою деятельность без лицензии. Такие фирмы могут создавать в России свои представительства,
которые, согласно российскому законодательству, вправе лишь представлять интересы субъектов бизнеса и осуществлять их защиту. Все свои предпринимательские функции, включая проведение финансовых операций и уплату налогов, подобные фирмы осуществляют за пределами России. Непосредственно на территории России указанные субъекты предпринимательского бизнеса занимаются лишь поисками контрагентов и клиентов, оказывают услуги через Интернет и выполняют разовые поручения единичных клиентов.