Файл: Оценка конкурентного статуса фирмы на примере фирмы лидера.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Конкурентоспособность предприятия и его товара
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности
II. Оценка конкурентного статуса фирмы
2.1 Конкурентный статус и его виды
2.2 Характеристика предприятия и выпускаемого товара
III.Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ОAО «Лукойл»)
0<КСФ<0,4 - слабая позиция;
0,5<КСФ<0,7 - средняя позиция;
0,8<КСФ<1 - сильная позиция.
Развернутую и наиболее удачную характеристику понятия «конкурентный статус» дал проф. А.П. Градов. Под конкурентным статусом (конкурентной позицией) предприятия он понимает совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации [250. С. 206]
Изложенные в предыдущем пункте теоретические положения позволяют сформулировать следующие принципы количественной оценки уровня КСФ:
1. оценки должны быть дифференцированы по этапам ЖЦКПФ;
2. оценки должны учитывать значимость каждого детерминанта «национального ромба» в формировании условий КПФ;
3. оценки должны учитывать структуру СПФ по его элементам, видам и степени соответствия ресурсов принципу Парето - эффективности;
4. оценочные показатели должны позволять анализировать влияние как отдельных сторон внутренней и внешней среды, так и совокупное влияние всех условий на создания предпосылок соответствующего уровня КПФ.
Обобщающая оценка должна давать некую среднюю из частных показателей. В связи с этим возникает проблема, которая в наибольшей степени соответствует существу оцениваемого явления.
Когда оценки какого - либо явления зависят исключительно от субъективных ощущений, более пригодной для получения истинного значения будет геометрическая средняя наблюдаемых величин.
С учетом сказанного можно сконструировать следующие оценочные показатели условий для КПФ, формулируемыми внешней и внутренней сферами:
1. Условиями, формируемые совокупным воздействием детерминантов «национального ромба», оцениваются показателями
- показатель совокупного воздействия детерминантов за весь этап ЖЦКПФ равен корню пятой степени из произведений показателей совокупного воздействия детерминантов за z этап
- показатель совокупного воздействия детерминантов за z этап равен корню четвертой степени из произведения отношения числа благоприятных к общему числу факторов на коэффициент значимости детерминанта для этапа ЖЦКПФ.
2. Условия, формируемые стратегическим потенциалом фирмы, оцениваются показателями
- СПФ равен корню пятой степени из произведения СПФz, где СПФz в свою очередь равен корню квадратному 16-ой степени из показателей соответствия стратегического потенциала целям фирмы по формированию КПФ I - го элемента стратегического потенциала.
Обобщающими оценками КСФ будут:
1. за z этап ЖЦКПФ КСФz равен корню из произведения СПФz и Dz;
2. за весь период ЖЦКПФ КСФ равен корню из произведения СПФ на D.
Количественную оценку уровня КСФ используют для последующего анализа причин наиболее существенного расхождения между фактическими и требуемым значением параметров СПФ, выявления степени положительного или отрицательного влияния внешних факторов на уровень КПФ и выработки на основе такого анализа наиболее актуальных целей стратегического развития фирмы.
2.2 Характеристика предприятия и выпускаемого товара
Лукойл – одна из крупнейших нефтяных компаний России. Это частная вертикально интегрированная компания, которая занимается добычей нефти и газа, переработкой и продажей нефти и нефтепродуктов. На долю Лукойла приходится 2% мировой добычи нефти и 1% доказанных запасов углеводородов.
Разведка и добыча происходят в 12 странах мира, основные работы сосредоточены в России, Средней Азии и на Ближнем Востоке. Свою продукцию компания поставляет в 18 стран мира. Помимо месторождений в России, Лукойл развивает месторождения в Ираке, на Каспии и Узбекистане.
Согласно отчету компании, 49% акций находятся в свободном обращении. Остальные акции принадлежат менеджменту компании или подконтрольным организациям. Главе компании Вагиту Алекперову принадлежит 23% компании, причем Алекперов и другие менеджеры Лукойла регулярно докупают акции. Так же у Лукойла действует программа обратного выкупа акций через покупку бумаг на подконтрольную Лукойлу компанию Lukoil Securities Limited.
III.Оценка методов конкурентоспособности продукции предприятия (на примере предприятия ОAО «Лукойл»)
3.1 Анализ конкурентной среды и его статуса
Основными конкурентами ОАО «Лукойл» являются компании Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР. Влияние существующих, и угроза появления новых конкурентов. Анализ конкурентов позволяет получить сведения о компаниях, работающих в той жеотрасли. В области добычи и лицензирования главным конкурентом ПАО «ЛУКОЙЛ» является ПАО «Роснефть» на объем добычи нефти и долю рынка в данном бизнес – сегменте. Между компаниями также существует конкурентная борьба за приобретение лицензий на разведку и добычу на аукционах и продажах, организуемых российскими государственными органами.
Основным показателем качества нефтепродуктов является глубина переработки нефти на НПЗ.
Для анализа конкурентов ПАО «ЛУКОЙЛе» воспользуемся данными, которые представлены в (табл.1).
Таблица 1. Основные конкуренты ПАО «ЛУКОЙЛ»
По данным (табл. 1) видно, что у ПАО «ЛУКОЙЛ» самая высокая средняя глубина переработки нефти на НПЗ. Высокое качество нефтепродуктов ПАО «ЛУКОЙЛ» относительно конкурентов может существенным образом повлиять на клиентскую базу компании. Также конкурентным преимуществом ПАО «ЛУКОЙЛ» является наличие большого количества автозаправочных станций в РФ. Это позволяет компании занимать высокую долю на рынке нефтепродуктов.
Для определения доли компании на данном рынке воспользуемся данными, которые представлены в (табл. 2)
По данным (табл. 2) видно, что на розничном рынке нефтепродуктов РФ ПАО «ЛУКОЙЛ» имеет высокую долю – 28,5 %. ПАО «Роснефть» и ПАО «Газпромнефть» выступают в качестве основных конкурентов компании на данном рынке. В перспективе конкуренты могут увеличить свою долю путем строительства новых АЗС, расширяя присутствие в перспективных районах городов с высоким спросом и занять лидирующее положение на данном рынке. Количество АЗС у ведущих ВИНК в РФ представлена на (рис. 1)
Конкурентный анализ позволил сделать вывод, что ПАО «ЛУКОЙЛ» занимает лидирующих мест в отрасли, что позволяет компании успешно противостоять в конкурентной борьбе.
Заключение:
В целом данная курсовая работа доказывает актуальность выбранной темы ведь известно, что без проведения своевременного анализа своих конкурентных позиций, нельзя сказать точно, какие необходимо предприятию предпринять шаги, для того, чтобы их улучшить.
Одной из целей данной курсовой работы стояла оценка конкурентоспособности фирмы, на примере ОАО «Лукойл». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы конкурентоспособности, а именно:
· понятие, сущность конкурентоспособности;
· факторы конкурентоспособности фирмы;
· методы оценки конкурентоспособности.
2. Проведено исследование конкурентоспособности фирмы на примере компании ОАО «Лукойл», результатом которого оказалось, что согласно данным исследования конкурентоспособности продукции ОАО «Лукойл», имеет хорошие объемы продаж, обладает достаточно высокой конкурентоспособностью, связанной в первую очередь с тем, что его продукцию хорошо знают потенциальные потребители.
На основе данных анализа маркетинговой деятельности можно сделать вывод, что деятельность предприятия достаточно успешна, предприятие занимает определенную нишу на рынке, имеет постоянных покупателей, как оптовых, так и розничных, увеличивает объемы производства, выходит на новые рынки.
Хоть предприятие и лидер, но для удержания и улучшения своих позиций на рынке должно непрерывно улучшать показатели маркетинговой и финансовой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
-
- Крылов А.В. Менеджмент в России и за рубежом №4 2008
- Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. НЗАО Издательский дом Питер, 2005
- А.П. Романов, И.А. Жариков. Стратегический менеджмент : учебное пособие /– Тамбов : Изд-во Тамб. 2006
4. Мыльник В.В Стратегический менеджмент . НЗАО Издательский дом Питер 2003
5. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2006
6. Хмиль Т.М., Василик С.К., Шишмарева Л.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2004. – 136с.
7. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2006
8 Шинкаренко В.Г., Бондаренко А.С. Управление конкурентоспособностью предприятия. – Х.: ИД «ИНЖЭК» 2005
9 http:// www.ereport.ru
10 http://www.cfin.ru/management/strategy/plan/competitive_advantages.shtml
11 http://bizkiev.com/content/view/743/634/
-
Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2004-44 ↑